С 6 по 8 октября в Москве пройдет 15-я ежегодная конференция ISDEF 2016. О программе подробно прочитайте в нашем предыдущем посте. Как мы уже говорили, наш ISDEF – это теплая ламповая встреча тех, кто основал и развивает ИТ-компании, которые живут на свои заработанные, без грантов и инвестиций. Член правления ассоциации ISDEF Виталий Янко vital выступит на конференции с докладом «Перспективы продуктовых компаний в робототехнике». В этом посте Виталий поделился основными тезисами своего доклада.
Тезис 1. Какие разработки для робототехники нужны сейчас?
Робототехника — это технология, которая не работает в отрыве от физических свойств реального аппаратного обеспечения. То есть нужно программировать реальное «железо» с поправкой на все его ограничения, часто выявляемые уже в ходе использования.
В России рынок образовательной и сервисной робототехники ежегодно удваивает обороты. Рост промышленной робототехники, скорее всего, тоже продолжится — за счет компаний, которые будут автоматизировать свое производство. И к этому моменту те разработчики, у которых будут и интеграторские компетенции, и свои математические «фишки», упакованные в продукт, имеют шанс преуспеть, но некоторым соваться на рынок противопоказано.
Тезис 2. Если нет своих алгоритмов, то соваться бессмысленно
На рынок робототехники несколько поздно соваться, если у вас нет своих уникальных алгоритмов управления по обратной связи. Рынок робототехники представляет из себя несколько сегментов, которые сейчас переживают бум – во-первых, это образовательная робототехника, которая только начинает уходить от конструкторов. Во-вторых, это сервисная робототехника, где роботы создаются для того, чтобы помочь человеку. В сервисной робототехнике рынок идет по пути создания узкофункциональных вещей. Например, робот телеприсутствия, робот-полотер, робот-пылесос, все со своей небогатой функциональностью. В этом сегменте есть явная проблема, как сделать роботов более функциональными. Шагающие роботы пока еще шагают плохо, еле-еле встают с колен, хоть чемпионы индустрии уже и мягко сопротивляются толчкам. Но смысл в их наличии есть только исследовательский. У промышленных роботов-манипуляторов чувствительность тоже является камнем преткновения, хотя это один из наиболее развивающихся сегментов. На фабриках требуется полностью убрать человека из контактных операций.
Рынку нужны новые алгоритмы, которые бы учитывали обратную связь. Ряду предприятий приходится «хакать» официальные планировщики движения промышленных роботов. Туда мы и устремились, чтобы «хакать» не пришлось. Одной из веток является также медицинская робототехника. Вот там бум на рынке восстановительного функционала для опорно-двигательного аппарата. Но – без успешного моделирования на базе алгоритмов управления движения по обратной связи там делать нечего.
Тезис 3. Создать робота без инвестиций, имея только гениальную идею, практически возможно, но это долго
Создать робота с нуля можно, и это не обязательно дорого — талантливый математик или инженер могут сделать бионическую руку, но продвижение на рынок потребует большого количества поклонников-энтузиастов, которые будут помогать и/или покупать созданное. Сейчас количество энтузиастов-одиночек, которые что-то делают, сравнимо с количеством потребителей таких эксклюзивных решений. Так что явно нужно объединяться вокруг идеи в проектные коллективы и развивать сообщество адептов, а на это уходят годы.
В то же время соваться в производство более громоздкого «железа», возможно, уже поздно. Из стран Старого и Нового света противостоять Дальнему Востоку в плане производства промышленных роботов могут только отдельные европейские и канадские производители.
Однако не поздно и начать разрабатывать на заказ, к примеру, промышленный робот-манипулятор, робота-хирурга или экзоскелет.
Кстати, в мире крупные игроки, которые не очень продвинуты в плане собственного софта, серьезно присматриваются к маленьким проектам. Не столько с целью поглотить, сколько наладить взаимодействие. Поэтому маленькие компании-производители планировщиков движения, по сути дела, программ для уточнения движения, мехатронных систем в такой коллаборации себя прекрасно чувствуют, получив крупного заказчика на годы вперед. Мы в Robotikum, к примеру, перспективы такой бизнес-модели представляем как прекрасные. И, кстати, даже крупные производители нацелены на постепенное открытие своего кода для того, чтобы снизить издержки на поддержку платформенных решений и увеличить функционал своего ПО.
Тезис 4. Робот не обязательно должен быть человекоподобным
Робот, который должен заменить человека, сегодня используется или военными, в чрезвычайных ситуациях или на вредных производствах. Но по большому счету все прототипируется на деньги околовоенных фондов. В РОССИИ Фонд ФПИ. В США это DARPA, в Канаде тоже есть свой фонд. Робот не обязательно должен быть человекоподобным — реального применения человекоподобным роботам на рынке нет.
Тезис 5. Почему мы говорим о робототехнике на ISDEF?
Наша конференция — площадка для интенсивной взаимной прокачки ИТ-бизнесменов. Мы говорим о проблемах своих IT-бизнесах. Решиться на создание собственного упакованного продукта, будучи сервисной компанией, часто очень тяжело, и редко у кого получается, но у большинства в нашей Ассоциации вышло. Уникальность ISDEF в том, что здесь собираются люди, по-разному успешные, но все они не будут скрывать, где они оступились, а где нашли деньги, и делятся этим.
Напоминаем, что на этой неделе до вечера пятницы 16 сентября, вы сможете попасть участие по сниженной цене – $200 за человека. Альтернатива после этого времени – тоже есть: зарегистрировать двух сотрудников по цене одного ($300 с 16.09 до закрытия регистрации 1 октября). Форму регистрации мы отдельно трюкам с массовыми скидками не обучали, так что при любых сомнениях – спросите ISDEF по адресу executive@isdef.org
Автор: Ассоциация ISDEF