В самом начале прошлого года компания Uber заявила о намерении разработать собственную технологию автономного управления автомобилем. Тогда казалось, что Uber до получения полноценного автомобиля еще очень далеко — минимум года 2-3. И это при том, что такой гигант, как корпорация Google ведет работу в этом направлении уже несколько лет. Но нет, на днях глава компании Трэвис Каланик (Travis Kalanick) объявил о том, что уже в этом месяце в Питтсбурге (Пенсильвания, США) в тестовом режиме начнет работать первый в мире сервис роботизированных такси.
Компания собирается использовать около 100 модифицированных автомобилей Volvo XC90s. Каждое такое такси оснащается полноценной системой автономного управления. Правда, машины не будут ездить по дорогам Питтсбурга без людей. За рулем будет находиться сотрудник компании — инженер, который сможет в случае непредвиденной ситуации взять управление в свои руки. Рядом с ним на пассажирском сидении будет находиться «второй пилот»: человек, который займется анализом обстановки. В поездке «второй пилот» будет делать заметки об особенностях работы автономной системы управления. А в багажнике автомобилей разместят компьютер с жидкостным охлаждением, это центральная часть всей системы, ее «мозг».
Как у компании Uber получилось создать собственную версию автономного автомобиля настолько быстро? Дело в том, что руководство понимало сложность поставленной задачи, и решило нанять лучших специалистов, которые работают в сфере разработки слабой формы ИИ. Наняты были десятки человек. Штаб-квартира проекта была открыта в том самом Питтсбурге, где и проходит обкатка роботакси.
В этом городе находится Университет Карнеги—Меллон. В этом университете, на факультете робототехники учились многие специалисты, известные сейчас своими наработками в сфере автономных систем управления автомобилями. В частности, именно здесь учился и работал создатель подразделения автономных автомобилей Googe Себастьян Тран (Sebastian Thrun). В университете он занимался вопросом роботизации автомобилей семь лет, после чего стал работать над этой же темой уже в качестве сотрудника Google. Аспирантом этого университета был и экс-руководитель подразделения робомобилей Google Крис Урмсон (Chris Urmson).
Глава Uber уже давно хотел создать собственный робомобиль. Об этом рассказал глава компании Carnegie Robotics Джон Барес (John Bares). Сейчас эта компания производит компоненты для автономных промышленных роботов, использующихся при добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и в военном деле. «Я старался опустить его с небес на землю три раза. Но в этом случае [создание роботакси — прим. ред.] он был настойчив», — говорит Барес о руководителе Uber. Сам Барес присоединился к транспортной компании в январе 2015 года, и с тех пор нанял сотни инженеров, специалистов по робототехнике и обычных механиков для участия в проекте создания автономного автомобиля Uber. Цель компании очень амбициозна — заменить более 1 миллиона своих водителей автономной системой управления в кратчайшие сроки.
Многие ученые утверждают, что до создания полностью автономных систем управления автомобилем остаются еще многие годы, возможно, десятилетия. Каланик с этим не согласен, утверждая, что его компания способна сделать все гораздо быстрее. Все потому, говорит он, что Uber — коммерческая компания, а не научно-исследовательский институт, и работать нужно быстро. Ведь прямо сейчас аналогичную технологию разрабатывают многие компании, включая Google, Tesla Motors, Ford, Volvo, Mercedes и другие компании.
Volvo и Uber подписали договор о сотрудничестве, договорившись инвестировать около $300 млн для создания полноценного роботизированного автомобиля, который смог бы попасть на дороги городов США и других стран уже к 2021 году. Uber заключила сделки такого рода и с другими компаниями. Компания продолжает нанимать специалистов по робототехнике и способных механиков, которых также вовлекают в проект роботакси.
В отличие от Google и Tesla компания Uber не планирует производить собственные автомобили. Вместо этого она разрабатывает унифицированные системы автономного управления для авто других производителей, прежде всего, для моделей от Volvo Cars. Система автономного управления автомобилем, которой оснащаются Volvo XC90, включает камеры, лазеры, радарную установку и GPS модули.
Уже в этом месяце жители Питтсбурга смогут вызывать роботакси, используя обычное приложение Uber для мобильного телефона. Пассажиры смогут размещаться лишь на заднем сидении машины. Зато такая поездка будет полностью бесплатной в пределах города. Пассажирам на время поездки будут предоставляться планшеты, на дисплее которых будет показываться оставшийся до цели путь. Клиенты компании смогут видеть и пояснения относительно того, как работает машина с автономным управлением.
Самым сложным моментом поездки по мнению разработчиков роботокси Uber являются мосты. Их в Питтсбурге более 500, и каждый из них отличается от других. Сотрудник компании, который занимает место водителя, будет брать руль в руки, если при приближении к мосту или любому другому месту прозвучит одиночный звуковой сигнал. Второй сигнал будет означать, что компьютер взял управление на себя.
Много месяцев компания Uber работала над созданием детализированных карт для своих роботакси. Карты включают не только дороги, на них отмечены здания, сооружения, пожарные гидранты, светофоры и вообще все, что есть на улицах Питтсбурга. Начиная двигаться, автомобиль автоматически собирает данные об окружающих его объектах. Вся эта информация обрабатывается при помощи ПК, находящегося в багажнике, о чем упоминалось выше. Автомобиль при движении сравнивает то, что есть на карте с текущей обстановкой. Роботакси при этом способно распознать пешеходов, велосипедистов и другие объекты.
Работа продвигается очень быстро. Как видим, компания делает определенные успехи. По словам Каланика, все это становится возможным благодаря тому, что компания все время нанимает новых талантливых специалистов. «Если Uber желает обогнать Google и быть лидером в сфере автономных систем управления автомобилями, у нас должны быть лучшие умы», — говорит он.
Автор: marks