Дети — наше будущее. И роботы. Дети и роботы. (с) «Типичный программист»
Время не стоит на месте, и фраза «войти в IT» уже не действует на людей гипнотически, как было некоторое время назад. Однако теперь появилась новая напасть: люди пытаются «втолкнуть в IT» своих детей, причём, чем раньше, — тем лучше. Есть спрос — будет и предложение, поэтому заботливым родителям на каждом углу предлагают свои услуги различные кружки, клубы, академии и прочие образовательные организации. Они обещают обучить ваше чадо программированию, робототехнике, и превратить ребёнка в мгновение ока в компьютерного гения, зарабатывающего миллионы ещё будучи ребёнком. Я не буду поднимать вопрос, хорошо это или плохо, так как всё субъективно. Цель данной публикации — помочь сделать свой выбор, уберечь от возможных ошибок или, наоборот, наконец-то решиться познакомить ребёнка с удивительным миром информационных технологий и робототехники.
Я верю в то, что каждый взрослый человек в душе всё равно остаётся ребёнком, поэтому даже если у вас нет детей — эта публикация всё равно может оказаться полезной.
Какое отношение я имею ко всему этому
Как меня занеслоУ меня имеется трёхлетний опыт преподавания робототехники и программирования детям от 6 до 16 лет, а также основам языка программирования C++ студентам от 14 до 63 лет. За указанный период удалось собрать достаточно материала для анализа, формирования выводов и выявления закономерностей. С детства меня привлекала психология, я люблю наблюдать за людьми, их поведением, прогнозировать на основе наблюдений дальнейшие действия, поэтому студенты разных возрастных категорий пополнили мою «копилку», и не являются единственными источниками данных. А работа системным администратором делает меня человеком, приближенным королю к миру IT и людям, работающим в этой сфере, которые тоже когда-то были детьми, и которым есть что рассказать о своём детстве. И, в отличие от наблюдений за детьми, — результат уже известен.
На тему преподавания я могу говорить долго, но в этот раз я опишу лишь некоторые рекомендации занятий по робототехнике для разных возрастных групп с указанием причин таких рекомендаций. Начнём?
0-4 года. Дети развиваются с индивидуальной скоростью, и особенно эта скорость индивидуальна в указанный период. Поэтому основная рекомендация — наблюдать за ребёнком, и начинать подкладывать ему под руки конструктор тогда, когда ему становится интересно не только ломать, но и строить (или даже чуть раньше — чтобы было с чем сравнивать). Любой конструктор. А лучше — разные конструкторы.
Что это даёт ребёнку? Думаю, мне не нужно рассказывать вам о пользе мелкой моторики рук, тактильного восприятия, восприятия цвета и прочего. Добавьте к этому списку развитие воображения, а также самое драгоценное для молодых родителей — время, за которое, пока ребёнок занят, можно сделать что-то полезное (например, отдохнуть). Требования для конструктора в данном возрасте — максимальная простота форм и безопасность. Причём, не обязательно тратить деньги на всё это великолепие с полок детских магазинов: в качестве конструктора вполне могут сойти и обычные бытовые предметы.
Например
Сын маминой подруги начальника, будучи 3 лет от роду и очень активным, мог длительное время не беспокоить родителей, если ему давали набор кастрюль с крышками. Ребёнка привлекали как возможность их помещать друг в друга, так и грохот во время этого увлекательного занятия, — в результате родителям из другой комнаты всегда было слышно, когда сыну всё надоедало.
5-7 лет. Некоторые пытаются «втолкнуть в IT» своего ребёнка даже раньше этого возраста. Не могу сказать, что это в корне неправильно (помните: индивидуальная скорость), но опыт и наблюдения показывают, что в этом возрасте дети если и делают что-то раньше или лучше остальных, — то исключительно потому, что данный период характеризуется повышенной активностью мозга, хорошей (и пока ещё свободной) памятью. Если вам рассказывают, что где-то обучают дошкольников программированию или созданию роботизированного искусственного интеллекта, — знайте: это происки маркетологов. Всё программирование в этом возрасте сводится к повторению в точности того, что требуется по картинке или заучиванию. А если даже ребёнок что-то и усвоит, то он непременно забывает это к следующему занятию. Или через месяц. Или просто забудет и не вспомнит, даже если это ему потребуется в будущем. Потому что это нужно вам, а не ему. А ему нужно играть. И даже если вы отберёте у него все игрушки, он всё равно найдёт, чем можно поиграть. Поэтому лучше пусть играет с конструктором. С любым, который ему нравится.
Дошкольный возраст отличается от другого тем, что в это время у ребёнка формируется очень важный навык — социальный. К сожалению, в школе его обычно уже поздно формировать: там пожинаются плоды. Поэтому, на радость маркетологам, я всё-таки рекомендую отправить ребёнка на какой-нибудь технический кружок. Или несколько кружков. Но запомните: их должно быть несколько не для того, чтобы ребёнку некогда было чихнуть, а для того, чтобы ему было из чего выбирать. Не издевайтесь над детьми, дайте им возможность самостоятельно выбрать, или передумать, если занятия перестали нравиться. Нет ничего хуже морального давления, которое родители часто не замечают: дети боятся своим решением расстроить близкого человека, поэтому продолжают ходить и заниматься тем, что не нравится. В этом возрасте детям важно играть с другими детьми, играть с семьёй. И на различных занятиях они тоже будут играть, просто смиритесь с этим, и понимающе кивайте на слова маркетологов о программировании роботов в 5 лет, всё-таки люди стараются.
7-9 лет. Возраст 7 лет намеренно дублируется, так как всё зависит от конкретной ситуации. Задача родителя — наблюдать, и вовремя или уже как получится успеть построиться под новые обстоятельства. Этот возраст имеет две полярности. С одной стороны, — высокая активность ребёнка, его желание свернуть горы, и искреннее удивление, если это не получается. С другой — постоянный стресс: от необходимости придерживаться дисциплины в школе, от новых обязательств перед учителями и родителями, от разочарований. Последнее, кстати, является очень важным элементом взросления, именно поэтому в данном возрасте различные кружки и секции — необходимость. Пусть с вашей помощью ребёнок научится справляться с неудачами, разочарованием. Но помните о стрессе: кружки должны дополнять его занятость, а не заполнять собой всё время. Несмотря на школьный возраст, ребёнок по-прежнему хочет и должен играть. Просто так, для себя, в свободное время.
Подслушано
Пятница, вечер, общественный транспорт. Девочка 7-8 лет возвращается с мамой с какого-то танцевального кружка:
— Мама, а послезавтра ты тоже будешь работать?
— Нет, послезавтра у меня выходной.
— Мама, а когда у меня выходной?
— …
Что касается конструкторов, то тут папы (а иногда и мамы) могут наконец-то ликовать: самое время объяснять детям основы механизмов, технологий, и даже, — программирования. Пришло время робототехники! И вот тут уже главное, — не переусердствовать. Ребёнку вполне может всё разонравиться после второго раза. И это нормально. Поэтому не выгребайте сразу весь ассортимент магазинов, чтобы потом не пришлось играть во всё это самостоятельно (или выгребайте, если всё время только и ждали для этого повода). И да, важно отметить, что младший школьный возраст является переходным от детского погружения в свои мысли и фантазии к взрослому реальному миру. И если со своими фантазиями детям было всё ясно, то во взрослом мире их необходимо научить правильно фантазировать: давайте им темы для игр, в идеале — обучающие, чтобы у игры была цель. И поддержите, есть цель не достигнута с первого раза. Играйте вместе с ними, если детей это не смущает.
10-12 лет. Подготовьте попкорн и напитки: начинается самое интересное. Примерно в это время стартует очередной важный этап взросления ребёнка. Он уже к этому времени должен был научиться социальному взаимодействию, более-менее освоиться во взрослом мире реальностей, и с пониманием относиться к тому, что не всегда всё получается. Но вот незадача: последний пункт не прошёл верификацию. Дело в том, что к 10-12 годам мозг перешёл в режим оптимальной работы, а вот тело — нет. В результате имеем низкую «пропускную способность», которая часто превращается в преувеличение своих возможностей — и ещё большие горы разочарований и неудач. Добавьте к этому этап начала полового созревания, гормональный всплеск и быстрый рост тела. Все эти процессы отбирают все жизненные силы и энергию, а страдает от этого мозговая активность. Ощущается это так, будто мозг взрослого сильно не выспавшегося человека поместили в детское тело, которым, к тому же, ещё и сложно управлять с непривычки. А тут ещё и эти дяди и тёти повсюду, которые ничего не понимают и лезут со своими дурацкими советами. В этот период максимально важно поддерживать ребёнка морально. Даже если он сопротивляется. Важно само пониманием им того, что вы его поддерживаете, и всегда на его стороне.
Если ребёнок не делится своими переживаниями, не принимает вашу поддержку, — глубоко вдохните, успокойтесь, — и примите своё поражение. Выход из данной ситуации существует — другие взрослые люди. Так получается, что период 10-12 лет — это переоценка ценностей, в том числе и ценностей семьи. В этот период детям родители перестают казаться идеальными людьми, примерно как супруги друг другу после нескольких лет совместной жизни. А так как свято место пусто не бывает — идеальными начинают казаться другие взрослые люди. Те, которые окажутся ближе всего к ребёнку, и которые отнесутся с пониманием к проблемам подростка. И вот тут уже ваша задача — сделать так, чтобы рядом с ребёнком оказались нужные люди. К счастью для вас, такими людьми вполне могут оказаться преподаватели или школьные учителя, тренеры.
И вот тут уже, разумеется, при условии желания ребёнка, он смело может «входить в IT». Пусть изучает роботов, конструирует, программирует; сложные, простые, но главное — такие, как ему нравится, и так, как ему по силам, и чтобы появлялись новые достижения, пусть маленькие. И да, пусть иногда играет. Только никому не говорите, ему — тем более.
13-15 лет. Ну что ж, пристегните ремни: мы взлетаем. Наступил тот самый возраст, когда любые советы не имеют смысла. Бороться — бесполезно, спорить — опасно, лучшая тактика — не мешать, худшая тактика — пускать всё на самотёк. Это период нарушения правил, и именно поэтому эти самые правила должны существовать, чтобы было что нарушать.
Если вы уверены, что робототехника — то, что нужно, но ребёнку не интересно сидеть с паяльником и дышать парами канифоли, — постарайтесь аккуратно поинтересоваться тем, что ему нравится, — и импровизируйте. Если сын любит рок-музыку, — расскажите, как можно из обычной гитары сделать электронную. Дочь увлекается аниме? — расскажите, что можно при помощи микроконтроллеров сделать яркий костюм с подсветкой светодиодами. Только осторожно, подальше от зубов и когтей и с осознанием того, что ваша идея может вызвать негодование, — а затем, втихаря, под покровом ночи, штурм интернета на тему ардуино. К счастью для вас, есть ещё запасной вариант из предыдущей группы — другие взрослые.
Если никакие попытки приобщить подростка к теме IT не работают — сдайтесь. Если всё-таки это «то самое», то ваш ребёнок однажды поймёт это, а поздно никогда не бывает.
16-18 лет.Вы всё ещё кипятите? Вы всё ещё считаете, что можете как-то влиять на интересы человека в этом возрасте? Даже в 14 лет ребёнок — уже не совсем ребёнок. Единственная разница между вами и им — опыт. Но он у каждого свой, и дети должны самостоятельно совершать ошибки, а не исправлять ваши. Максимум, чем вы можете быть полезны — быть наглядным пособием, на которое либо посмотрят, либо нет. Если же вам каким-то образом удалось заставить подростка заниматься компьютерными науками против его воли, — подумайте, что для вас важнее: ваши амбиции или его счастье. Все, кто учился со мной в университете по выбору специальности родителями, связали свою жизнь с другими сферами. И наоборот, — все, кто шёл своей дорогой вопреки мнению окружающих, сейчас достигли завидных высот. 4-5 лет жизни вашего ребёнка впустую, — вы готовы платить такую цену?
>18 лет. Хочется верить, что этот пункт вы читаете для себя. В этом возрасте важно… играть. Делать то, что хотели но не могли в детстве, играть с конструктором, роботом; играть вместе с детьми, играть вместо детей. Но с одним условием: после работы. Имейте совесть, другим и так будет завидно.
Разумеется, классификация возрастов приблизительная, так как, повторюсь: всё индивидуально. Если ребёнок человек не хочет быть счастливым — его не заставишь. Родителям важно понять, что главное — наблюдать за своими детьми, чтобы потом оказаться теми самыми людьми, которые лучше всего понимают уже повзрослевших детей, а они — своих детей, и так далее.
Надеюсь, чувства роботов остались не задеты.
P.S.
На КДПВ — кадр из совместной работы с учащимися из категории 13-15 лет. Спорный вопрос, кто кого «сотворял»: дети роботов, или наоборот.