Департамент средств массовой коммуникации и рекламы Москвы потребовал исключить размещение QR-кодов на билбордах от компаний в сфере наружной рекламы. Соответствующее письмо получили ведущие операторы наружной рекламы. Использование QR-кодов в различных схемах манипулирования информацией набирает в России популярность с 2020 года. В разное время технологией пользовались крымские финансовые мошенники, торговцы «пропусками» в пандемийные рестораны и театры, фальшивые QR-коды клеили даже на кикшеринговые самокаты в Москве.
Что касается непосредственно наружной рекламы, то о последнем инциденте СМИ сообщили 7 декабря: команда Алексея Навального заявила о том, что разместила в городах России, в частности Москве и Санкт-Петербурге, билборды с новогодними поздравлениями (нейтрального содержания), на которых были нанесены QR-коды, которые вели на сайт кампании «Россия без Путина». Плакаты были размещены на поверхностях Gallery (в июле компания вошла в состав оператора ГК «Русс»). Сейчас плакаты в Москве и Санкт-Петербурге уже сняты, отмечал Telegram-канал Sota. Сайт, на который вел QR-код, заблокирован.
Представитель «Русс» отметил, что оператор считает рекомендацию московских властей «правомерной», учитывая «учащение хакерских атак, попыток взлома систем, переадресацию и фальсификацию QR-кодов на уже размещенных макетах». При этом доля билбордов с кодами минимальная — до 2%, подчеркнули в компании. Maer в своей деятельности практически не использует QR, отметил владелец медиахолдинга Константин Майор: «Даже если заказчик проявляет настойчивость, объясняем, что конверсия будет мизерной».