Мы открыли набор в новый Tolstoy Startup Camp. Это мастерская Яндекса, где мы помогаем запускать стартап. Она будет уже четвертой по счёту. Предыдущие три дали много не только его участникам, но и нам — мы поняли, как и что можно изменить в кемпе. В первых трех наборах мы были готовы работать с самыми разными проектами в сфере IT при условии, что нам нравилась идея, мы верили в команду или видели потенциал для развития бизнеса.
Сейчас мы решили, что пригласим в TSC только тех людей, которые уже создавали проекты, дизайн или программы — тех, кто умеет что-то делать руками. Опыт прошлых кемпов нам показал, что главное, чему может научить Яндекс — это делать технологические и околотехнологические продукты для массовой аудитории. Именно в этом мы обладаем большей экспертизой и умениями. Как только мы берёмся за что-то другое, снижается полезность и эффективность не только для нас, но и для стартапов.
Особенности Яндекса проявляются во всём: в разработке, в дизайне — где угодно. Чтобы все могли понять, чем ценен наш опыт и пригодится ли он именно вам, мы попросили двух человек из очень разных частей Яндекса рассказать, что, на их взгляд есть уникального в умениях Яндекса и что мы умеем делать лучше всего. Они оба работали с ребятами и читали лекции в предыдущих кемпах.
Один из них — Анатолий anatolix Орлов, который работает в Яндексе уже почти 10 лет. Первые два года в Яндексе он писал Маркет, а потом долго занимался производительностью поиска. Второй — Костя Горский, арт-директор Яндекс.Браузера. Он в Яндексе чуть больше четырех лет. Недавно его команда представила новую концепцию Браузера.
Читайте под катом не только их разные мнения, но и подробности о кемпе.
Анатолий Орлов — один из руководителей поиска Яндекса.
Я тут недавно подумал, что Яндекс похож на крупную городскую клиническую больницу. В Москве очень много гламурных платных поликлиник, где в красивых интерьерах оказывают платные услуги вроде удаления зубного камня или выписки таблеток от простуды. Но если у вас случилась какая-нибудь серьезная беда, то чаще всего врач, который вам сможет помочь, будет работать (хотя бы половину времени) в совершенно советского типа здоровенной государственной клинике с обшарпанными стенами и хамоватыми медсестрами. Обшарпанные стены и медсестры для этого, на самом деле, не нужны, поэтому у нас это не реализовано. Но в таких больницах огромный поток сложных случаев, и там есть врачи, которые видели уже буквально все. Можно даже сказать, что их компетенция оплачена жизнями.
У нас очень крутая технологическая компетенция. Если вы делаете что-то реально технологически сложное, то в Яндексе есть много людей которые вам помогут. При этом будет, как в той шутке: «Эксперты не думают — они знают». Есть много умных людей, которые могут придумать крутое решение, но преимущество наших умных людей в том, что много вещей, над которыми вы только собираетесь думать, мы просто знаем.
Мы сталкиваемся с огромным количеством технологических ситуаций каждый день, мелким компаниями на это часто нужны годы. Строите бизнес на технологии X, и на стадии экспонециального роста поняли, что технология X больше не работает на ваших данных? Загнуться, когда стартап уже выстрелил, совсем неприятно. А мы пару лет назад в среду после обеда попытались в X залить 10% наших данных, и еще тогда поняли, что она не работает, и, видимо, никогда не будет. Так что вы бы могли и нас спросить. Мы уже наступили на все технологические грабли, которые могут убить ваш бизнес. Вы удивитесь, какой процент «общепринятых отраслевых технологий» загибается на хоть сколь-нибудь значимом объеме. Процентов 80, наверное, не работают. Из новых модных и гламурных, которые так любят молодые разработчики за их красоту, наверное все 99%.
Еще у нас очень хорошая культура «доказуемых улучшений». В Яндексе есть метрики для всего. Если вы делаете изменение то «вера» в то, что оно что-то улучшает, очень часто разбивается о реальность. Лучше не верить, а просто тупо измерить эффект. Вы говорите, не все можно измерить? Нет, измерить можно все. Не для всего можно придумать точную метрику, но для всего можно придумать полезную.
И еще у нас огромное количество уникальных данных и ресурсов. Если вашему продукту нужно знать посещаемость большей части страниц в рунете, или требует 10 000 машино-часов расчетов в сутки, то у нас все это есть.
Если что-то из вышеперечисленного вам нужно, то приходите к нам — мы поможем. Если же вы делаете стандартный коммерческий продукт, не содержащий ничего более сложного, чем nginx+php+mysql, а все что вам нужно — это просто деньги и помощь в проверке бизнес-модели, то, скорее всего, вам лучше идти не к нам. Мы это, конечно, все умеем, но мы в этом не лучше фондов, которые есть на рынке. Плюс часть проектов людям, которые делают Яндекс, могут быть просто не интересны. Это не значит, что они плохие — просто мы не про них, а они — не про нас. По крайней мере, я с трудом представляю, как такие прекрасные проекты, как, например, LinguaLeo, могли бы родиться в Яндексе.
Костя Горский, арт-директор Яндекс.Браузера.
Первые несколько месяцев после того, как я пришел в Яндекс, было ощущение, что я сел на ракету, которая взлетает, и мне надо на ней хотя бы удержаться. Вокруг было столько крутых людей, неравнодушных к тому, что они делают, столько новых знаний. Это меня сильно поразило. При этом в Яндексе ничего не решали и не решают полномочия. Нельзя сказать: «Делайте так, потому что я начальник». Всегда нужно уметь ответить на вопросы о том, почему ты предлагаешь делать так или иначе. Когда мы придумывали новую концепцию браузера, то сделали несколько десятков презентаций для разных людей в разных частях компании, чтобы просто рассказать, что это и зачем.
Большое количество вопросов — это то, что отличает опытных людей. Если дизайнер, например, на собеседовании, говорит, что все отлично и он бы ничего не переделывал, — это странно. Если говорит, что в существующем решении все ужасно и поэтому он бы все переделал, это тоже настораживает. Люди, которые уже создавали не концепты, а работающие продукты, понимают, что тот, кто работает над продуктом, больше других понимает, почему все так устроено, что было много вариантов, что почему-то принято именно такое решение. В момент, когда дизайнер что-то придумал, дизайн не заканчивается, а только начинается, по большому счету.
В каком-то из интервью Илья Сегалович сказал: «Неважно, на что ты способен. Важно, что ты сделал». Мне очень понравились эти слова. Это та «религия», которую Илья задал в компании, и она жива до сих пор. Я вижу это в общении с людьми постоянно, и это страшно круто. Идей всегда гораздо больше, чем тех, кто может их реализовывать. Думаю, те, кто приходит на кемп, осознают эту важную мысль через общение с нашими людьми.
Если резюмировать то, кому экспертиза Яндекса будет полезна и кого мы ждем в четвертом кемпе, то это будут:
- массовые масштабируемые сервисы, которыми в перспективе смогут пользоваться миллионы людей;
- автоматизированные B2C-сервисы, которые решают конкретную пользовательскую задачу;
- проекты, в основе которых лежит уникальное технологическое решение.
Но это совершено не значит, что теперь мы будем брать в кемп только готовые проекты с командой. Мы по-прежнему ищем людей с собственными идеями и мыслями, готовых создавать вокруг себя команду. Или без идей, но при условии, что они будут готовы присоединиться к какому-то чужому проекту.
Этот Tolstoy Startup Camp откроется 16 февраля следующего года и продлится до 17 апреля. Программа, как и раньше, будет состоять из трех этапов: формулировки идеи, проверки гипотез и создания прототипа.
У нас по-прежнему нет требований к образованию, опыту, стране и месту проживания. Необходимые условия: возраст старше 18 лет, знание русского языка, наличие собственного ноутбука или другого устройства для работы. Желательно также знание английского, потому что мы приглашаем в мастерскую иностранных экспертов. Всем, кто приедет к нам не из Москвы, мы обеспечим проживание.
Для участия в мастерской необходимо заполнить анкету и решить тестовое задание. Если ваша заявка пройдёт отбор, вы получите приглашение на интервью по скайпу. Прием заявок продлится до 23:59 18 января.
Автор: samuylova