Фото: Timo Kuusela, Flickr
Начиная с 1 февраля российские компании и предприниматели больше не могут зарегистрировать в ФНС обычные кассы. Согласно требованиям новой редакции ФЗ-54 необходимо устанавливать онлайн-кассы, которые отправляют данные обо всех продажах в налоговую через интернет. Сегодня мы поговорим о том, что на самом деле меняется — с точки зрения бизнеса, покупателей и технологий.
В чем суть закона
На словах все довольно просто — старые кассы без возможности подключения к интернету устарели и должны быть заменены на онлайн-кассы, которые умеют передавать данные о продажах в налоговую по сети. Для этого вместо электронной ленты (ЭКЛЗ) — хранит все копии чеков за последние 13-14 месяцев, должна находиться в магазине в течение пяти лет после замены и предоставляется для проверки в налоговую по требованию — в оборудовании устанавливается специальный фискальный накопитель (ФН), который не только хранит, но и передает данные о продажах и возвратах в налоговую службу.
Нововведения внедряются в несколько этапов:
- C 1 февраля 2017 года регистрируются только онлайн-кассы. Это значит, что пока еще магазины могут использовать старые кассы, но установить можно только оборудование нового образца.
- С 1 июля 2017 года можно будет использовать только онлайн-кассы. Если у магазина их не будет, придется заплатить штраф.
- Еще через год, с 1 июля 2018 года, использовать онлайн-кассы должны будут все компании и предприниматели, выдающие чеки на свою работу — от интернет магазинов до мастерских по установке межкомнатных дверей. Здесь есть и ряд исключений — например, новый порядок не коснется организаций и предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и покраске обуви, ремонту ключей и галантереи из металла или продающих изделия народных и художественных промыслов.
За несоответствие требованиям после 1 июля компании и индивидуальные предприниматели будут вынуждены платить штрафы — 10 тысяч рублей за торговлю с устаревшей кассой или неотправку электронного чека покупателю по его требованию, 30 тысяч рублей за торговлю без кассы.
Что меняется для бизнеса: новые затраты
Для того, чтобы 1 июля не оказаться вне закона компании должны либо модернизировать существующую кассу, либо купить новую c фискальным накопителем. Оба случая можно проиллюстрировать на примере оборудования компании «Пилот».
Многие наши клиенты используют фискальный регистратор POSprint FP410K — это устаревшее оборудование, которое снято с продажи. Однако, согласно новым требованиям ФЗ-54, его нужно модернизировать и привести в соответствие с требованиям 54 ФЗ. В противном случае, требуется замена — однако данное оборудование снято с производства всего несколько лет назад, а срок службы такого железа составляет 7, да и решение FP410 до сих пор является вполне конкурентоспособным. Поэтому мы помогаем заказчикам с его модернизацией, чтобы ранее сделанные ими инвестиции в инфраструктуру не пропадали впустую.
После модернизации регистратор получает название ККТ модель POSprint FP410-Ф. В ее ходе заменяется интерфейсная плата — в дополнение к стандартному RS232, появляется USB-порт для передачи данных оператору фискальных данных (ОФД). В новой плате используется более мощный процессор, он позволяет выполнять одновременно несколько задач, что в конечном счёте обеспечивает большую производительность по сравнению со старой моделью. И обязательно вместо защищенной электронной ленты (ЭКЛЗ) устанавливается фискальный накопитель (ФН).
Существует также версия фискального регистратора POSprint FP510K. После модернизации он поменяет название на POSprint FP510-Ф. Соответствие ФЗ-54 для данной модели достигается проще — сменой прошивки и заменой ЭКЛЗ на ФН. Такая модернизация называется программной (в отличии от программно-аппаратной для 410-й модели).
Если смотреть на ситуацию с точки зрения бизнеса, то для него плюсов в новой схеме не так много. Снизится нагрузка по ведению отчетности — не нужно будет заполнять ряд бумажных отчетов, например, журнал кассира-операциониста. Как результат, предполагается, что это позволит снизить количество налоговых проверок. Кроме того, ИП на патенте и ЕНВД могут рассчитывать в перспективе на небольшой налоговый вычет в размере 18 тысяч рублей.
Работа с инфраструктурой также может стать несколько проще, во-первых, не нужно будет заключать обязательный договор с ЦТО, а постановку кассы нового образца на учет можно уже сейчас осуществить онлайн.
Новая конфигурация, возможно, позволит владельцам небольших магазинов лучше наладить аналитику. В личном кабинете на сайте ОФД можно будет отслеживать информацию по продажам. Если касс, как и точек продаж, несколько, это может облегчить аналитику для малого бизнеса — владельцы магазинов смогут видеть динамику продаж и понимать, где продавцы работают качественно, а где не очень.
Сложно сказать «отобьют» ли все эти плюсы затраты на новое оборудование или модернизацию старого. С момента появления первых признаков принятия новой редакции закона заметно подросли ценники на существующее оборудование у всех производителей. Заявленные выгоды от необязательности заключения договоров с центрами технического обслуживания (ЦТО) тоже весьма призрачны. Технику кто-то должен обслуживать, ремонтировать и отвечать за ее работоспособность перед клиентом. Не стоит забывать и о том, что платить придется еще и операторам фискальных данных (ОФД), которые будут передавать информацию о продажах в налоговые органы (об этих новых игроках ниже) и за интернет.
Новые возможности для покупателей
По большому счету, единственное нововведение закона — теперь клиенты смогут требовать у магазина отправки электронной копии чека на свой email или телефон. Такая копия будет иметь одинаковую юридическую силу с бумажным чеком. Это может облегчить покупателям разрешение спорных ситуаций с магазинами — например, для осуществления возврата товара теперь не нужно будет обязательно показывать бумажный чек.
Как известно сейчас, далеко не всегда покупатели могут защитить свои интересы даже при наличии чека — не все, что называется «чеком» является официальным документом. Например, если на нем указана только цена покупки без фискального признака и упоминания об ЭКЛЗ — это значит, что данные не записаны на электронную ленту и с этой сделки не будут уплачены налоги — то с такой бумажкой ничего в суде доказать не выйдет. И даже «правильные» чеки вскоре выцветают так, что использовать их нельзя. Теперь все чеки будут официальными и доступны в электронном виде в любой момент.
В чеках нового формата будет содержаться большое количество обязательной служебной, но не интересной конечному покупателю информации: полный адрес места расчетов, ИНН, применяемая система налогообложения, регистрационный номер кассы, номер фискального накопителя, налоговые ставки на каждый товар в чеке, суммарный итог по налоговым ставкам. А использование предписанных законом терминов «приход» вместо «продажа» и «расход» вместо «покупка» на начальном этапе и вовсе может ввести в ступор часть покупателей, решивших изучить свой чек.
Кроме того, в законе используются не до конца ясные формулировки — например, магазин обязан выслать покупателю электронную копию чека по его просьбе «при наличии технической возможности». А как известно, не на всех кассовых терминалах установлены полноценные клавиатуры, так что там может не быть даже символа @ — в таком случае получить чек на почту, очевидно, все равно не удастся (хотя в магазинах, продающих условные MacBook обычно установлены кассы с достаточным количеством клавиш).
Да и если каждый клиент станет диктовать кассиру свой абонентский номер (так в законе назван номер телефона) или адрес электронной почты, будут собираться гигантские очереди — как в те времена, когда на кассе можно было пополнить номер мобильного телефона. Все это позволяет предположить, что отправка электронных чеков не станет популярной услугой. По крайней мере, без автоматизации ввода данных покупателя не обойтись. Как это сделать — решать продавцу. Способов может быть много. Со своей стороны производитель ККТ это обеспечивает, а кассовый терминал — по возможности.
Дополнительные звенья цепи
Обновленная редакция ФЗ-54 вводит понятие «оператора фискальных данных». Это компании-посредники, которые принимают данные от онлайн-касс, установленных в магазинах, и передают их в налоговую. При этом за точность передаваемых данных этот посредник не проверяет, этот момент по-прежнему должны будут контролировать сами магазины.
В настоящий момент в списке операторов фискальных данных не так много компаний. Среди них уже присутствуют и подали заявки на попадание в реестр в том числе и организации, которые занимаются электронным документооборотом. Поэтому предпринимателям, которые используют облачные сервисы бухгалтерии от компаний, ставших еще и операторами фискальных данных, будет легче использовать наработанные годами связи. Это, впрочем, не снимает вопрос о том, насколько вообще целесообразно наличие посредника между бизнесом и налоговой, который просто передает данные и не отвечает вообще ни за что. Но таковы требования.
Возможные риски новой схемы
На смену защищенным электронным лентам кассового оборудования пришли фискальные накопители, и если раньше производителей ЭКЛЗ было много, то теперь производитель пока только один (ЗАО «Атлас-карт»). Как результат — накопителей не хватает уже сейчас, несмотря на то, что до дедлайна обязательного перехода на онлайн-кассы остается около полугода и большинство магазинов еще даже не думали о переходе на новое оборудование. В результате дефицита стоимость накопителей уже сейчас в некоторых регионах серьезно завышена, и как будет развиваться ситуация в дальнейшем непонятно.
Это не единственные сложности с оборудованием, с которыми могут столкнуться компании и предприниматели. Так сейчас реестр контрольно-кассовой техники (ККТ) наводнен продукцией, у которой нет заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (читай требованиям ФЗ-54). Она имеет лишь результаты экспертизы оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на фискальный накопитель. Пересчитать число моделей, прошедших все необходимые экспертизы, хватит пальцев одной руки.
В результате может возникать ситуация, при которой компания или индивидуальный предприниматель выбирает оборудование из реестра, а затем выясняется, что оно работает, но не так, как требует закон. Распространенный пример — кассовый чек не несет полный объем необходимой информации. Для исправления проблемы производитель должен внести изменения, как правило, это изменение прошивки ККТ, доработка кассовой программы. При любом обновлении касса на время становится неработоспособной. Кроме того, при постоянных изменениях софта возможны ошибки в работе.
Сейчас с подобными проблемами сталкивается одна из крупнейших сетей продуктовых гипермаркетов — и эта компания явно будет не единственной жертвой нового порядка. Выбор моделей ККТ разных производителей, в том числе тех, с какими предприниматели имели дело до сих пор, пока ограничен. Причина тому — лазейка в законодательстве, которой воспользовался ряд производителей для попадания в реестр ККТ по упрощенной схеме, минуя экспертные организации.
Тех, кто пошел честным путем, ждет нелегкий путь, который может составить до 5-6 месяцев (полный цикл прохождения всех проверок и экспертиз). Стоимость прохождения экспертиз каждой моделью стоит немалых денег. Это может повлечь за собой сокращение модельного ряда некоторых производителей. Отсутствием модернизированных моделей в реестре, точнее спровоцированной законодателями отсрочкой их появления (см. выше), активно пользуются два ведущих производителя ККТ, ведя агрессивную маркетинговою политику и активно вытесняя с рынка конкурентов.
Резюме
Система сбора налоговых данных становится более технологичной, кроме того в схеме «покупатель-магазин-налоговая» появилось новое звено в лице оператора фискальных данных. Для бизнеса это выливается в дополнительные расходы и, как обещают представители государства, в снижение числа проверок. А покупатели вообще вряд ли что-то заметят — разве что обратят внимание на то, что чеки стали немного другими, по крайней мере длиннее.
Надеемся, что в ближайшее время, будут утверждены и официально опубликованы форматы фискальных документов (ФФД) и закончится чехарда с их изменениями. Это те документы, которыми обмениваются между собой ККТ и ОФД. На базе этого формата построена вся нынешняя система, и производителям сложно постоянно подстраиваться под их изменения. На момент написания статьи информации о принятии ФФД нет. Стоит отметить, что вся контрольно-кассовая техника, которая находится сейчас в реестре, прошла проверку на соответствие только версии 1.0 ФФД, и будет находится в реестре до 01.07.2018. После этого ее автоматически исключат из реестра, если она не пройдет новый круг экспертиз на соответствие версиям ФФД 1.05 или 1.1.
Резюмируя все вышесказанное, можно порекомендовать компаниями и предпринимателям не стараться одномоментно менять все кассы на новые. Достаточно будет первоначальной замены 10-20 процентов парка для отладки на них процедуры модернизации, взаимодействия с ОФД и сервисными организациями, чтобы понять, что день грядущий нам готовит.
В конечном итоге, все это должно позволить государству знать обо всех покупках, совершаемых на территории страны. Получится ли решить эту задачу — покажет только время. К сожалению, новая редакция закона не дает определений, а вводит только понятия. Формирование нормативно-правовой базы еще продолжается, внятные официальные информационные источники по теме отсутствуют, сроки реализации нововведений поджимают — в таких условиях хочется просто пожелать всему ритейл-сообществу успешно пережить это время.
Хотите знать больше о подводных камнях, с которыми ритейлеры столкнутся при переходе на работу по новым правилам ФЗ-54? Примите участие в бесплатном вебинаре «Вся правда о ФЗ-54 за 40 минут», который 14 марта в 11:00 проведут специалисты ГК «Пилот». Для этого нужно оставить заявку на сайте.
Автор: Пилот