Вчера компания «Яндекс» запустила проект «Яндекс.Радар» — рейтинг самых популярных ресурсов в рунете, который строится по математический модели на основании агрегированных данных «Яндекс.Браузера». При желании площадки могут подключать данные из «Яндекс.Метрики», чтобы добавить в статистику демографические данные по аудитории и др.
Новый сервис понравился не всем. Главный конкурент «Яндекса» в российском сегменте Mail.Ru сразу же заявил о недоверии этой метрике и попросил убрать из рейтинга свои сайты.
Mail.Ru считает, что «Яндекс» сам является игроком рекламного рынка, и поэтому ему некорректно вести такой рейтинг. Кроме того, он заведомо неправильно отражает аудиторию сайтов, поскольку опирается на данные «Яндес.Браузера». То есть завышенные показатели будут у сайтов, где высока доля пользователей «Яндекс.Браузера». Очевидно, что это лояльные «Яндексу» ресурсы.
На иллюстрации: топ-10 самых популярных сайтов рунета по версии «Яндекса» за период с 1 по 9 ноября 2018 года (в млн). Синим обозначены сайты, которые предоставили свои данные, красным — оценка математической модели «Яндекса»
«Ситуация, когда один из крупнейших игроков российского рекламного рынка измеряет этот рынок, выглядит абсурдно. Заинтересованность компании в этой ситуации слишком велика — примерно как если бы телевизионные рейтинги измерял и публиковал один из телеканалов, — сказано в сообщении Mail.Ru Group. — В нынешнем виде проект будет занижать аудиторию практически всех крупных зарубежных игроков (Google, Facebook, AliExpress), а также тех российских, которые не поставят счётчик „Метрики“: Mail.Ru, „Одноклассников“, „ВКонтакте“ и, мы уверены, многих других крупнейших площадок, с которыми компания „Яндекс“ конкурирует в различных сферах».
Mail.Ru отказывается ставить счётчик «Метрики», потому что «обладает уникальными знаниями об аудитории своих проектов, и эти знания представляют большую рыночную ценность. «Яндекс» является коммерческой компанией и нашим конкурентом, мы не готовы ставить его счетчики на все наши проекты, передавая ему огромное количество ценной информации».
Исходя из этого, Mail.Ru отказывается от участия в рейтинге со своими проектами («Почта», «ВКонтакте», «Одноклассники», портал Mail.Ru, медиапроекты, «Игры» и т.д.) и требует удалить из рейтинга принадлежащие ей бренды: «Мы считаем, что право не участвовать в рейтинге должно быть предоставлено любой интернет-площадке вне зависимости от того, установлен на ней счетчик „Яндекса” или нет, — сказано в заявлении. — Мы готовы вместе со всеми крупными участниками рынка, включая “Яндекс”, поддерживать и развивать независимые способы измерения, такие как проект компании Mediascope, которая является признанным измерителем показателей медиа на многих рекламных рынках».
В компании «Яндекс» считают, что рейтинг будет полезен рекламодателям, маркетологам, медиа и владельцам сайтов: «Любому рекламодателю важно знать, какую аудиторию он сможет привлечь и насколько эффективны будут его инвестиции. Около 80% крупных рекламодателей и агентств планируют свой бюджет, опираясь на данные аналитических систем — обычно двух и более. С помощью нашего рейтинга они смогут получить полную картину, поскольку он учитывает посещаемость всех сайтов, — такой инструмент на рынке давно ждали», — сказал коммерческий директор «Яндекса» Леонид Савков.
«Яндекс» пока не дал официальный ответ. Но вряд ли он согласится удалять из рейтинга сайты, принадлежащие Mail.Ru, потому что в этом случае рейтинг потеряет значительную часть своей объективности. По идее, Mail.Ru не имеет эксклюзивного права на оценку посещаемости своих сайтов. Кроме того, в случае такого прецедента аналогичные требования могут выставить владельцы других сайтов, и тогда рейтинг станет совершенно неполным.
Запуск рейтинга сайтов «Яндекс» анонсировал в сентябре этого года. Уже тогда сообщалось, что аудитория Google и Mail.Ru Group будет рассчитываться на основе собственных данных «Яндекса». В комментарии «Ведомостям» представители Mail.Ru Group сообщили, что компания не готова присоединиться к рейтингу конкурента. В Google отказались от комментариев.
Несмотря на «неготовность» Mail.Ru, её проекты всё-таки включили в рейтинг.
Автор: Анатолий Ализар