Как-то прошлой весной мой друг и коллега Александр llxff собирался организовать концерт в Казани одной известной металл группы. Хорошо потрепав себе нервы и разочаровавшись в организаторском деле, с горем пополам он его все таки провел.
Проблем было множество, и основная из них — муторные переговоры с теми, кто так или иначе связан с проведением концертов. Буквально по крупицам приходилось собирать контакты нужных людей и искать хоть какую-то информацию о клубах, арендаторах аппаратуры, местах продажи билетов.
Так и родилось желание максимально упростить все это дело.
Поскольку наиболее сложной проблемой было распространение билетов на концерт, мы и решили начать именно с нее.
Мы создали Оргап – площадку для организаторов музыкальных мероприятий, позволяющая удобно и быстро продавать билеты. Система позволяет создавать описания событий и выкладывать их в общую афишу. А при регистрации в качестве организатора, можно продавать электронные билеты.
Для проверки билетов на входе можно использовать наше приложение на Андроиде.
Приложение считывает QR-код на билете и показывает проверяющему статус билета, когда он приобретен, стоимость и другие подробности. Если билет «левый», организатор об этом тоже узнает, как и о попытке пройти по билету еще раз.
Сервис написан на PHP 5.4 и MySQL(Doctrine). Для хранения кэша мы применяем MongoDB. А в качестве шаблонизатора используется Twig. В качестве поискового движка используется Sphinx.
Сам сервис живет только на комиссию от стоимости билетов в 10%. Больше мы ни за что денег не берем и брать не собираемся. В эти 10% ложатся все расходы, связанные с проведением платежей. Комиссию мы берем с организатора, поэтому билет стоимостью в 100 рублей во столько же и обойдется покупателю.
Как происходит продажа со стороны Организатора
Организатор добавляет событие на сайт и постер. После этого, вносит информацию о билетах и их количестве. Некоторые элементы дизайна на странице события он может менять самостоятельно с помощью конструктора.
Этого достаточно, чтобы событие появилось в общей афише, но не достаточно, чтобы продавать. Мы заботимся о покупателях наших билетов, и поэтому в качестве организаторов могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые заключили с нами договор и перечислили нам в качестве аванса 10 рублей на расчетный счет, чтобы мы могли проверить благие намерения автора :)
Как происходит покупка
Покупатель на странице события выбирает тип и количество билетов, указывает электронную почту и свой номер телефона. После, мы перебрасываем его на Робокассу.
После оплаты, билет будет сгенерирован и отправлен на электронную почту. Также, покупатель сразу вернется на страницу, где мы покажем все купленные им билеты. Их можно распечатать прямо из браузера.
Хотя, распечатывать билет даже нет необходимости – можно просто показать QR код на экране своего мобильного телефона.
Билеты мы разработали так, чтобы их распечатки было удобно сворачивать и чтобы места сгибов не попали на самые важные данные билета.
Как происходит проверка билетов
Представитель организатора должен стоять на входе с телефоном на базе Андроида с установленным нашим приложением.
На каждое сканирование билета, приложение может выдать три ответа:
- Билет нормальный;
- По билету уже прошли;
- Такого билета не существует.
Мы специально выводим информацию о билете и дате покупки, чтобы в случае недопониманий или кражи билета это помогло решить организатору принять решение о проходе зрителя. Например, если по билету уже прошли – организатор может пустить зрителя, если он докажет, что билет покупал именно он. А может и не пустить, это на совести организатора.
А если билет не найден – то однозначно пускать не надо.
После события
Мы перечисляем деньги за проданные билеты организатору на расчетный счет в течение 2 рабочих дней. Если с организатором уже сложились деловые отношения, то мы можем перечислить деньги по запросу организатора в любое время.
Мы собираем информацию о пожеланиях пользователей, посещениях и посетителях сайта. Также данные о времени прохода на событие возвращаются от приложения на сервер системы. Вся статистика доступна организатору в любой момент.
Проблемы
С момента начала работы над проектом, в нем участвовало 3 человека: дизайнер и два программиста. Поскольку у нас у всех есть работа, приходилось работать по вечерам и иногда в выходные. Через некоторое время нас покинул дизайнер и успешно отбыл в Студию Лебедева.
Почти год назад планов было просто грандиозное количество. Оглянувшись назад мы видим, что не реализовали даже половину из них. Сконцентрироваться на основном нам помогли в июле 2011 года на рабочих выходных для стартапов (Харвесте) эксперты этого мероприятия.
Особых проблем у нас не возникло, кроме небольшого осадка от первого времени работы с Робокассой (как оказалось, тестовый сервер и рабочий у них работают по-разному).
В планах
- Автоматизированный возврат билетов. Пока билет можно вернуть только обратившись в обратную связь на сайте;
- Схема зала, для покупки билетов на сидячие мероприятия;
- Создание клиентского приложения для удобного управления своими билетами, поиска событий и еще более быстрой покупки билетов;
- Продажа карточек как в метро, с возможностью пополнения. А также думаем о работе с NFC чипами
- А также море других интересных идей.
В качестве заключения я бы хотел поблагодарить компанию Microsoft за их программу поддержки стартапов BizPark, Робокассу за оперативную помощь в решении проблем, а также всех наших друзей и знакомых, оказавших неоценимую поддержку наших идей. ;)
Автор: dumistoklus