Индекс потребительского доверия Nielsen в России в I квартале 2016 года продемонстрировал падение сразу на 11 пунктов по отношению к предыдущему кварталу — до 63 пунктов. Это самое низкое значение, как за время «кризиса», так и по отношению к довоенному 2013 году. Индекс опустился ниже своего исторического «дна» в 72 пункта. Оно было достигнуто год назад, в первом квартале 2015 года (исследование ведется с 2005 года).
По Nielsen свободные деньги сейчас есть у 82% русских. Преимущественно эти деньги тратятся:
- На одежду — у 36% россиян;
- отпуск — 31%;
- 31% россиян откладывают свои свободные деньги;
- 26% тратят свободные деньги на развлечения;
- 21% на обустройство дома;
- 12% на технику и электронику.
В 4 квартале группы тех, кто тратит деньги на обустройство дома и группа тех, кто предпочитает потратить их на электронику и технику, были практически равны: 23 и 21% соответственно.
Изменение потребительских предпочтений нашло отражение в статистике Яндекс.Маркета. В апреле стало известно, что товары для дома, дачи и ремонта впервые обошли по выручке Яндекс.Маркета потребительскую электронику.
Товары для дома, дачи и ремонта впервые обошли по выручке Яндекс.Маркета потребительскую электронику
Экономика страны находится в рецессии, так считают 88% потребителей в РФ. Квартал назад, в конце 2015 года, это мнение звучало на 7 процентных пункта реже. Людей беспокоит:
- Состояние экономики, как считают 19% русских;
- сохранность рабочих мест — 16%;
- растущие цены на еду — 12%;
- война — 8%;
- здоровье — 8%;
- долги — 7%.
Квартал назад среди пугающих факторов не было «долгов», но с существенной долей присутствовал пропавший сейчас «терроризм» (в ноябре прошлого года стало известно, что причиной крушения русского самолёта A321 на Синайском полуострове стал теракт). «Терроризм» — появляется в рейтингах не всегда, так ещё 1 квартал назад, в III квартале 2015 он не беспокоил россиян, зато свои 5% беспокойства имели «долги» (привычная категория для рейтингов). В конце 2015 года сохранность рабочих мест беспокоила меньшее число русских, чем сегодня — 11%, как и общее состояние экономики — 17% квартал назад.
До 76% русских вынужденно или сознательно экономят. При этом:
- 61% экономит на одежде;
- 59% на развлечениях вне дома;
- 52% покупают более дешёвые бренды продуктов питания;
- 47% экономят на коротких отпусках;
- 45% отложили обновление техники и электроники;
- 36% меньше покупают еды на вынос.