Опасные случаи сближения беспилотников с ПВС или другими дронами могут происходить на больших скоростях, за пределами зоны прямой видимости и полагаться на средства визуального контроля либо крайне ненадежно, либо просто невозможно, именно для разрешения подобных опасных ситуаций создавалась система DAA – Detect-And-Avoid-System.
Функции DAA можно разделить на три большие группы
1. Обнаружение и отслеживание окружающих воздушных судов на предмет потенциально опасных действий. 2. Идентификация опасных действий. 3. Предотвращение опасных и конфликтных ситуаций, построение безопасного маршрута-уклонения и выполнение маневра-уклонения.
DAA включает ряд подсистем
Каждая подсистема решает отдельные задачи:
I. Бортовой радиолокатор для определения необорудованных транспондерами ВС. II. Система предотвращения столкновений TCAS, совместимая с технологиями гражданской авиации. III. Спутниковое автоматическое зависимое наблюдение-вещание (АЗН-В In/Out) для трансляции информации о полете и получения аналогичных данных от других участников воздушного движения. IV. Система прогнозирования и отображения информации (Conflict Prediction and Display System).
Испытания
Около года назад в США NASA выполняли полеты и тестирование системы на БПЛА Ikhana. 12 июня 2018 года БПЛА впервые совершил полет в национальном воздушном пространстве США без сопровождения специального борта. Обычно подобные полеты всегда требуют, чтобы за беспилотником следовало ПВС, обеспечивающее безопасность. Но в данном случае самолет сопровождения не применялся, а дрон использовал собственную систему предупреждения и уклонения от столкновений DAA (Detect-and-Avoid System). Особое разрешение FAA позволило дистанционным пилотам БПЛА «Ikhana» полностью полагаться на работу специального бортового комплекса.
Credits: NASA/Ken Ulbrich
Во время испытательного полета было намеренно выполнено опасное сближение пилотируемого воздушного судна с БПЛА «Ikhana», а система DAA успешно информировала пилотов и позволила выполнить безопасный маневр-уклонение.
В настоящее время вес комплекта DAA составляет порядка 50−70 кг. И, как несложно догадаться, такая система является прерогативой крупных БПЛА, по типу Ikhana или SkyGuardian. Однако, стоит отметить, что NASA также проводила работы с адаптированной для среднеразмерных БПЛА системой. Это были испытания на дроне SIERRA-B.
NASA SIERRA-B (Sensor Integrated Environmental Remote Research Aircraft)
Основной проблемой испытательной команды с SIERRA-B был меньший размер БПЛА, SIERRA-B имеет размах крыльев 20 футов и весит около 500 фунтов, против 66 футов и 8 000 фунтов у Ikhana. Тем не менее, летные испытания на SIERRA-B были успешны и позволили оценить, как стандарты DAA, разработанные для более крупных и быстрых БПЛА, необходимо будет адаптировать для среднеразмерных и более медленных дронов, чтобы открыть им доступ к коммерческим полетам в национальном воздушном пространстве.
Для менее крупных дронов, рассматриваются варианты без использования бортового локатора, в таком случае в качестве ключевой технологии применяется автоматическое зависимое наблюдение-вещание, которое также входит в состав комплекса. На сегодня специальные мобильные транспондеры для дронов предлагают несколько крупных компаний. Фирма «Sagetech Corporation» в рамках испытаний DAA NASA предоставила для дрона «SIERRA-B» свой мобильный транспондер. Есть и другие, в том числе и российские.
Подробнее о составе DAA
Давайте подробнее разберем составные части DAA.
1. Разработанный фирмой GA-ASI бортовой радар. Состоит из двухпанельной активной антенны с электронным сканированием, которая дает пилоту возможность обнаруживать и отслеживать ВС в том же поле обзора, что человек. Бортовой радар позволяет отслеживать сразу несколько целей одновременно, а также продолжать фоновый поиск новых. Является ключевым компонентом бортового оборудования DAA.
Due Regard Radar assembly
www.ga-asi.com
DAA должна обнаруживать и позволять избегать столкновений с ВС, которые как оснащены ответчиками, так и нет. Обнаружение и слежение за ВС с ответчиками осуществляется с помощью АЗН-В, системы предотвращения столкновений (TCAS).
2. Система предотвращения столкновений TCAS. Система совместима с технологиями гражданской авиации и позволяет дронам взаимодействовать с ПВС оснащенными аналогичной системой ухода от столкновений. В состав TCAS второго поколения, которая применялась на Ikhana, входит ряд элементов: среди прочих, по значимости можно выделить процессор обработки данных, а также приемоответчик режима S. Приемоответчик должен быть всегда включен. В случае, если он выходит из строя, то TCAS Performance Monitor обнаружит этот сбой и автоматически переводит систему в режим ожидания.
Introduction to TCAS II / faa.gov
3. Спутниковое автоматическое зависимое наблюдение-вещание. Передатчик и приемник АЗН-В Out/In. Позволяет транслировать в широковещательном диапазоне информацию о скорости, высоте и пр. в режиме реального времени для других участников воздушного движения, а также наземных служб. Приемник АЗН-В In на борту дрона способен получать аналогичную информацию, транслируемую другими ПВС или дронами.
ADS-B Flight Tests on Ikhana Unmanned Aircraft System
На практике, в США существует три возможные схемы взаимодействия:
I. Напрямую, когда передатчик АЗН-В Out на самолете транслирует данные, а приемник АЗН-В In на дроне получает их.
II. Через наземную станцию ретрансляции. Необходим в тех случаях, когда ПВС транслирует данные и использует линию 1090ES (чаще всего это большие коммерчески лайнеры), дрон же принимает данные АЗН-В UAT на частоте 978 Мгц.
III. В случае если ПВС вообще не оборудовано никакой из существующих систем АЗН-В, данные о таком ПВС выдаются от вторичных радиолокаторов, а затем передается наземной станции, где идет преобразование сигнала к формату АЗН-В UAT с последующей его передачей. Сигнал наземной станции принимается приемником АЗН-В In на дроне аналогично тому, как это делается во втором варианте. Такой способ обеспечивает меньший темп обновления, поскольку источником информации является вторичный локатор, однако позволяет видеть даже необорудованные АЗН-В ПВС.
4. Система прогнозирования и отображения конфликтов. Система включает в себя набор алгоритмов просчета траекторий и механизмы вывода этой информации пилотам.
Влияние
Полеты БПЛА проводимые NASA в 2018 году, были первыми которые использовали бортовые средства обнаружения и уклонения. Протестированное решение полностью соответствовало концепции FAA «видеть и избегать» (detect and aviod), а поставленные задачи, были успешно решены.
– Наша цель – создание беспилотных летательных систем, которые могут быть сертифицированы для полетов в несегрегированном воздушном пространстве, – сказал Линден Блю, генеральный директор компании разработчика аппаратуры GA-ASI.
– Сегодняшний успешный полет свидетельствует об эффективной работе, которую мы ведем с FAA, Центром исследования полетов NASA Armstrong, а также компанией Honeywell, в целях разработки окончательного стандарта для полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве с высокой интенсивностью движения, – добавил Линден Блю.
Читайте также Обнаружить и уклониться: дроны и DAA
Автор: Skyreview