Эволюция военной робототехники удивляет, и уже начинают появляться технологии ужаса, похожие на представленные в играх «Titanfall 2» и «Call of Duty: Infinite Warfare»
П.В. Сингер – известная в военных кругах фигура. Один из главных мыслителей в этой области, он написал " Wired for War " (Создан для войны), плодотворные размышления про боевых роботов, и " Ghost Fleet " (Призрачный флот), повесть про Третью мировую войну, благодаря которой он делал доклад для Комитета Сената США по вооружённым силам. Он был техническим консультантом при создании таких игр, как «Call of Duty» и «Metal Gear», а также на съёмках голливудских фильмов. Когда серьёзные люди хотят обсудить применение машин в войнах, они приглашают Сингера, или приходят в его офис в мозговой центр New America Foundation, расположенный всего в одном квартале от Белого дома.
Поэтому не было ничего удивительного в том, что его пригласили на военно-игровой проект, пытающийся предсказать ход войн в будущем. Но прибыв туда, он обнаружил, что для иллюстрации боевых роботов будущего авторы проекта использовали картинки из таких фильмов, как «Terminator».
«А почему бы вам не взять изображения реальных машин, действующих уже сейчас?», спросил он. Как это ни удивительно, даже военные планировщики, представляя будущее войн, склоняются к НФ-роботам. «Но я должен был сказать им, чтобы они не отбрасывали полностью идею мехов».
Но, несмотря на обилие существующих военных роботов, игры также склоняются к их НФ-версиям. За последние пару месяцев две игры о будущих войнах, «Call of Duty: Infinite Warfare» и «Titanfall 2», демонстрируют мир, населённый автономными военными машинами, эмулирующими человеческую анатомию, от антропоморфной робопехоты до мехов, управляемых ИИ.
Titanfall 2
Насколько это реалистично? Соответствует ли это реальному использованию роботов на полях сражений, и вообще, зачем нужен робот в виде человека, с руками, ногами и головой? На самом деле, это очень сложный вопрос, открывающий результат смешивания будущих роботов в представлении художника и реально строящихся учёными машин.
Несмотря на научно-фантастический привкус, вопрос внешнего вида и действий боевых роботов удивительно сильно связан с сегодняшним днём. В будущем году администрация Трампа будет решать, можно ли разрешить роботам выискивать и убивать людей на поле боя без человеческого руководства.
Шаг за шагом
Контраст между практическим применением роботов и НФ существовал с момента появления этого жанра. В истории «Робби», открывавшей сборник «Я, робот» Айзека Азимова от 1950 года, Азимов предсказывал, что к 1998 году роботы уже будут передвигаться достаточно хорошо, чтобы стать партнёром по играм для детей, но при этом «Говорящий робот» будет громоздким устройством, ограниченным пределами музея. В реальности всё произошло наоборот – у вас в кармане, наверно, есть «говорящий» бот, умеющий отвечать на вопросы, но науке ещё предстоит в совершенстве овладеть биомеханикой человеческого движения.
Согласно доктору Сингеру, ноги являются сложной задачей для инженеров, поскольку они комбинируют задачи передвижения и балансировки. Для одного шага требуется работа десятка мускулов, суставов и связок, работающих вместе, от пальцев ног до бёдер, а тело и
«Работа над ними идёт, но ещё не один из проектов не был введён в действие,- говорит Сингер. – Нет ни одного рабочего прототипа, демонстрировавшегося на выставке. Мы ещё не дошли до этого».
По его словам, хотя в лаборатории антропоморфные роботы выглядят многообещающе, но сейчас они пригодны лишь для съёмки крутых видео для YouTube. Многие не могут работать без привязки к внешнему питанию. При этом, другие типы военных роботов – передвигающихся на колёсах, гусеницах, крыльях и пропеллерах – уже используются на полях сражений. «Роботы с ногами – всё ещё научный проект, а другие виды можно потрогать, увидеть в деле и купить».
Когда Сингер консультирует разработчиков игр и авторов сценариев военных действий, он держит их в курсе реальной скорости развития робототехники. Поэтому в Black Ops II, разворачивающейся в ближайшем будущем, можно будет увидеть насекомоподобных дронов, беспилотники и миниатюрные танки-часовые, и никаких гуманоидных роботов.
«Сложно представить, что через десять лет у нас будет много роботов с ногами,- говорит он. – Лет через 50 эти проблемы уже решат».
Но, по его словам, мы рано или поздно увидим роботов с ногами – поскольку такие системы крайне востребованы для городских боёв.
Человеческие тела для человеческих городов
Частично люди зацикливаются на гуманоидных роботах из-за недостатка воображения, цепляясь за то, что видели в кино. Но в будущем антропоморфных роботов наверняка будут дислоцировать на поле битвы. С учётом скорости урбанизации и роста населения, военный колледж США предсказывает, что в ближайшие десятилетия всё больше боёв будет идти в местах с высокой урбанизацией – то есть в местах, предназначенных для того, что двигается и выглядит, как люди.
«Если вы задумали робота, способного перемещаться в здании,- говорит Сингер,- то вспомните, что здания предназначены для людей определённой высоты или формы. Это реальная проблема дизайна. Мы строим мир определённым образом».
Исследователи пытаются создавать роботов, способных передвигаться в условиях простейшей человеческой архитектуры. В 2008 году на TechX Challenge предложили приз в $700 000 команде, чей робот сможет автономно войти в здание, подняться по лестнице и нажать в лифте кнопку определённого этажа. Никто его не выиграл. Большинство роботов даже до входной двери не добрались. А её даже не требовалось открывать.
Но технологии не стоят на месте. Недавно команда из Стэнфорда построила робота, способного не только нажать нужную кнопку, но и распознать кнопки на панели лифта, не виденные им ранее. Это был скачок развития. У робота работали «глаза» и «палец» – два критичных компонента оборудования, необходимые людям для передвижения по зданиям. Но лестница – такое же неестественное человеческое изобретение, как и лифт – могла остановить его.
И наоборот, используемые сейчас роботы для обезвреживания бомб обычно передвигаются на колёсах, гусеницах, или сочетают эти методы. Многие из них могут карабкаться по лестницам, пусть и неуклюже.
Call of Duty: Infinite Warfare
Если верить Сингеру, системы с ногами достойны того, чтобы их разрабатывать. Разные системы движения подходят для разных типов местности – колёса быстрые, но им требуются плоские поверхности, гусеницы жертвуют скоростью для возможности передвижения по камням – но человеческие ноги универсальны. «Ходить можно по чему угодно,- говорит он,- по ровной местности, ступенькам или горе. Можно ходить как по бетону, так и по песку».
Освоить передвижение в строениях также необходимо, поскольку военным нужны роботы, способные зачищать здания – чрезвычайно опасное занятие. Один из исполняющих свою роль роботов – это 110 FirstLook от Endeavor Robotics, переносной дрон, которого можно зашвырнуть через окно и затем управлять им дистанционно, позволяя солдатам изучать здание через камеры робота. В Пентагоне надеются, что ассортимент будущих пилотируемых и беспилотных систем захватит диапазон от экзоскелетов типа «Железного человека» до роботов, перемещающихся от двери до двери, благодаря которым солдаты смогут зачищать комнаты без жертв. Такие системы могут защитить жизни солдат, но сделать войны ещё более ужасными.
Эта динамика прослеживается в Titanfall и Infinite Warfare. В Infinite Warfare роль штурмующих помещения сил исполняют защитные роботы из Settlement Defense Front, выгоняющие игроков с укреплённых позиций и часто врывающиеся в комнаты. В Titanfall 2 игрок может взламывать роботов и превращать их в союзников, чтобы они заслоняли вас от пуль, одновременно обрабатывая огнём ваших врагов. В обоих случаях прослеживается предчувствие того, что роботы когда-нибудь смогут заменить живых солдат на слишком опасных местах. Эта тенденция развивается уже сейчас.
Робот для каждой задачи, задача для каждого робота
В Titanfall 2 и Infinite Warfare встречаются не только боевые роботы – там есть и промышленные модели. Можно попасть в космический корабль или забраться в шахту на Меркурии, и найти там роботов, выполняющих работу в условиях, в которых не выжили бы люди.
Именно в таких условиях сегодня и применяются военные и промышленные роботы – но, в отличие от их родственников БПЛА, наземные роботы сегодня в основном защищают человеческую жизнь, а не отнимают её.
Современные военные роботы в основном исполняют функцию обезвреживания бомб (Explosive Ordinance Disposal, EOD), или работают в присутствии радиоактивных или химически активных материалов. После аварии на станции Фукусима в 2011, Tokyo Electric Power Company наняла подрядчика для обзора места происшествия при помощи дрона T-Hawk. Дроны используются на Фукусиме и сегодня; в прошлом году специально изготовленный дрон передавал видео и показания по радиации изнутри реактора, три часа проработав в условиях, в которых человек не выжил бы и нескольких секунд. Это в каком-то смысле лучший из вариантов использования роботов – выполнение задач, которые, в прошлых катастрофах, например, в Чернобыле, забрали жизни рабочих.
С развитием технологий военные планировщики подыскивают роботам другие опасные рабочие места. К примеру, автоматически движущиеся конвои могут уменьшить количество жертв, подорвавшихся на минах. Роботы могут увеличить количество переносимых припасов, что уменьшит количество возвратов на базу и оградит от огня пехоту, пытающуюся доставить боеприпасы и оборудование на место сражения.
Call of Duty: Infinite Warfare
В этом году израильская компания Tactical Robotics провела первый успешный полёт AirMule, автономного воздушного спасательного дрона, способного приземляться на поле битвы и взлетать с него в местах, где не поместится традиционный эвакуационный вертолёт. Джон Хопкинс доказал, что дронами можно доставлять кровь, а в Японии тестируют доставку дефибрилляторов.
Можно заметить, что эти дроны выглядят больше как заменяемое ими оборудование, чем как люди, чью работу они отбирают – и это так и задумано. Задача робота – выполнить свою функцию, а не подражать людям. Робот-медик будет похож не на человека-медика, а на робоскорую: Robotic Extraction Vehicle/Robotic Evacuation Vehicle (REX/REV). Это автоматически передвигающаяся машина, снабжённая робоносилками. По словам Сингера, причины такой тенденции практические, а руководит ими рынок.
«Если на фабрике делают автомобили, изменения, необходимые для производства робомобилей отнимут меньше денег, если вы просто делаете то же самое,- говорит он. – Мы меняем софт, а не железо». Он добавляет, что клиенты – в том числе и военные – также с большей охотой покупают знакомое оборудование.
Для военных это особенно важно, поскольку генералы, за которыми остаётся последнее слово в закупках, довольно пожилые, и не очень доверяют технике. К примеру, в прошлом году капитан армейского киберинститута создал устройство для создания помех дронам на базе Raspberry Pi. Его можно было сделать в виде радио, но он сделал его в виде оружия, чтобы высшим чинам было понятнее. «Когда всё это размещено на ружейной базе, командованию это легче переварить»,- пояснил он Popular Mechanics. «Прицелились, выстрелили, упало».
Способность объяснять сложные технологии начальникам станет ключевой для следующей администрации. Трамп признал, что в 2007-м у него не было компьютера, а емейлы и онлайн-статьи он читал с распечаток. Для таких чиновников знакомо выглядящая технология будет иметь преимущество при принятии решения о покупке.
Но нельзя просто модифицировать текущие машины, поскольку это задерживает инновации и понижает эффективность. Роботы для очистки шахт в виде тракторов сейчас могут продаваться лучше, но, в конце концов, пустую водительскую кабину сочтут тратой ресурсов и устранят. Часть преимуществ автономных систем состоит в возможности устранить системы, ставшие ненужными, что сэкономит топливо и освободит место для грузов или оборудования.
Кроме того, робототехника может отставать в развитии из-за попыток воспроизвести человеческие движения, а не улучшать их. И хотя при помощи ног действительно удобно передвигаться, двуногая система не обязательно самая эффективная. Многоногие роботы могут стать более стабильными платформами для стрельбы и решать проблемы с балансировкой – то есть, первые рабочие роботы с ногами могут больше напоминать пауков или собак, чем людей. В будущем боевые роботы могут позаимствовать идеи дизайна у природы, как в игре "Horizon: Zero Dawn" про сражения пещерных людей с роботами.
Существует множество проектов, пытающихся воспроизвести биологические системы в роботах. Европейские исследователи работают над искусственным глазом, повторяющим сложные глаза насекомых. В MIT делают робота, похожего на гепарда – на деньги DARPA – способного бегать с большой скоростью и перепрыгивать препятствия. Другие учёные делают дронов, способных питаться энергией с высоковольтных линий электропередачи, садясь на них, словно птицы, или «поедать» органику и сжигать её для получения энергии (этот робот очень не понравился журналистам, когда они узнали, что теоретически он способен питаться трупами). Одна из команд хочет построить датчик, воспроизводящий уникальное зрение ястреба, нечто вроде системы «картинка в картинке» на телевизоре.
«Ястребы способны сканировать большие пространства, одновременно концентрируясь на добыче,- говорит Сингер. – Такая система должна быть у наших высотных дронов».
Но самое, по его словам, интересное, что роботы заимствуют у природы – это дезагрегированное сознание. Мы представляем роботов большими интеллектуальными системами, напоминающими людей, но сейчас всё больше внимания уделяется стаям небольших роботов, у каждого из которых есть своя задача, напоминающих муравьёв, способных совершать координированные атаки или наблюдения.
«Любой отдельный муравей не особенно умён,- говорит Сингер,- но совместно они способны выполнять очень сложные задачи. – Та же дилемма появляется и в робототехнике – выполнит ли задачу одна большая сверхумная система, или работать будет множество небольших частей?».
И стаи роботов – это не умозрительная технология, она уже работает. Disney запустил в Орландо воздушное световое шоу, в котором 300 дронов с LED-подсветкой формируют изображения новогодней ёлки и летящих птиц под музыку. Легко представить пугающее будущее, в котором такие дроны будут нести на себе не светодиоды, а кластерные бомбы.
Кто-то изучает муравьёв, кто-то пытается повторить особенности ястребов, и возможно, что в будущем роботы, даже похожие на людей, станут технологическими гибридами разных существ. Роботы будущего, возможно, будут бегать, как гепарды, видеть мир, как мухи и обладать человеческими руками.
А поскольку роботы – существа неестественные, им не обязательно подчиняться законам биологии и эволюции. На Земле нет животного с глазами на руках – но у современных роботов для обезвреживания бомб такая особенность есть, поскольку они используются для разминирования. Боевые роботы могут быть не гуманоидными или анималистичными, а больше напоминающими чудовищ из книг Лавкрафта, с кучей рук и глаз.
Фантазировать на эту тему интересно, пока вы не представите себя в роли солдата, столкнувшегося с таким монстром на поле боя.
Фантастика следует за реальностью, а потом реальность за фантастикой
Несмотря на все эти возможности, игровая индустрия не отходит от традиционных НФ-концепций боевых роботов – больше походящих на Железного дровосека или Метрополиса, чем на современных боевых роботов. В качестве консультанта игровых студий Сингер пытается убеждать их создавать более приземлённые системы, но дизайнеры остаются предвзятыми.
«Вы говорите: 'это нереалистично', а вам отвечают: 'Но роботы должны так выглядеть' », поясняет Сингер. «Научная фантастика влияет на наше представление о будущем».
Но постоянная подпитка культуры такими изображениями роботов имеет эффект обратного воздействия, из-за которого военные начальники, насмотревшиеся на голливудских роботов, считают, что технология приведёт нас именно туда. «В военном аспекте та же проблема: все считают, что дизайн должен быть футуристичным, потому что он выглядит футуристичным. Это порочный круг».
Но хотя это и происходит в играх Titanfall 2 и Infinite Warfare, много чего они изображают верно. Согласно современным военным теориям, роботы будут сопровождать и дополнять людей в битве, а не заменять их. В военной лаборатории морской пехоты придумывают систему MAARS – дистанционно управляемый танк, снабжённый камерами, пулемётом M240 и гранатомётом.
Call of Duty
Тем временем русский беспилотный танк Уран-9 пытается совмещать противопехотное и бронебойное вооружение в небольшом объёме, с командой, управляющей машиной с безопасной дистанции. Эти мини-танки похожи на роботов-компаньонов из Titanfall 2 или Infinite Warfare, и задача их примерно такая же – дополнять огневую мощь пехоты и охранять её.
Когда Рейес командует бронированным мехом в Infinite Warfare, он, по сути, управляет системой дистанционно, примерно так же, как пехотинцы представляют себе работу системы MAARS, или русские – Урал-9. Как и автономные гранаты в Infinite Warfare – взрывчатка с ногами, как у краба, разыскивающая врага в укрытии – стали роботизированной версией оружия, применённого полицией Далласа этим летом. Полицейские привязали С4 к роботу для обезвреживания мин и отправили его поближе к снайперу, сидящему в укрытии. Этот тревожный инцидент – первое подтверждённое убийство человека при помощи наземного беспилотника – заставило полицию пересмотреть свои правила и выпустить инструкцию по поводу того, в каких случаях допускается использование дронов-убийц.
Хорошие новости в том, что министерство обороны, следуя примеру редкого использования беспилотников в «войне против терроризма», неохотно работает над вводом в строй беспилотных аппаратов. Предшественник системы MAARS, SWORDS (также управляемый дистанционно), был дислоцирован в Ираке, но ни разу не выстрелил по врагу – частично из-за проблем с прицеливанием, выявленных при тестировании. Управляющий программой разработки аппарата предположил, что в Пентагоне осторожничают, считая, что если наземный боевой робот не оправдает ожиданий или ошибётся с целью, это отбросит программу назад на десятилетия.
Но деликатность Пентагона в использовании дронов может скоро исчезнуть – новая администрация способна переписать правила использования роботов в войне.
Администрация Трампа определит будущее роботов
Сингер считает, что увеличение автоматизации будет иметь большие экономические и юридические последствия, и что администрация Трампа будет решать будущее войны и мира. Робомобили приведут к несчастным случаям, в которых никто не виноват (это датчики неисправны, или тормоза?), а также к исчезновению рабочих мест в грузоперевозках и производстве.
«Вопрос использования роботов в войнах и на дорогах имеет не только юридические последствия; всё больше людей будут ощущать, как роботы вытесняют их экономически,- говорит Сингер. – Нечто подобное происходит в Китае, с фабрикой Foxconn – они постоянно увеличивают автоматизации. Несколько недель назад по CNN показали такой милый сюжет про робота, способного сделать рубашку от начала до конца. Что это означает для Бангладеш?»
Но, несмотря на экономические последствия автоматизации, администрация Трампа должна будет принять окончательное решение по поводу использования летального автономного оружия (Lethal Autonomous Weapon, LAW). Текущие правила от 2012 года оговаривают необходимость присутствия человека, контролирующего открытие автономной системой огня – чтобы оружие не могло убивать самостоятельно. Правила расплывчатые, и их можно обойти при необходимости, но по их условиям, решения должен принимать человек.
«В них есть пункт, согласно которому через пять лет их можно обновить, либо оставить, как есть,- говорит Сингер. – В следующем году как раз будет пять лет».
Иначе говоря, в Белом доме Трампа решат, станут ли роботы-убийцы частью американского арсенала – или же выбор между жизнью и смертью останется в руках человека.
Автор: SLY_G