Раньше термин «компьютерная грамотность» по своей сути означал умение работать с офисным пакетом, но жизнь не стоит на месте, и теперь всё больше экспертов (и даже звезда НБА Крис Бош) заявляют о том, что крайне важным навыком для широкого круга людей становится умение программировать.
При этом программирование — огромная область знаний, только небольшая часть которой может действительно пригодиться обычному человеку (то есть «не-технарю»). Мы считаем, что основу «новой компьютерной грамотности» должно составить знание вёрстки. В сегодняшнем топике мы рассмотрим примеры того, как изучение веб-технологий может помочь представителям не-технических профессий.
Почему значение знания веб-технологий растёт
Почти каждая компания сейчас так или иначе присутствует в интернете, и знание базовых технологий, на которых он построен, может быть полезно далеко не только техническим специалистам. Не стоит забывать, что многие профессии сами по себе стали куда более «техническими».
Например, ещё десять лет назад маркетолог, который отлично пишет пресс-релизы и придумывает идеи для рекламных кампаний, был бы настоящей звездой в своей компании. Сегодня же работа таких специалистов опирается на данные, результаты A/B-тестов, на основе которых создаются рассылки и посадочные страницы. Теперь, чтобы стать по-настоящему сильным специалистом всё чаще требуется ещё и знание HTML с CSS.
Работать с контентом в соцсетях без хотя бы базовых знаний веб-технологий также затруднительно, об этом говорит партнёр SMM-агентства Little Big Agency Максим Юрин:
Даже работникам в сфере SMM иногда требуются элементарные знания вёрстки и вики-разметка, например, чтобы сделать интерактивный пост или страницу Вконтакте, поправить что-то в табе в Facebook и т.д. Когда мы берём на работу сотрудников, для нас знание вёрстки — большой плюс кандидата.
Аналогичные изменения произошли и в журналистике — многие СМИ в последнее время полностью переезжают в онлайн, закрывая печатные версии. А это значит, что журналистам часто приходится не просто писать хорошие материалы, но и ещё и верстать их в «админке» веб-версии издания. Часто такие WYSIWYG-редакторы ведут себя непредсказуемо, а если вставить в них текст из редактора вроде Word или Google Docs, то результат может поставить неподготовленного человека в тупик.
Знание HTML в такой ситуации поможет определить, в каком месте страницы находятся нежелательные теги и удалить их. Кроме того, знание вёрстки позволяет экономить много времени и в некоторых случаях создавать для публикации сразу «свёрстанные» документы в блокноте (форматированию документов с помощью HTML и CSS посвящены наши бесплатные базовые курсы).
С тезисом о важности знания вёрстки для журналистов согласен, к примеру, главный редактор издания «Цукерберг позвонит» Константин Панфилов:
Вообще странно задавать вопрос о необходимости знания основ ИТ в 2015 году, когда вся наша жизнь уже зависит от машин почти полностью. Журналист, работающий в интернете, обязан знать как минимум базовые теги HTML и чуток CSS — все известные мне админки позволяют править код вручную, и вы же не будете каждый раз, когда у вас съехала подпись к картинке, вызванивать своего программиста?
Потому что всем известно, что гораздо надёжнее править код напрямую, чем использовать визуальный редактор, который, кажется, невозможно полностью избавить от багов. Поэтому я рад, что выучил HTML ещё в школе, а тем, кто не успел это сделать, настоятельно рекомендую — по крайней мере, у вас будет кусок хлеба после того, как вас вы****** (выгонят) с работы. Кризис же.
Как еще знание вёрстки облегчает жизнь
Не всегда в компаниях есть выделенные дизайнеры, которые помогают маркетологам, а значит последним приходится брать некоторые «дизайнерские» задачи на себя — например, заниматься оформлением email-рассылок или видоизменять страницы сайта. Для того, чтобы протестировать эффективность разных вариантов писем или посадочных-страниц, их шаблон бывает нужно изменить. Знание вёрстки и умение работать с таблицами и формами в такой ситуации поможет не «сломать» форматирование, а если это все же случилось, вернуть всё «как было».
Кроме того, технические компании занимают ведущие места во многих рейтингах лучших работодателей и предоставляют действительно привлекательные условия для работы. Именно поэтому многие люди не-технических профессий стремятся попасть в такие организации.
Однако помимо красивых офисов, соцпакетов и комнат отдыха, в ИТ-компаниях есть много технарей, склад ума которых может отличаться от того, к чему условный маркетолог мог привыкнуть на предыдущих местах работы. И для успешной работы с ними нужно стараться находить общий язык. А ещё технари ценят своё время и не любят, когда его тратят на простые задачи.
Именно об этом говорит Сергей Дмитриченко, сооснователь HR-стартапа AmazingHiring и управляющий партнёр рекрутингового агентства GMS.
При найме специалистов нетехнических, но часто взаимодействующих с разработчиками по роду своей деятельности, общая техническая грамотность и знания веб-технологий, в частности, часто оказываются важны. Работодатели предъявляют соответствующие требования к кандидатам.
Поясню зачем это нужно:
- Упрощается коммуникация с техническими людьми. Чтобы далеко не ходить за примером, для профессии IT-рекрутера технические знания нужны и при получении вакансии от заказчика — для понимания задач и требований, и при общении с кандидатами, чтобы рассказать про используемые в проекте технологии и грамотно ответить как минимум на базовые технические вопросы.
- Часть простых технических задач такой специалист может решить самостоятельно, без помощи разработчиков. Это здорово экономит время и особенно ценно для команд, в которых ресурсы технических специалистов ограниченны.
Немного статистики
В последнее время экономическая обстановка характеризуется не иначе чем словом «кризис» — многие компании вынуждены проводить сокращения штатов и добавлять работы остающимся сотрудникам. Это значит, что даже работники старшего поколения (45+) для того, чтобы сохранить свои места, должны будут научиться взаимодействовать с корпоративными сайтами — как минимум, публиковать на них различные документы. Кроме того, многие люди окажутся в ситуации, когда их прошлая профессия не будет востребована, и им придётся выбрать новый карьерный путь.
Все вышеперечисленное приводит в том числе к тому, что изучением программирования и веб-технологий занимаются больше изначально далёких от этого людей. По статистике нашего сервиса в период с февраля 2013 по февраль 2014 года число студентов в возрасте старше 45 лет, изучающих веб-технологии в HTML Academy, составляло всего 2,3% от общего числа:
В течение следующего года (февраль 2014-2015 гг.) это число составило уже 4,9%:
Заметно увеличилось и число студентов-девушек — с 12,6% до 16,4%. Многие представительницы слабого пола как раз работают в журналистике и сфере маркетинга, так что рост их интереса к изучению вёрстки неудивителен.
Ещё один интересный момент: студентов, изучающих вёрстку в возрасте от 35 лет и старше, не просто стало больше, но они стали более ответственно подходить к обучению. В прошлом году представители групп 35-44 лет и 45+ лет просматривали около 7 страниц на сайте HTML Academy и проводили на сайте 12,4 и 14,1 минуту соответственно:
В этом году доля посетителей из этих групп выросла, значительно упал показатель отказов, увеличилась глубина просмотров и время, проводимое на сайте за решением практических задач для обучения:
Заключение
Тренд на увеличение востребованности программирования очевиден, и, как показывает наша статистика, всё больше людей начинают более близкое знакомство с миром технологий с изучения HTML и CSS.
Одним из главных плюсов изучения подобных базовых веб-технологий (помимо того, что работодателям нравятся соискатели, знающие их) является тот факт, что они являются отличным первым шагом в изучении других языков программирования.
Далеко не каждому человеку захочется осваивать программирование (и тот же Линус Торвальдс считает это правильным), но понимание принципов работы интернета в век развития технологий, точно не будет лишним.
Автор: htmlacademy