Никто не будет спорить, что новые технологии сначала появляются и обкатываются в американском ритейле. Если Amazon и Walmart начинают что-то тестировать и внедрять, чаще всего это значит, что через пару-тройку лет у покупателей в российских торговых сетях будет аналогичный сервис. Российских — но не европейских: там ситуация с ИТ в ритейле совсем иная.
Почему я так решил, расскажу.
В сентябре ездил во Францию — заглянул на ключевую ритейл-выставку в Париж и в самый инновационный магазин одной крупной европейской сети. За несколько дней изучил разработки 100500 компаний, в основном французских, среди которых много стартапов. Темы все знакомые — использование данных, digital-маркетинг, управление цепочками поставок, омниканальность и маркетплейсы. Ожидал увидеть прорывные новинки, а встретил — местные ремейки. У многих мировых вендоров всё это давно есть в продуктовых линейках. Но, может, французские аналоги — качественнее, инновационнее, кастомнее? Чтобы разобраться, решил провести краш-тест этих поделок.
№1. Управляемые полки
Поехал на выставку. На умной полке лежат товары, а система их опознает и учитывает. Задумка классная, очень упрощает управление запасами, например, булок. На мой интерес: «Видеоаналитика? Компьютерное зрение? Машинное обучение?» — разработчики замотали головами. Сила тяжести! Наличие разных булок на полке проверяют по массе, то есть, по сути, это не полка — это весы. Беру товар, система измеряет оставшуюся массу и определяет, чем решил угоститься Retail_Tsar.
Я решил представить себя французом после посещения магазина с умной витриной, взял с полки пирожок — а потом передумал и положил его назад. Но в другое место. Редкий покупатель будет заморачиваться и возвращать товар ровно в ту точку, откуда взял. Оказалось, что это не одни весы, а несколько, информация с которых неким образом агрегируется. Простая перестановка товаров в рамках одной категории — и система не смогла посчитать и определить вид пирожка. А уж когда я выстроил их поперек полки, а не один за другим, умная полка сбилась окончательно и, возможно, отправила разработчикам просьбу прогнать этого русского.
Идея интересная, реализация вялая.
№ 2. Умный POS
Автоматическая касса, которая распознает товары на подносе, — привлекательное решение для небольших кафе, нацеленных на ланчи офисных сотрудников. Обслуживать их побыстрее было бы здорово. Техническая начинка — уже поинтереснее: система распознавания, связанная с кассовой системой и — куда без них — с весами.
Разработчики мне бодро рассказывали, что POS с легкостью отличает чашку кофе от круассана, а тот — от бутерброда. По плану система будет строить 3D-модель круассана, и если ты его обкусал или порвал, то поймет, что это было, даже если часть уже в животе. Ассортимент бизнес-ланчей обычно небольшой, зашить один раз информацию о продукции, конечно, потребует некоторого времени, но зато какой результат!
Я положил круассан набок. Система икнула и отказалась распознавать такое святотатство. Прикрыл круассан бутербродом — аналогично. А уж когда я закопал под ними булочку, система потеряла вообще все.
— Месье, — говорю, — у вас явные проблемы с распознаванием.
— Нет-нет, — отвечают разработчики, — это просто система еще не научена на эти конкретные булки, мы их утром купили. Вот к вечеру она их запомнит, еще и инженер наш приедет, проконтролирует, вот как раз тогда и приходите.
Представил, как в обед так отвечают в кафе, загрустил.
№3. Умная витрина
В топовом инновационном Парижском магазине. Умная витрина для вина, которую, как мне сказали, будут тиражировать на всю сеть. Изящная этажерка прикручена к стене, множество отсеков для бутылок. Хочешь сегодня французское, нажимаешь кнопку — подсвечивается. Хочешь полусухое — пожалуйста. Хочешь водку…, а нет у них водки!
Думаю, вы уже догадываетесь, что было дальше. Я сказал «ага» и пошел переставлять бутылки. Но подсвечиваемые секции от этого не изменились: расположение в них было захардкорено. То есть рядом требуется сотрудник, который будет следить, чтобы все стояло строго на своих местах? И под чьим внимательным взглядом покупатели будут возвращать бутылку в строго отведенную секцию? Еще, не дай боже, кончится товар: пока не поколдует электрик, будет светиться пустое поле?
Мои сопровождающие улыбнулись: «Димитри, лучше посмотрите наш проекционный стол». Стол прекрасный, белый, на него выводится проекция. Красота: ставишь бутылку, и перед тобой всплывает информация об урожае, цене, регионе, еще какие-то подробности. Понятно, что для массового сегмента или магазина у дома такая история — дорогая и бессмысленная, зато какой необычный клиентский опыт получат посетители алкогольных бутиков!
Беру бутылку, ставлю. Ничего не происходит. Поворачиваю другой стороной. Аналогично. Ну, может, конкретно эта бутылка — не особо удачный урожай, не хочет стол отображать о нем данные. Ставлю другую — тот же результат. Проверяю, включен ли стол. Ларчик просто открывался: оказалось, работает система только на продукции определенного поставщика.
Допустим, хотя решение странновато. Тогда покажите, где найти правильную продукцию. Но и это шампанское было встречено сначала игнором, а потом высветилась неверная информация. Хорош юзер экспириенс, 20 минут прикладываю к столу разные бутылки безо всякого результата. За это время опытный консультант мне бы уже продал их все, и мы бы уже выбирали сыр.
***
Я не хочу сказать, что ни одна современная французская разработка в ритейле меня не впечатляет. Есть перспективные: например, автоматизированная подсобка-куб, которая будет очень удобна для небольших обувных магазинов. Система автоматических стеллажей, которая по запросу выдает нужную модель нужного размера и следит, чтобы консультанты убирали коробку на место, что позволит здорово сэкономить место и ускорить поиск товара. Другое решение – мобильное приложение дополненной реальности, которое позволяет «примерить», например, вендинговый автомат к пространству в магазине: встанет-не встанет, останется ли нормальный проход, как будет сочетаться с окружением… Привязка элементов дополненной реальности не к QR-коду или другой метке, как мы привыкли, а к изображению — например, к рекламной листовке или флаеру.
Но все это, кроме куба — технологии, которые уже есть у нас и хорошо исследованы. Российский ритейл подхватывает их быстрее и более жаден до инноваций, чем традиционный французский — и европейский в целом. Легкий национальный колорит — распознавание круассанов или вюрстов — ничего принципиально не меняет. Дело в некой консервативности европейских покупателей, которые не пушат ритейлеров внедрять что-то новенькое, а годами ходят в один и тот же магазин. А магазины иногда даже не знают, что умеют: когда я был с семьей на Кипре и попытался расплатиться за коктейль телефоном, собралась целая толпа желающих на это посмотреть. Пришлось покупать несколько, чтобы продавцы поверили: их POS действительно умеет творить такие чудеса. Российский потребитель в этом плане гораздо избалованнее, ритейлеры — изощреннее, и технологии быстро охватывают всю страну.
Зато у французов вино хорошее. Особенно если покупать без нашей торговой наценки.
Захотите поговорить о вине и Париже — моя почта DSmirnov@croc.ru
Автор: Дмитрий Смирнов