Полицейское управление города Темпе (штат Аризона) опубликовала первую видеозапись ДТП со смертельным исходом, которое произошло поздним вечером в воскресенье 18 марта 2018 года с участием беспилотного автомобиля Uber. На 22-секундном видео присутствует два 11-секундных фрагмента: съёмка с фронтальной камеры на дорогу и съёмка водителя-человека, который сидит за рулём и контролирует работу автопилота.
В результате ДТП погибла 49-летняя местная жительница Элейн Херцберг (Elaine Herzberg), которая пересекала проезжую часть с велосипедом в руках в тёмное время суток вне регулируемого перехода без световозвращающих элементов на одежде и велосипеде. Это первая в истории смерть пешехода в результате столкновения с беспилотным автомобилем.
После инцидента компания Uber временно приостановила тестирование беспилотных машин на дорогах общего пользования.
Исходя из предварительной информации, полиция не увидела вины Uber в столкновении, хотя опубликованное видео всё-таки поднимает некоторые вопросы. На нём видно, что страхующий водитель-человек не следила непрерывно за дорогой, как положено. За несколько секунд перед столкновением она опустила глаза вниз — возможно, на экран смартфона, который был у неё в руке. Водитель на видео — 44-летняя Рафаэла Васкез (Rafaela Vasquez).
Предварительные результаты расследования показали, что беспилотный автомобиль не замедлил скорость перед столкновением. Видео как будто подтверждает эту версию: ни автопилот, ни человек не успели заметить пешехода, снизить скорость или предпринять манёвр уклонения.
Начальник полиции Темпе Сильвия Мойр (Sylvia Moir) на следующий день после аварии дала пресс-конференцию и поделилась некоторой информацией о расследовании. Она рассказала, что автомобиль в момент столкновения двигался со скоростью 61 км/ч при установленном скоростном ограничении 56 км/ч (35 миль/ч). Хотя на фотографиях Google Street View нашли снимок неподалёку от места аварии, на котором ясно видно ограничение 45 миль/ч.
«Водитель сказала, что это было как вспышка, человек просто появился из ниоткуда перед автомобилем, — сказала тогда Сильвия Мойр, передавая слова водителя. — Её первым сигналом тревоги о столкновении стал звук столкновения».
В принципе, опубликованный видеоролик подтверждает, что в условиях такой плохой видимости появление в свете фар велосипедиста действительно стало неожиданным. Не факт, что водитель успел бы среагировать, если бы действительно внимательно следил за дорогой. Проблема только в том, что водитель туда не смотрел.
Сейчас полиция продолжает расследование. В понедельник представители полиции говорили, что записи с камер на автомобиле Uber не будут опубликованы до его завершения. Как видим, власти приняли решение всё-таки поделиться информацией.
«Мы часто публикуем видеосъёмку расследований, которые ведёт наш отдел, — прокомментировала детектив Лили Дюран (Lily Duran) в электронном письме для издания The Verge. — Информация, которую мы предоставили — это вся информация, которая у нас есть на данный момент. Компания Uber знает о существовании видео и ознакомилась с ним».
Uber до сих пор не возобновила испытания автопилота на дорогах. Компания выражает сочувствие родственникам погибшей и «всеми возможными способами помогает местным, государственным и федеральным органам власти в проведении расследования».
По итогам расследования маловероятно, что автопилот Uber признают виновником ДТП, но инцидент может снова поднять общественную дискуссию об опасности тестирования бета-версии автопилота на дорогах общего пользования. Хотя люди-водители ежедневно убивают сотни пешеходов на дорогах, но это стало настолько обыденным явлением, что никто не обращает внимания на эти 1,25 миллиона смертей в год. Совсем другое дело — первая в истории смерть пешехода от беспилотного автомобиля.
Возможно, полиция и компания Uber позже опубликуют дополнительную информация, которая поможет разобраться в действиях автопилота. Например, было бы интересно посмотреть данные с лазерных лидаров.
Автор: Анатолий Ализар