Привет! Когда 26 лет назад мне удалось приобрести подержанную Jolana Diamant, Тоники и Уралы захотелось забыть как страшный сон. Потом были ещё более качественные электрогитары, а с годами проснулась ностальгия и появилось желание восстановить какой-нибудь инструмент из времён детства.
Форманта 241-БЛ представляет интерес не только достойным, особенно в сравнении с современниками, качеством исполнения, но и наличием встроенного эффекта фузз.
Насколько играбельное изделие получилось после ремонта, и насколько плохо или даже хорошо оно звучит, вы сейчас узнаете.
▍ Чем соло-гитара отличается от ритм-гитары?
В таком виде попал ко мне этот инструмент. Рычаг тремоло, конечно же, утерян. Но кто из музыкантов вообще станет пользоваться таким застревающим тремоло?
Последующая модель Соло-II арт. 254-БЛ выпускалась уже без этого недоразумения, уступившего место фиксированному струнодержателю. И это во времена, когда было принято различать «соло»- и «ритм»-гитары по наличию или отсутствию машинки!
Убрать бесполезную машинку наверняка посоветовали настоящие гитаристы, но в изделии Соло-II «Форманта» 262-БЛ она снова появилась. Видимо, ответственные товарищи из ведомства классификации товаров настояли на соблюдении стандарта.
▍ Лады
Лады очень тонкие, низкие и имеют следы износа, но на удивление вполне играбельны.
Полувековые отложения грязи были убраны при помощи изопропилового спирта, после чего накладка грифа сразу же обработана лимонным маслом.
Белорусские лады всегда были лучшими в СССР, а сегодня Синтомс — вполне конкурентоспособная марка, которую с радостью устанавливают на многие мастеровые и серийные гитары.
▍ Колки
Механизмы колков открытого типа, полностью разборные и ремонтопригодные. Шестерни червячной передачи имеют весьма значительный износ. Отсутствуют некоторые зубья.
Если найти запасные шестерни, можно будет восстановить штатные колки. Однако после модернизации Aria Pro II Jet TL у меня остались хорошие современные колки закрытого типа, которые я и установлю на Форманту.
▍ Верхний порожек и надфили для него
От верхнего порожка осталась только средняя часть, и для удержания шестой струны прежний владелец инструмента, не мудрствуя лукаво, забил телефонный гвоздик. Гвоздик легко вытащить, а порожек — заменить на китайский Alice A026B из ABS-пластика.
Кстати, обломок с клеймом Московского ПО пластмассовых и щёточных изделий образца 1973 года и обозначением цены в 30 копеек на фото — это действительно штатный порожек, или кусок иного предмета, приспособленный для данной задачи? Мне он напоминает основание гребня для волос. Кто опознает предмет, пожалуйста, напишите в комментариях.
Дешёвые связки надфилей для пропилов под струны, известные любителям электроники под названием «наборов для прочистки монтажных отверстий в платах» изначально являлись иглами, при помощи которых избавляют от нагара форсунки сварочных полуавтоматов. Такой инструмент прекрасно справляется со своей задачей, особенно если присутствует алмазное напыление.
Также можно использовать длинные тонкие иглообразные фрезы для бормашины, которыми я давно успешно пользуюсь по совету Кирилла Шмайло с канала «HardSound». Чтобы не перестараться, фрезу следует не зажимать в патрон «дремеля», а держать рукой и работать как надфилем.
Я очень люблю такие фрезы и часто пополняю их запасы, потому что пользуюсь ими для расширения отверстий в самодельных печатных платах. Со временем кончик фрезы отламывается, но к этому моменту импровизированным надфилем получается сделать немало. Это вам не дорогие высокоточные твердосплавные фрезы, ломающиеся от малейшего бокового усилия.
Новый порожек встал на место старого «как тут и был».
Как и многие другие советские электрогитары, Форманта 241-БЛ имеет нулевой лад, задающий длину мензуры. Так что функция порожка здесь сводится только к поддержанию расстояния между струнами.
▍ Нижний порожек
Нижний порожек, он же подставка, бридж (мост) или «кобылка», как чаще говорят по отношению к другим струнным инструментам, достался мне, к сожалению, некомплектным. Не хватает двух сёдел.
К счастью, кобылка Форманты представляет собой изделие по мотивам бриджа, устанавливаемого на фендеровские Джазмастеры, Ягуары и Мустанги.
Японский порожек Hosco HK-48C, на мой взгляд, прекрасно вписывается в эстетику винтажного советского инструмента. Поэтому я не буду разыскивать или изготавливать сёдла, а просто заменю всю подставку на покупную.
Межцентровое расстояние стоек штатного нижнего порожка электрогитары Форманта составляет 72 мм, а у бриджа Hosco HK-48C оно на один миллиметр больше.
Однако внутренний диаметр стакана под стойку составляет 8 мм при диаметре стойки 6.5 мм, так что можно просто рассверлить штатные отверстия с 4- до 9-миллиметрового диаметра на глубину 20 мм.
Внутри стоек японского бриджа находятся винты регулировки высоты со шлицем под 1.5 мм шестигранник. Это удобнее и эстетичнее, чем винты М4 и гайки с накаткой.
Кобылка Hosco HK-48C предусматривает фиксированный радиус грифа девять с половиной дюймов (241 мм). На первый взгляд, широкий гриф Форманты кажется плоским, с 12-дюймовым или даже 14-дюймовым радиусом. Однако измерения показывают значение 10.5 дюймов, так что порожек должен подойти нормально.
Изменить радиус HK-48C можно путём подтачивания сёдел с нижней стороны. Существует также подставка Hosco HK-42 с независимой регулировкой высоты сёдел.
Однако мне не нравятся сёдла в виде обрезков толстого болта. А самое главное, визуальное сходство с оригинальным бриджем Форманты при установке HK-42 было бы потеряно.
▍ Плексигласовые панели
Все три пикгарда Форманты выполнены из прозрачного оргстекла, окрашенного в чёрный цвет с обратной стороны. Средний, поверх которого привинчены звукосниматели, держится молодцом.
Нижний пикгард, несущий на себе выключатели датчиков, темброблок и выходной разъём, имеет трещины, а верхний — с эффектом фузз — и вовсе развалился пополам.
Итак, решено: средний пикгард оставлю как есть, а крайние усилю 0.5-миллиметровым алюминиевым листом, который вырежу по форме пикгардов и соединю с ними при помощи тонкого двустороннего скотча или подходящего клея.
Гелевый цианоакрилатный клей — то, что надо. Представленный на фото, с маркировкой HOBO на чёрной пластиковой бутылочке, не разъедает краску и не оставляет белых разводов.
С технической точки зрения, получится как у Teisco Kawai S-180: металлические крышки отсеков электроники и плексигласовая основа под звукоснимателями. А выглядеть будет так, будто в заводскую конструкцию никто не вмешивался.
Да, именно этот японский дизайн вдохновил белорусских лютиеров на создание Форманты! В свою очередь, японцы вдохновлялись Джазмастером от Лео Фендера. На мой взгляд, это не плагиат, а дальнейшее развитие творческих идей. Напишите в комментариях, что думаете вы.
▍ Электроника
Маленькие ручки переменных резисторов эффекта фузз на месте, хотя и немного потрескались в незаметных местах, тогда как большие ручки громкости и тембра утеряны.
На замену последним мной были приобретены бакелитовые ручки MF-A03, визуально подобные оригинальным. Однако они предназначены для установки не на 4-миллиметровый вал потенциометра СП3-4а, утопленного в корпус прибора, а на выступающую за пределы панели ось переменного резистора WH118 или WH148 диаметром 6 миллиметров.
Поэтому я перенесу темброблок с палладиевыми конденсаторами КМ на современные потенциометры. Кстати, по датам выпуска радиодеталей видно, что гитара произведена не ранее октября 1979 года.
Чтобы отремонтированную электрогитару не принимали за MIDI-контроллер, вместо господствовавшего в аудиоаппаратуре советских времён выходного гнезда DIN 41524 (ОНЦ-ВГ-10-5/16-Р или просто СГ5) я установлю обычный разъём под джек 6.35 мм.
▍ Заморочки с батарейками
В оригинальной схеме Форманты 241-БЛ через выходное гнездо шёл разрыв плюсового провода от батарейки «Крона», служившей для питания эффекта фузз. Если не использовать этот эффект, на электрогитаре можно играть без батарейки: вся остальная схема пассивная.
Место для батарейки предусмотрено под фальшпанелью крепления грифа рядом с настоящим некплейтом. В доставшейся мне гитаре там сиротливо лежала колодка без проводов.
Зато у данного экземпляра «Крона» прекрасно входит в отсек, который после этого нормально закрывается. Судя по отзывам владельцев других гитар Форманта и Соло, так бывает не всегда.
Либо они пытаются установить аккумулятор, который может иметь габариты чуть больше «Кроны». Хвалёный LiitoKala с гнездом USB Type-C для зарядки не входит по ширине ни под некплейт Форманты, ни в откидной батарейный отсек Harley-Benton SC-1000 VB.
Наверное, каждый прилежный школьник «знает», что выключатель должен размыкать не минусовой, а плюсовой провод от батарейки, ведь плюс — это питание, а минус — это земля и масса, которую вообще нельзя размыкать. Именно так поступили разработчики электронной части Форманты 241-БЛ.
Однако в дедушкином автомобиле массивный «секретный» выключатель размыкал не плюс, а именно массу. Можете написать в комментариях, почему. И в гитарных педалях вот уже несколько десятилетий делается то же самое, начиная с древнейшего Fuzz Face.
Поэтому я не буду первооткрывателем, припаяв минусовой провод от «Кроны» к среднему лепестку выходного гнезда. Разумеется, потребуется не моно (TS), а стерео (TRS) розетка, присущая любой электрогитаре с активной электроникой.
Когда вставлен стандартный монофонический (TS) гитарный джек, он соединит средний контакт с корпусом, чем подключит минус батарейки к общему проводу электроники гитары. А когда джек вытащен, цепь «Кроны» окажется разорванной, и батарейка не будет разряжаться.
Совершенно верно: не следует оставлять такую гитару на стойке с подключённым шнуром. И это одна из причин моей любви к инструментам с пассивными датчиками без встроенных излишеств.
▍ Экранирование и заземление струн
Выборки в древесине деки под звукоснимателями в экранировании не нуждаются, так как все проходящие там сигнальные провода экранированные. Соответственно, не нуждается в медной фольге или алюминиевой пластине и средний некплейт.
Зато верхнюю и нижнюю полости под фузз и темброблок я по традиции покрою самодельной графитовой краской, представляющую собой смесь пыли графита с акриловым лаком на водной основе. Графита лучше не жалеть. Чем его больше, тем лучше. Краска должна иметь консистенцию жидкой грязи или пластичной графитовой смазки.
Акриловый лак даёт некоторую усадку, и получается хороший контакт между пылинками, в отличие от нитролака для ногтей. Излишки готовой токопроводящей краски можно хранить несколько месяцев в герметично закрытой посуде. Однако готовить краску удобнее маленькими порциями, чтобы тщательно перемешать графит с лаком.
Если после высыхания вам не нравится получившееся сопротивление экранирующего покрытия, то можно нанести второй слой. На самом деле, стремиться к высокой электропроводности необязательно.
Даже покрытие с сопротивлением в пару сотен килоом на расстоянии нескольких сантиметров не пропустит в усилитель щелчки от статических разрядов, образующихся при трении деки электрогитары об одежду. Другие наводки также гасятся достаточно хорошо.
Рядом с местом под выходной разъём в деке есть отверстие, закрываемое пластиной машинки тремоло. Туда должен идти провод, через который заземляются струны.
У доставшегося мне экземпляра Форманты этот провод отсутствовал, а все остальные провода были разрезаны и соединены неаккуратными скрутками под чёрной изолентой, что свидетельствует о неквалифицированном вмешательстве.
Итак, надо отвинтить машинку тремоло и проложить заземляющий провод. А также избавиться от скруток, восстановить отвалившиеся точки пайки, и так далее. То есть, проявить внимательность, аккуратность и понимание схемы.
▍ Ремонт блока выключателей
А вот и самая обидная из всех неисправностей нашей винтажной электрогитары. Давайте снова посмотрим на это фото.
Клавиша активации звукоснимателя работает следующим образом: коромысло давит на фигурно изогнутую пружинку, и она нажимает на шток концевого микровыключателя, попутно фиксируя клавишу во включённом положении. Позиция «выключено» фиксируется упором коромысла в ту же самую плоскую пружинку.
Красивое решение, вот только одна из пружинок сломана. Однако мне повезло: та часть пружинки, которая работает на изгиб, сохранилась. Отломан участок, работающий на скольжение по внутренней поверхности клавиши, и его можно заменить деталью из того же 0.5-миллиметрового алюминиевого листа, которым усилены пикгарды.
Поломки устранены. Теперь можно собрать электрогитару, установить струны, отрегулировать их высоту и мензуру, а затем попробовать поиграть.
▍ Что получилось в итоге
Все звукосниматели работают, темброблок и встроенный фузз — тоже. Переключатели срабатывают почти всегда с первого раза, а со второго раза — всегда. Наверное, к ним просто следует приноровиться.
Функционирует даже анкер грифа, чем не могут похвастаться многие «Уралы». Первое впечатление, что инструмент сделан с любовью, сохраняется и подкрепляется.
Судя по звучанию фузза, электролитические конденсаторы выполняют свои функции, и желания что-нибудь заменить или переделать в электронике не возникает. Для других целей у меня есть другие гитары, а эта Форманта прекрасна именно своей самобытностью.
Если заменить лады, играть станет комфортнее. С другой стороны, экстремально винтажный профиль грифа с изношенными ладами заставляет играть по-другому, импровизировать и находить новые музыкальные идеи. Именно этим могут обогатить нас винтажные инструменты.
Расскажите в комментариях про свой опыт, связанный с подобными электрогитарами. Что на них играли, в какую аппаратуру, как переделывали, и к чему это вас привело.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Lunathecat