Какие законодательные изменения повлияют на ритейл в 2019 году, как к ним подготовиться и что будет с покупательской активностью читайте в этой статье.
НДС 20% и ФФД 1.05
Первое и весьма серьёзное изменение для российского ритейла вступит в силу уже с 1 января 2019 года — с 00:00 магазинам предстоит перейти на НДС 20% и использовать формат фискальных данных (ФФД) 1.05.
Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, нужно модернизировать контрольно-кассовую технику (онлайн-кассы) и обновить кассовое ПО.
Какие неудобства встретятся на пути ритейлеров:
- возрастает стоимость владения ККТ и кассовым софтом;
- в кассовое ПО нужно добавить данные, которые требуются согласно ФФД 1.05;
- досконально протестировать связку «кассовое ПО — ККТ».
Давайте заранее объясним, почему мы так много здесь будем говорить о связке «кассовое ПО — ККТ». 54-ФЗ поменял методологию расчётов и отправки данных в ФНС. Раньше налоги рассчитывал кассовый софт и через учётную систему отправлял сведения о них в налоговую. Теперь этот процесс дублирует ещё и контрольно-кассовая техника: кассовый софт отправляет в онлайн-кассу информацию о ценах товаров, а она пересчитывает их с учётом НДС.
Разберём по пунктам:
Стоимость владения. Расходов добавляется сразу несколько:
— многие производители онлайн-касс обновление прошивки ККТ вывели в отдельную платную услугу. Причём, прошивка продаётся отдельно на каждую ККТ. Если в сети 100 онлайн-касс, значит сумма возрастает пропорционально. Более того, ряд производителей продаёт так называемые «годовую» и «разовую» прошивки. Первая учитывает в одной сумме все изменения, которые могут ещё произойти с лёгкой руки законодателей в ФФД. Вторая означает, что за каждую запятую, которую будут вносить разработчики, чтобы онлайн-кассы соответствовали требованиям закона, придётся доплачивать. То есть, в случае «разовой» каждое изменения нормативно-технической базы, вероятно, повлечёт за собой новую платную прошивку;
— аналогично поступили и некоторые разработчики кассового софта: за модернизацию своих кассовых программ, чтобы те корректно работали с обновлёнными драйверами ККТ, они запросили дополнительную оплату.
Обновлённые данные. Согласно требованиям 54-ФЗ, ФФД 1.05 должен включать следующие обязательные реквизиты, которые ККТ будет отправлять в налоговую:
- версия ФФД;
- ИНН кассира;
- место расчётов;
- признак способа расчёта;
- сумма НДС за предмет расчёта;
- суммы по чеку предоплатой (зачёт аванса), постоплатой (кредит), встречным представлением;
- адрес электронной почты отправителя чека, адрес сайта ФНС.
Кассовое ПО должно отправлять информацию обо всех этих реквизитах в ККТ. Соответственно, необходимо обновить существующие данные в софте и добавить недостающие.
Предварительное тестирование. Поскольку переход на ФФД 1.05 и НДС 20% глобальный — тут задействована не одна какая-нибудь ККТ, а все онлайн-кассы ритейлера, то, чтобы избежать внезапных проблем с наступлением нового года, нужно скоординировать действия, сроки и провести полноценное предварительное тестирование.
Тестирование нужно ещё и потому, что ряд производителей онлайн-касс регулярно меняют протоколы взаимодействия. Поэтому следует заранее убедиться, что кассовое ПО ритейлера поддерживает новую версию драйвера ККТ.
Главная проблема: время. Все работы по обновлению прошивки ККТ нужно успеть сделать за оставшиеся дни до конца года. И одна из главных проблем тут в том, что не все производители онлайн-касс могут удалённо обновить свои устройства: то есть нужно ножками ехать к каждой ККТ. Если у вас 2-3 магазина, то проблема невелика, а если мы говорим о федеральном ритейлере с торговыми точками в большинстве крупных городов нашей необъятной Родины, то трудозатраты вырастают в разы. Однако, при желании, решить эту проблему можно. Например, мы можем удалённо обновлять нашу ККТ (SKY-PRINT Mini-F, SKY-PRINT 54-F, POSprint FP510-Ф) посредством единой утилиты (рисунок ниже).
Обязательная маркировка товаров
Обязательная маркировка товаров стартует уже с 2019 года. Она затронет следующие товары: табак (с 1 марта 2019 года), обувь (с 1 июля 2019 года), шины и покрышки (с 1 декабря 2019 года), духи и туалетная вода (с 1 декабря 2019 года), фотоаппараты и лампы-вспышки (с 1 декабря 2019 года), предметы одежды (с 1 декабря 2019 года будут маркироваться: блузки из трикотажа, блузы и блузоны машинного или ручного вязания — женские или для девочек, мужские, женские и детские пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичная верхняя одежда, одежда, сделанная из натуральной или композиционной кожи).
Как будет производиться маркировка. Каждый продавец, дистрибутор подлежащих маркировке товаров должен позаботиться о том, чтобы на них был нанесён специальный контрольный знак (DataMatrix). Заложенная в нём информация при сканировании будет поступать в информационную систему «Маркировка», оператором которой выступает ФНС РФ. Таким образом государство сможет отследить всю цепочку жизни товара с момента производства до покупки конечным потребителем.
Несмотря на то, что власти не обязывают производителей маркировать товары (эта обязанность накладывается на продавцов), наиболее вероятно, что эта задача всё же ляжет на их плечи. Это касается как отечественных, так и зарубежных производителей, поскольку ввозить на территорию нашей страны товары без DataMatrix запрещено. Причём продукция необходимо промаркировать заранее, до момента поступления в таможенную службу.
Что понадобится ритейлерам. Однако продавцы полностью избавлены от необходимости самостоятельно маркировать товары не будут. Им заранее нужно озаботиться о маркировке складских остатков, а также иметь возможность разместить DataMatrix на товар в случае его возврата. Это означает, что ритейлерам предстоит всё же потратиться на дополнительное торговое оборудование, которое поможет им считывать и наносить контрольные знаки.
Это:
- двумерные сканеры штрихкодов, считывающие коды DataMatrix;
- терминалы сбора данных (ТСД), умеющие работать с DataMatrix;
- принтеры этикеток, способные распечатать DataMatrix.
Главная проблема: минимум доступной информации. Из всех товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году, более-менее проработана схема работы с законодательными нововведениями только для продавцов табака. По всем остальным категориям пока проводятся пилотные проекты и лишь по их итогам будут доработаны нормативные документы. Поэтому главный совет всем ритейлерам: максимально и регулярно мониторить сайты типа «Честного знака» и участвовать в пилотных экспериментах, чтобы заранее оценить весь масштаб трагедии и перестроить бизнес-процессы. Избежать маркировки точно не получится: если сначала она вводилась для того, чтобы государство могло бороться с контрафактом, то теперь её основная цель — дать налоговой и прочим надзорным органом максимальное количество данных и возможностей для контроля за бизнесом и своевременного пополнения казны. Да и не стоит забывать, что к 2024 году маркировка станет обязательной для всех продаваемых на территории страны товарах. Поэтому, даже если то, что вы сейчас продаёте пока ей не подлежит, быть в курсе дела нужно — маркировка всё равно вас затронет.
ЕГАИС 3.0
Переход на ЕГАИС 3.0 начался ещё в 2018 году, но полноценно он затронет ритейлеров, продающих алкогольную продукцию, и в начале 2019 года. Ведь им придётся адаптировать бизнес-процессы под помарочный учёт продукции и изменённые акцизные марки.
Помарочный учёт алкоголя. До 1 октября 2018 года производители, импортёры и продавцы алкоголя вели серийную систему учёта акцизных марок. То есть эти специальные знаки не были привязаны к конкретным бутылкам алкоголя. Акцизные марки выдавались на каждую конкретную партию алкоголя по числу выпущенных бутылок. Поэтому регулярно возникало дублирование информации: продавец мог несколько раз сканировать одну и ту же бутылку — тогда в Росалкогольрегулирование поступала задублированная информация. Конечно, это нарушение каралось штрафом, но не очень строгим.
Ещё в то время некоторые производители кассового ПО пытались бороться с дублированием акцизных марок. Например, в нашей «Профи-Т» реализован запрет на подобные действия — продавец не может отсканировать повторно ту же бутылку алкоголя.
С 1 октября 2018 года движение всей алкогольной продукции осуществляется на основе помарочного учёта (включая приёмку товаров): каждой бутылке алкоголя должна соответствовать определённая акцизная марка.
Изменения акцизных марок. Отследить каждую бутылку алкоголя с момента её производства до продажи у властей получится благодаря изменившемуся формату акцизной марки. Старый формат (от 2012 года) с 1 января 2019 года будет запрещено использовать. Согласно постановлению кабмина, до этого времени Федеральная таможенная служба должна провести инвентаризацию старых марок и уничтожить их остатки.
На старом формате акцизных марок размещались два кода: PDF417 и DataMatrix. При этом на кассе достаточно было сканировать только один: PDF417. Кассовые сканеры даже специально настраивали так, чтобы они не считывали DataMatrix и кассиры таким образом не совершали ошибок.
В новом формате акцизной марки оставили только один код — DataMatrix. Он состоит из 150 символов, отражая при этом: тип марки, серию марки, номер марки, служебную информацию ЕГАИС, контрольную сумму и электронную подпись, созданную при помощи СКЗИ по ГОСТ, дату изготовления марки.
К слову, для покупателей Росалкогольрегулирование разработало специальное приложение «АнтиКонтрафакт Алко», которое позволит самостоятельно определить легальность алкогольной продукции.
В чём сложность для ритейлеров. Им нужно до 1 января 2019 года:
- изменить бизнес-процессы и работу с персоналом (провести инструктаж кассиров);
- перенастроить оборудование, чтобы оно могло сканировать DataMatrix (как на этапе приёмки, так и на этапе продажи);
- докупить недостающее торговое оборудование;
- проверить актуальность версии кассового ПО для работы с изменёнными акцизными марками и помарочных контролем.
Ещё большее падение покупательского спроса
То, что ритейлу тяжелее года от года видно невооружённым взглядом. Главная причина в том, что, хотя официального кризиса в России нет, падение покупательского спроса продолжается. Уже сейчас можно предположить, что 2019 год исключением не станет, и может оказаться даже тяжелее предыдущих. Минэкономразвития опубликовало пессимистичный прогноз, который предполагает рост ВВП в следующем году на 1,4%, реальных зарплат — ниже 1% и инфляцию выше 4%. Эксперты называют сразу несколько законов, которые повлияют на финансовое состояние россиян:
- увеличение базовой ставки НДС с 18% до 20%;
- двойное повышение тарифов ЖКХ;
- налог для самозанятых.
В связи с этим многие аналитики считают, что в 2019 году россияне будут реже позволять себе крупные покупки, откалывая их на более благоприятный момент.
То есть перед ритейлерами ещё острее становятся задачи привлечь и удержать покупателей. Как это сделать? Вот несколько наших советов:
- плотнее работать с покупательской лояльностью — внедрять программы лояльности, проводить промо-акции;
- расширять сферы влияния: бизнес должен быть представлен не только офлайн, но в интернете, чтобы покупатели могли выбирать, как какой площадке им комфортнее с вами взаимодействовать;
- предлагать новые услуги: внедрять технологию Click & collect, делать бизнес гибридным, например, открывать на базе продуктового магазина кафе, осуществлять доставку продуктов;
- внедрять инновационные технологии, которые позволят отстроиться от конкурентов, создать WOW-эффект и привлечь покупателей;
- отдавать предпочтение надёжному торговому оборудованию и ПО, чтобы не увеличивать стоимость владения ими из-за бесконечных ремонтов.
Итак, 2019 год для ритейла выдастся непростым: на сферу повлияют как изменения законодательной базы, так и сложная экономическая ситуация в стране. Но здравый подход к построению бизнес-задач и планомерная подготовка к новым требованиям помогут удержать торговую сеть на плаву.
Автор: pilot-retail