26-27 июля в DI Telegraph пройдет Хакатон мобильных финансовых сервисов – первый хакатон Сбербанка. Общий призовой фонд победителей в трех номинациях составит 1 000 000 рублей.
Представляем вашему вниманию интервью об ожиданиях прототипа мобильного финансового сервиса с одним из организаторов Хакатона — Владимиром Стасевичем, руководителем продуктов Сбербанк Онлайн, Банк XXI, Сбербанк.
Владимир, добрый день. Расскажите, как возникла идея провести Хакатон?
Мы достаточно много используем краудсорсинг в разработке наших продуктов: это и внутренний краудсорсинговый портал Сбербанка «Биржа идей», и бета-сообщество разработки мобильных приложений Сбербанка, где мы собрали активных пользователей, помогающих в тестировании продуктов. Эти площадки для нас очень успешны. Идея организовать Хакатон по мобильному банкингу родилась на волне этого успеха. Мы открылись для идей и обратной связи от сотрудников и клиентов Сбербанка, а теперь мы становимся открытыми и для профессионального сообщества.
«Мобильные финансовые сервисы»: поясните, что входит в это понятие?
Это финансовые сервисы, которые оказываются через мобильные каналы – это и SMS-банк, который у Сбербанка очень сильно развит, и мобильные приложения для смартфонов. И, конечно, мы надеемся на появление новых идей и форм оказания финансовых услуг в мобильной среде. Мы пристально следим за тем, где произойдет следующий прорыв. Может быть его ждать от Google Glass? Или от wearables? smartwatches? Мобильные финансовые приложения-помощники?
Какие функции необходимы в мобильном финансовом сервисе?
Если мы говорим о мобильном банкинге, то пользователь должен иметь возможность просматривать информацию и управлять всеми банковскими продуктами: должны быть функции пополнения, списания, перевода средств и платежей за услуги. Должна быть возможность просмотреть адреса, координаты офисов банкоматов и терминалов оплаты – это базовые требования. Также теперь уже стандартной возможностью мобильного банкинга является просмотр состояния банкоматов (работает / не работает / закончились наличные и т.д.). И еще в последнее время в мобильном финансовом сервисе становятся все важнее так называемые «умные» сервисы: анализ расходов, управление финансовыми целями.
Мобильные приложения, SMS-банкинг и мобильные операторские платежи: что популярнее сейчас?
Более популярен, конечно, SMS-банкинг. Этот сервис доступен как на смартфонах, так и на обычных мобильных телефонах предыдущего поколения. Он активно развивается. В то же время, аудитория мобильных приложений растет очень большими темпами.
Что обычно отпугивает пользователей и заставляет их отказаться от использования приложения?
Отпугивает сложность или ощущение, что это сложно. Это новый продукт, новый способ взаимодействия с банком. Поэтому мы стараемся делать наши продукты как можно более простыми в использовании. Мы тратим много сил на тестирование интерфейсов и пользовательского взаимодействия, поэтому наши продукты имеют высокий рейтинг в магазинах приложений, например, в AppStore мы имеем 4,5 звезды.
С какими проблемами сопряжен процесс создания и запуска финансового мобильного сервиса? К чему участникам лучше подготовиться заранее?
Нужно очень хорошо тестировать продуктовое предложение. Не каждая идея срабатывает, люди в части управления финансов всегда достаточно консервативны и осторожно пробуют новинки. Предлагайте смелые решения, тестируйте и убеждайтесь в их ценности для пользователей, и вместе с банком вы сможете правильно их передать клиентам.
API предоставите разработчикам?
Мы не планируем предоставлять доступ к клиентским данным внешним сервисам. Поэтому мы не публикуем открытый АПИ. Но мы предлагаем другую модель взаимодействия: интеграция решений разработчиков в продукты банка. Мы опубликовали «Хрестоматийный API» Сбербанка, — используя его, разработчики могут построить прототип банковского приложения. Предложить идеи как часть банковского продукта.
Единственное исключение, — в Хрестоматийном API есть сервис выставления счета клиенту Сбербанка от точки продаж / интернет магазина (e-invoicing). Этот API может использоваться внешними сервисами. Мы считаем, что имея возможность выставить счет клиенту банка, могут появиться новые интересные идеи на стыке интернет-банкинга и электронной/мобильной коммерции.
Как вы расцениваете рост рисков для безопасности при мобильном доступе к финансовым услугам? Как противостоите угрозам?
Мы управляем рисками и обеспечиваем необходимый уровень безопасности наших клиентов на всех платформах, на которых работают наши продукты.
Какие ожидания от Хакатона?
Мы ожидаем важных для нас результатов: создание сообщества «сочувствующих» разработчиков, которым интересно развивать банковские продукты; наработки опыта по взаимодействию и сотрудничеству с сообществом мобильных разработчиков продуктов; ну и самое главное – новых прорывных идей в мобильных финансах.
Это будет единичное мероприятие или, быть может, серия хакатонов?
Мы проводим первый открытый хакатон Сбербанка в том числе и для того, чтобы понять, насколько эффективна такая форма сотрудничества. В случае успеха проекта мы будем стремиться продолжить успешную практику.
Как будут оцениваться победители? Будут ли призы зрительских симпатий? :)
Авторитетное жюри экспертов индустрии будет выбирать победителей в трех номинациях:
• Лучший продукт. Номинация подразумевает детальную проработку каждого аспекта работы приложения: от количества выполняемых функций до внешнего вида различных элементов интерфейсов и его взаимодействия с пользователем.
• Лучший дизайн. Здесь необходимо тщательное проектирование внешнего вида приложения для решения поставленных задач в соответствии с рекомендациями экспертов.
• Лучшее техническое решение. Речь идет о разработке наиболее технологичного архитектурного решения и оптимизации быстродействия на различных операционных системах.
В каждой из номинаций мы вручим Большой (200 тыс. рублей) и Малый (100 тыс. рублей) призы. И да, будет специальный приз председателя жюри (100 тыс. рублей).
Как в дальнейшем планируется использовать разработки участников?
Идеи, созданные на Хакатоне, Сбербанк, конечно, будет рассматривать как потенциальные продукты банка. Форма возможного сотрудничества будет обсуждаться индивидуально, но мы стремимся к взаимовыгодному плодотворному сотрудничеству с нашими партнерами.
Как новые технологии влияют на Сбербанк? Какие процессы и тенденции порождает использование мобильных технологий?
Сбербанк старается находить новые перспективные технологии. Когда технология настолько выдающаяся, что позволяет строить новое продуктовое предложение, мы проводим прототипирование продукта и проверку на «живых» пользователях. В случае успеха технология внедряется в продукты банка.
Уже осталась позади ситуация, когда новые технологии осваивались конкурентами быстрее и Сбербанк был вынужден их догонять. Сегодня речь идет о движение на переднем крае технологий, приносящих пользу клиентам банка.
Насколько новые технологии способны изменить облик финансовых сервисов?
Они уже меняют облик финансовых сервисов. Вспомните, как вы проводили банковские операции 10 лет назад? Через отделение банка. 5 лет назад? Через интернет-банк. 1 год назад? Вы начали пользоваться мобильным приложением и сейчас уже замечаете, что вы входите в приложение чаще, чем в интернет-банк.
Облик меняется каждый день. Например, распознавание отпечатков пальцев, где флагман – Touch ID от Apple на смартфонах iPhone 5s. На WWDC конференции в начале июня Apple объявила об открытии TouchID API, что совершенно точно изменит облик мобильных финансовых сервисов. Распознавание отпечатков будет использоваться в сервисах очень активно. Мы находимся на переднем крае этой технологии – мы уже провели исследование и создали прототип банковского приложения, доступ к которому возможен с управлением Touch ID. В данный момент прототип тестируется в «продуктовой лаборатории» банка.
А для Google Glass что-то делается?
Создан прототип банковского приложения, работающего на Google Glass. В целом это был интересный опыт, поскольку это совершенно новый тип устройства и тип пользовательского взаимодействия. Сейчас мы анализируем результаты тестирования приложения.
Владимир, чего, на ваш взгляд, не хватает российскому банку для того, чтобы приблизиться к понятию «банк будущего»?
«Не хватает» — это не совсем верное определение :) К чему нужно стремиться? К тому, чтобы банк не только пассивно отрабатывал «команды» и запросы клиента, а становился активным финансовым помощником, способным предугадывать потребности клиента и предлагать финансовую помощь или помощь с финансами в правильные моменты в жизни.
Банк, который будет надежным партнером, способным помочь в разных жизненных ситуациях, способным предугадать, что тебе нужна помощь.
Совсем недавно банки воспринимались современными молодыми людьми как что-то из прошлого, жизни прошлых поколений. Современными и инновационными были электронные деньги, небанковские сервисы управления личными финансами, продукты различных замечательных стартапов в России и в мире. Но ситуация изменилась! Банки догнали передний край современных цифровых технологий и возвращают себе звания «банк настоящего». Сбербанк же активно вкладывается в разработку новых банковских продуктов, которые сформируют «банк будущего». И это не только цифровые банковские продукты, а вся линейка продуктов, интересных современному человеку.
Какие изменения и новые тенденции вы видите в отрасли? Ваш прогноз на 2015 год.
Самая важная определяющая тенденция на 2015 год – это уход в мобильность. Мобильный банкинг набирает обороты, становится ежедневным способом взаимодействия клиента и банка. И если раньше мы говорили о том, что есть продвинутые клиенты, которые пользуются мобильным банкингом, то теперь мы все должны готовиться и готовимся к следующему этапу эволюции – массовому мобильному банкингу.
Владимир, благодарим за уделенное время. До встречи на Хакатоне мобильных финансовых сервисов!
Автор: DaryaZ