Привет! Сегодня я бы хотел рассказать о нашем опыте открытия кружка детской робототехники и о тех нюансах, которые возникли в процессе.
На данный момент наша команда развивает небольшую сеть детских центров робототехники на Юге России. Первый центр мы открыли в сентябре 2017 года. Так как команда достаточно умелая, от франшизы мы решили отказаться сразу. Нам казалось: что может быть проще, чем написать свою небольшую образовательную программу? Наборы лего робототехники стоили каких-то заоблачных денег, которых на момент старта ни у кого из нас не было. Поэтому вполне логичным шагом стала разработка учебной программы по электронике и роботам на основе arduino.
Население города, в котором планировалось открыть первый центр насчитывало всего 40 000 человек. На занятия мы принимали детей от 7-ми лет. Путем сложных математических вычислений было выяснено, что в городе с данной численностью потенциально на робототехнику может ходить 200 человек. Посчитав все цифры, нам показалось, что данный вид деятельности может приносить хороший заработок. Если учесть еще то, что мы очень любили робототехнику и готовы были ее преподавать, то мы были в полном восторге.
Открытие намечалось на начало сентября, закупать все необходимое и писать образовательную программу мы начали в середине июля. Первым делом наиболее ответственный член команды открыл на себя ИП для официального оформления трудовой деятельности. Основным видом деятельности выбрали содержание досугового центра для детей. (уже точно не помню, какой ОКВЭД)
Дело в том, что для того, чтобы официально преподавать, нужна образовательная лицензия. Получить ее крайне сложно, долго и дорого. Если выбрать путь досугового центра, то возникает всего два ограничения: мы не можем писать в рекламе и публично говорить о том, что занимаемся образованием детей, и мы не можем выдавать официальные сертификаты о том, что ребенок прошел образовательный курс. Во всем остальном досуговый центр практически ничем на момент старта не отличается от образовательного учреждения.
Аренда помещения в 15 кв. м в центре города нам обошлась по 450 рублей за кв. м. На поиск помещения ушла неделя времени. Парты и стулья мы попросили в ближайшей школе. Списанная мебель, десятилетиями хранившаяся в подвале, внушала мало доверия. Мы ее перекрасили и поменяли столешницы. Стеллажи купили в Леруа Мерлен. Стоят они не так дорого, но что важнее – идеально подходят для центра робототехники. Доску и оставшуюся мелочь приобрели у местных поставщиков. Оборудование, необходимое для занятий, а именно множество различных электронных компонентов, провода и батарейки были заказаны в Китае.
Спустя пол месяца работы у нас было оборудованное помещение, наборы электроники путешествовали где-то по миру в поисках адресата. Дело осталось за малым: найти первых клиентов. Мы начали посещать всевозможные мероприятия, таскали с собой небольших роботов и раздавали листовки. За весь август таким образом к нам записалось 8 человек, что как раз составляет одну группу. Дети набирались как-то вяло, и мы не могли понять: почему? Сейчас, спустя продолжительное время и набитые шишки, я понимаю, что мы делали не так практически все, что можно было делать не так. Самая грубая ошибка, которую мы допустили, – мы думали, что наши клиенты – дети. На самом деле наши клиенты – это родители, ведь именно за ними последнее слово и они платят за ребенка деньги. Поэтому всю рекламу нужно ориентировать в первую очередь на родителей школьников. Расклейка объявлений в местах скопления родителей и посещение школьных собраний дало взрывной характер: каждый день записывалось минимум 3 человека.
Вторая ошибка, которую мы допустили, – слишком полагались на соцсети. В таком маленьком городе интернет реклама не работает вообще. То есть совсем. О каком – то SMM продвижении говорить даже не приходится. Пожалуй, единственный источник рекламы – «сарафанка». Главная проблема сарафанки – это проблема курицы и яйца. О вас не заговорят, пока о вас не будет знать много людей, но о вас не узнает много людей, пока о вас не заговорят. Исходя из этого, нужно продвигать рекламу всеми возможными методами, пока не наберется наименьшее количество людей, которое о вас узнает и сможет запустить сарафанку. Этот момент вы определите без труда: в один из дней вам просто начнут звонить через каждые пол часа и узнавать подробности детской робототехники.
Конкурентов в городе у нас не было совсем. Ни прямых, ни потенциальных. Техническим развитием детей не занимался никто, поэтому с этой стороны мы могли дышать свободно.
В сентябре мы начали занятия с первой группой в 8 человек. Вначале изучали основы электроники и электричества, учились собирать различные схемы. Основная запись у нас началась в сентябре – октябре. В среднем, набирали новую группу каждые две недели.
Политика ценообразования с нашей стороны была проведена достаточно банально: мы посмотрели, сколько берут за подобные занятия в ближайшем крупном городе. Оказалось – 500 рублей. При 8 – ми занятиях в месяц выходит 4000 рублей. Нам это показалось неимоверно много, да и в маленьком городе такие деньги никто бы не заплатил. Мы просто прикинули, что в наших условиях проводить занятия по 150 рублей будет достаточно, с этого и начали. Через 2 месяца поняли, насколько мы ошиблись, и пришлось повышать цену, что прошло со скрипом среди родителей. Мы совершенно не учли, что посещаемость детей на занятиях колеблется на уровне 80 %, что уже убирает часть потенциальной прибыли. Так же нам постоянно приходилось докупать новые электрические компоненты, так как дети часто их теряли или сжигали.
Образовательную программу, интересную детям сходу написать так же не получилось. То, что нам казалось банальным и понятным, дети не понимали, обратное так же справедливо. На данный момент у нас написано множество учебных программ: по основам электроники и электричества, основам программирования игр в Scratch, программированию Arduino, 3D моделированию и других. Нам приходится постоянно подстраивать программы под детей, иначе они теряют интерес к занятиям и уходят. Главное в занятиях робототехники – это максимально заинтересовать ребенка. Создать условия, чтобы сложное техническое обучение проходило в понятной для него форме. Создать такую обстановку сходу у нас не получилось.
Только через полгода нам удалось более-менее отработать большинство процессов обучения и управления, чтобы занятия детской робототехникой с нашей стороны перестали быть каторгой и начали приносить удовольствие и постоянный доход. За это время мы открылись еще в двух небольших городах на тех же условиях и планируем продолжить экспансию провинции. Так же за это время наши дети поучаствовали в нескольких крупных соревнованиях, и во всех заняли первое место. Отдельной темы заслуживает сравнение разработанной нами технической программы со стандартной программой на лего – робототехнике. Наша показала себя на голову выше со всех возможных сторон.
Что дальше?
С самых первых дней мы заметили, что наборов детской робототехники, рассчитанных на продолжительное время обучения по доступной цене практически нет.
Пару месяцев назад мы начали разработку своих первых наборов и совсем недавно получили первые прототипы. Начать мы решили с темы умного дома, потому как детей она очень сильно интересует и вдохновляет на образовательный процесс.
3 апреля мы запустили наши наборы на краудфандинговой площадке Boomstarter. В ближайшее время я напишу про их создание отдельную статью.
Ну а пока, вы можете посмотреть и поддержать проект на boomstarter.ru в разделе игры — Электронный конструктор умного дома «Smart Хата».
Спасибо за поддержку!
Автор: Ingir_Max