В 2014 году объем венчурных инвестиций в России упал на 26% – до $480,9 миллиона в год – по данным Российской венчурной компании (РВК) и PwC. Пока инвесторы крупных фондов выжидают, растет активность бизнес-ангелов.
Издание Firrma.ru совместно с РВК и НАБА (Национальная ассоциация бизнес-ангелов) проанализировали работу российских частных инвесторов в 2015 году. В исследование попали те бизнес-ангелы, которые сделали не менее одной венчурной сделки за последний год, но и не менее двух за последние два года.
Главный критерий рейтинга – число проинвестированных проектов за год.
Поэтому это список не лучших ангелов, а тех, кто продолжает наиболее активно инвестировать в стартапы.
Игра «в четыре крыла»
Новый рейтинг подтвердил тренд последних лет: бизнес-ангелы предпочитают инвестировать совместно с партнерами. Правда, если раньше они делали это в том числе с фондами ранних стадий, то теперь работают в основном только друг с другом. Из 23 бизнес-ангелов, заполнивших анкету для Firrma, 13 синдицировали все сделки за последний год – в том числе через интернет-площадки (SmartHub) и благодаря работе клубов бизнес-ангелов (VentureClub, Сколковский клуб бизнес-ангелов).
Цена вопроса
Российские бизнес-ангелы вкладывают в каждый проект не слишком большие суммы – обычно $50–100 тысяч и нередко даже $25–50 тысяч.
В гостях – хорошо, а дома – лучше
Подавляющее большинство бизнес-ангелов, опрошенных Firrma, инвестируют именно в российские стартапы – видимо, это связано с тем, что в знакомой среде легче синдицировать сделки и обсуждать условия работы с предпринимателями. Лишь некоторые частные инвесторы инвестируют в израильские, американские и европейские стартапы.
Входы и выходы
Для большинства опрошенных бизнес-ангелов качества команды куда важнее идеи проекта и даже того, как именно она оказалась воплощена в прототипе продукта. «Если я не доверяю основателям или они мне неприятны как люди, я не вкладываюсь, как бы ни был привлекателен проект, признается Юлиан Зегельман.
У большинства бизнес-ангелов, опрошенных Firrma, нет ни одного выхода за последний год, лишь нескольким удалось продать свою долю в 1–2 стартапах. За все время работы бизнес-ангелов у большинства из них не более 2–3 выходов или вообще их нет.
Топ-7 самых активных бизнес-ангелов
1. Александр Бородич
Источник: FIRRMA
Количество проинвестированных проектов за последний год: 14.
Средний чек: $25–50 тысяч.
Сферы инвестиций: интернет вещей, облачные вычисления, умные города, SaaS-сервисы.
Проекты: сервис видеорекламы GetShopTV; сервис доставки здоровой еды GrowFood.pro; сервис по уборке Ulime.ru; индийский биткоин-кошелек UnoCoin; американский производитель устройств для управления домашним климатом KeenHome; сервис анализа данных для оптимизации издержек AppZen; американский 3D-биопринтер для регенеративной медицины.
Выходы: 1.
Главное правило: «Я инвестирую в людей, а не в проекты»
2. Алексей Карлов
Источник: bi-impulse.ru
Количество проинвестированных проектов за последнй год: 13.
Средний чек: $10 тысяч.
Сферы инвестиций: цифровые коммуникации, социальные медиа, инструменты медиааналитики, сервисы инфографики.
Проекты: Meerkat (онлайн-вещание); LifeFilm (обработка видео); Willdev.in (система тестирования программистов); эксперимент с упаковкой контента с мероприятий (вместе с отделом Arg.Events), а также проект на рынке концертов, проект аналитики GIF-изображений, приложения на основе LinkedIn и Twitter, CRM-сервис и приложение для Apple Watch.
Выходов нет.
Главное правило: «Интересны люди, которые хотят и уже начали работать на себя. Именно работать (программировать, мастерить, продавать, общаться), а не только руководить».
3. Богдан Яровой
Источник: tadviser.ru
Количество проинвестированных проектов за последний год: 10.
Средний чек: до $100 тысяч.
Сферы инвестиций: большие данные, blockchain, носимые гаджеты, виртуальная реальность, финансовые технологии, экономика шэринга, электронное обучение, здравоохранение.
Проекты: платформа для продажи фотографий из соцсетей Lobster; камера для съемки на 360° Panorics; система контроля за передвижением багажа «Багаж из рук в руки»; онлайн-поиск для шопинга Shople; мобильный сервис для игры в «Мафию» SmartMafia; сервис цветокоррекции фотографий «Правильный фильтр»; сервис автоматизации рекламы в социальных сетях HiConversion.
Выходов нет.
Главное правило: «Я выбираю проекты, команды которых способны ставить перед собой амбициозные задачи, совершать технологические прорывы, меняющие устоявшиеся рынки».
4. Юлиан Зегельман
Источник: intellectpro.ru
Количество проинвестированных проектов за последний год: 10.
Средний чек: $25–50 тысяч.
Сферы инвестиций: электронная коммерция, SaaS-сервисы, «железные» проекты, интернет вещей, инфраструктурные проекты для биткоин-индустрии.
Проекты: BioBots (3D-принтеры для биологических материалов); мобильный сервис для доставки химчистки на дом Cleanly; скидочная e-commerce-платформа для биткоинов Purse; поисковик для крупных внутренних баз данных QBox.io; мобильная платформа для поиска и управления телемаркетерами VOIQ; LitBit – система защиты дата-центров и «железа» от атак хакеров.
Выходов нет.
Главное правило: «Лучше проинвестировать больше проектов с меньшим чеком, чем несколько, но с большим».
5. Виталий Полехин
Источник: RUSBASE
Количество проинвестированных проектов за последний год: 8.
Средний чек: $50–150 тысяч ($1 млн на ранних стадиях).
Сферы инвестиций: совместное потребление, цифровое здравоохранение, онлайн-образование, интернет вещей, игры, потребительские интернет-сервисы.
Некоторые проекты: немецкий онлайн-сервис для подбора лекарств optobee.de; cервис доставки готовых наборов еды Chefmarket; сервис онлайн-бронирования столиков в ресторанах Gettable.
Большинство выходов бизнес-ангелов, по мнению Полехина, случались потому, что и предприниматель, и инвестор развивали проекты, изначально предназначенные для продажи, а не для абстрактного вклада в жизнь будущих поколений. «Инвестиции даже в успешный, но просто “интересный и перспективный проект” могут закончиться провалом, если оказываются вне инвестиционного фокуса следующих инвесторов в цепочке», приводит высказывания Полехина издание Slon.ru.
Выходы: 5
Главное правило: «Входя в проект, знай, где выход».
6. Константин Синюшин
Источник: retail-loyalty.org
Количество проинвестированных проектов за последний год: 8.
Средний чек: $150–250 тысяч.
Сферы инвестиций: маркетплейсы, проекты с моделью Uber, сервисы для увеличения эффективности ритейла, облачные рекомендательные сервисы, сервисы в сфере краудсорсинга контента и унифицированных коммуникаций.
Проекты: онлайн-площадка для подбора персонала JungleJobs; сервис рекламы и покупок для SmartTV GetShopTV; сервис подбора исполнителей для ремонта Radme.ru; сервис персональных рекомендаций контента для ТВ и видеосервисов eContenta; сервис лояльности Giftoman; рекомендательный сервис для шопинга Love2Shop; сервис для продажи одежды BoommyShop; сервис для работы с электронной почтой MailBurn.
Выходов нет.
Главное правило: «Новые продукты, создающие новое качество на сложившихся рынках».
7. Эдуард Фияксель
Источник: vitamin-group.livejournal.com
Количество проинвестированных проектов за последний год: 8.
Средний чек: $50–100 тысяч.
Сферы инвестиций: облачные технологии, энергоэффективность, телекоммуникации, интернет вещей, медицинские технологии.
Некоторые проекты: система мониторинга и прогнозирования локальной погоды «Орнамент»; онлайн-площадка для инвестиций VentureClub; прибор для коррекции осанки «Ортотон»; МегаТЭК; Экон; облачный офис Clouds NN.
Выходы: 2.
Главное правило: «Дорогу осилит идущий».
Автор: semen_grinshtein