В 2015 году три организации, имеющие отношение к спорту и электромобилям, заключили соглашение о партнерстве. Это «Формула Е», британский венчурный фонд Kinetik, возглавляемый Денисом Свердловым и компания Charge, занимающаяся разработкой электрических транспортных средств. Цель партнерства — демонстрация возможностей современных технологий путем создания мировой беспилотной гоночной серии электрокаров. Новый чемпионат получил название Roborace. По плану, в этом чемпионате могут принимать как крупные игроки из автопромышленности, так и ведущие технические университеты. Участвовать в гонках может десять команд, каждая с двумя беспилотными автомобилями. Интересный момент — у всех команд автомобили должны быть идентичными. Различается лишь управляющая программная платформа — слабая форма искусственного интеллекта и дополнительное ПО.
Еще одна миссия Roborace — играть роль мероприятия для поддержки чемпионата «Формулы Е», класса автогонок на электромобилях с открытыми колесами. Заезды беспилотников с колесами было решено проводить перед гонками «Формулы Е» по тем же трассам, что и у основного чемпионата. Сейчас эти гонки проходят в десяти городах мира, включая Пекин, Буэнос-Айрес, Париж, Берлин, Лондон, Москву и другие. В этом месяце в Буэнос-Айресе состоялась первая тестовая гонка чемпионата Roborace. Не обошлось без аварий.
В единственном заезде участвовали всего 2 робомобиля, DevBot 1 и DevBot 2. Один из электрокаров вошел в поворот слишком жестко, в результате чего автономное транспортное средство врезалось в ограждение. Поскольку пострадал беспилотник, то о жертвах и травмах пилотов или зрителей говорить не приходится. Очевидцы выгрузили в Twitter несколько фотографий и видео с места гонок. Разработчики сообщили в своем микроблоге, что программная платформа робомобилей решила «расширить границы».
Максимальная скорость, которую развил «победитель», достигла 185 км/ч. DevBots — вовсе не миниатюрные гоночные автомобильчики, их размер позволяет с комфортом поместиться в кабине водителю. При необходимости робомобилем может управлять и человек. В тестовом соревновании двух роботизированных соперников пилотов в кабине не было, управлением DevBots занимался искусственный интеллект. Несмотря на аварию, организаторы довольны результатами заезда. Робомобили показали себя неплохо, несмотря даже на появление неожиданного препятствия в виде собаки, неторопливо бредущей по треку (фото этого лохматого участника заезда размещено ниже).
Кстати, даже авария рассматривается, как положительный момент. Дело в том, что многие зрители той же «Формулы 1» смотрят гонки, поскольку в ходе заездов иногда случаются аварии. Это делает гонки более зрелищными, получается, что аварии привлекают зрителей. Роботизированным гонкам сулили провал, поскольку, если бы ИИ управлял машинами идеально, никакой зрелищности бы заезды не обещали. Но, похоже, скептики ошибались — робогонки получаются ничуть не менее зрелищными, чем их альтернатива с пилотируемыми болидами.
Аппаратная и программная платформы робомобилей хороши. Сами транспортные средства оснащены лидарами, они размещены как в передней части DevBots, так и по бокам и сзади. Есть также камера с углом обзора в 360 градусов, информацию с которой дополняет еще несколько обычных камер, расположенных спереди. Управляющая аппаратная платформа — Drive PX 2 от Nvidia.
Техническая сторона Roborace продолжает совершенствоваться разработчиками, сам чемпионат еще не полностью готов к запуску. Собственно, поэтому в Буэнос-Айресе и были запущены всего два автомобиля. Как уже говорилось выше, основная миссия чемпионата — показать, что технологии, необходимые для создания транспортных средств будущего, уже существуют. Причем они уже готовы к использованию в самых сложных условиях. Гонки — отличный способ создать такие условия, чтобы проверить работу ИИ, управляющего электромобилями. Из десяти команд одна будет сформирована в качестве краудсорсингового сообщества, полностью открытого для предложений. Ученые, инженеры, автомобилисты смогут предлагать собственные разработки. Если их одобрят представители команды, то предложенные проекты будут реализовываться.
«Мы верим в то, что в будущем все машины в мире будут электрическими и беспилотными, что повысит качество окружающей среды и безопасность на дорогах. Roborace — это праздник революционной технологии и инноваций которое человечество достигло в этой области на настоящий момент. Это глобальная платформа для того чтобы продемонстрировать, что технологии робототехники и искусственного интеллекта могут сосуществовать с нами в реальной жизни. Таким образом, любой кто сейчас стоит на пороге этих трансформаций будет иметь платформу для показа преимущества их беспилотных решений, а кроме этого это соревнование подтолкнет развитие самой технологии», — заявил Денис Свердлов после подписания партнерского договора с другими участниками проекта.
К сожалению, полное видео всего заезда недоступно, организаторы сейчас анализируют его, оценивая поведение аппаратного и программного компонент робомобилей. Но известно, что пока гоночные роботы не готовы к полноценному участию в таких гонках, а программное обеспечение еще дорабатывается командами. Дата открытия Roborace тоже неизвестна, хотя ранее сообщалось о проведении полноценных роботизированных гонок во время текущего сезона «Формулы Е».
В процессе ожидания можно ознакомиться с серией роликов, рассказывающих о всей «кухне» Roborace.
Автор: marks