Долго думал, что написать к годовщине. То ли пересказать весь годовой маршрут марсохода, то ли сделать краткий обзор своих же постов, в которых прослежены основные вехи его пути, то ли рассказать, как Curiosity перевернул мою собственную жизнь. Много всего произошло, и на Земле и на Марсе, всего не пересказать. Поэтому решил поступить проще: рассказать основные результаты миссии. Благо, NASA на этот счет хорошую шпаргалку подготовило.
Совершенно фантастическая посадка произошла 6 августа 2012 около 9:18 по Московскому времени и начался долгий путь «улитки к горе Фудзи».
Предлагаю всем вернуться на год назад, и заново пережить волнующие моменты «Семи минут ужаса», собранные в двухминутный ролик JPL:
Инженеры и программисты JPL стали в этот день звездами телеэкрана, твит MarsCuriosity «GALE CRATER I AM IN YOU!!!» набрал 70 тыс. репостов, люди аплодировали на площадях, парках и рабочих местах. И, я уверен, такое происходило не только в США – сам следил за посадкой, а потом полдня хотелось бегать по коридорам офиса и кричать «Он сел!», правда, меня бы не поняли коллеги.
В проекте марсохода уникально почти всё. Технология SkyCrane была опробована впервые, и подтвердила свою эффективность. Набор научных инструментов, за редким исключением, не повторяет что-либо из опускавшегося на Марс. При этом Curiosity вобрал в себя богатейший опыт эксплуатации марсоходов, накопленный за время предыдущих экспедиций. Теперь он не боится темноты и пылевых бурь благодаря РИТЭГу; не боится песчаных дюн, средних размеров, благодаря широким и большим колесам; не боится торчащих камней, благодаря высокому клиренсу. Теперь операторам не надо устраивать возню с цветными фильтрами для получения цветных снимков, которые так долго выносили
Вернемся к подведению итогов за год. Главное дело Curiosity и реализованная цель – это поиск геологических пород, которые сформировались в пресной воде. Открытие произошло совершенно неожиданно и быстро: серо-голубая глина, добытая буром Curiosity удивила всех.
Важность этой находки поняли не все журналисты, поэтому некоторые не упустили возможность пошутить по поводу очередного 100500-го открытия следов воды на Марсе.
Собственно на сегодня марсоход нашел массу таких следов пройдя всего 400 метров.
Речную гальку, которая могла сформироваться только в неглубоком горном потоке длиной не менее нескольких километров:
Гипсовые жилы, которые появились, когда насыщенная кальцием и сульфатами вода наполняла трещины в камнях и глине:
Застывшие потоки грязи:
Плиты песчаника, сложившиеся на песчаном дне водоема:
Полный размер
Важность обнаружения глины не столько в следах воды, сколько в том, что эта вода не имела высокой кислотности, несовместимой с жизнью. «Красный» цвет всего Марса, и большинства геологических пород на его поверхности, связан именно с окислением, прежде всего, железа, которое дало ржавчину. Предыдущие марсоходы находили либо вулканические породы, либо окисленный грунт.
Ученые ждали глину в кратере Гейла, но предполагали ее найти у подножия горы, к которой Curiosity начал движение всего месяц назад. В Glenelg отправились просто из любопытства и для того, чтобы потренироваться. Никто не думал, что поиск древней «докислотной» глины завершится так быстро.
Такая поверхность означала, что на Марсе были условия пригодные для микробной жизни. Найти самих микробов никто не надеялся, но вот сложные органические вещества, которую непременно оставила бы жизнь, известной нам формы, должны были найтись. Но не нашлись. Даже метан в атмосфере, который видели еще с Земли, и тот оказался на нуле. Хлорметаны, о которых объявили зимой, тоже могут оказаться ошибкой и следствием воздействия тех веществ, что привезли с Земли.
Таким образом, картина древнего Марса, которая формируется по нынешним данным Curiosity – это комфортная, теплая, влажная, пригодная к обитанию планета… но без обитателей. Примерно как наша Земля, до зарождения жизни. Может быть, Марсу просто не повезло, оказаться слишком маленьким, слишком легким, слишком удаленным от Солнца, слишком рядом к поясу астероидов. Может быть, у Земли есть что-то, чего нет в остальной Солнечной системе.
Узнаем точнее после нырка в океаны Европы и Энцелада.
Что же случилось с Марсом, который превратился из райского местечка в смертоносную пустыню, еще предстоит выяснить. И подробная геологическая история раскроется перед Curiosity, когда он, наконец, доберется до горы Шарпа.
Путь только начался, но NASA рвется вперед. Уже рекорд поставило – почти 105 метров за день умудрились проехать. Кажется до смешного мало, но на все 8 км рассчитывают затратить около года, а если б каждый день по сотне проезжали, то добрались бы гораздо быстрее. Пока прошли всего 10% маршрута, но сделали это за месяц, так что темпы набраны неплохие.
Подробнее о первых 800 метрах дороги.
Зато уже проделанный путь – в космосе – поможет ученым в проектировании пилотируемой миссии к Марсу. Благодаря радиационному датчику RAD Curiosity рассказал, что ожидает людей в межпланетном пространстве.
Результаты тоже не обнадеживающие. По крайней мере, стандарты радиационной безопасности NASA препятствуют марсианской экспедиции на той технике, что есть сейчас. Инженерам предстоит сложная задачка: надо либо разрабатывать надежные средства защиты от радиации, либо искать способы быстрого преодоления расстояний между планетами. И то и другое требует времени и значительных средств. Нам остается только следить за прогрессом на этом пути и способствовать ему по мере возможности. Как это сделать я постараюсь рассказать подробнее в отдельном материале.
Еще об одной заслуге Curiosity NASA забыло упомянуть, хотя само прилагало для этого огромные усилия. Марсоход как никогда приблизил Марс к человечеству. Он вдохновляет людей по всему миру на изучение наук, на стремление в будущее, к освоению космоса. Только сейчас мы получили возможность, практически в прямом эфире, любоваться гигантскими и невероятно детализованными панорамами соседней планеты.
Мы смогли приблизиться к поверхности очень близко, и увидеть ее в натуральном цвете с детализацией до десятых долей миллиметра:
Марсоходу впервые удалось осветить поверхность четвертой планеты белым светодиодным светом, и снять со стороны этот процесс:
Снять полет Фобоса
Увидеть обе луны Марса в ночном небе
И одинокий месяц — в вечернем:
Поймать «затмения» (правильнее это событие называть транзит):
Закат
(Правда снят он на черно-белую камеру, а цвет неба позаимствован с цветного заката Spirit).
Впереди еще две кометы, и цветной закат, я уверен, тоже будет.
Один год – это только начало. Впереди еще тринадцать лет Марса, по крайней мере, атомная батарея обеспечит не меньше этого срока. Конечно, после начального ажиотажа, интерес к Curiosity изрядно сократился, но энтузиасты космоса со всего мира продолжают следить за каждым его шагом. И я постараюсь регулярно освещать его инопланетную жизнь.
Автор: Zelenyikot