Несмотря на то, что прошло уже полтора месяца после IDCEE 2013, новые тексты о ней и по её мотивам всё ещё выходят. Сегодня, например, на DOU.ua опубликовали длинное и развесистое интервью с Расмусом Лердорфом, который создал PHP, но из принципиальных соображений не хочет заниматься им в качестве основной работы. Ниже — несколько интересных цитат и дополнительные видеоматериалы.
Вместо эпиграфа можно использвать парафраз Отто фон Бисмарка из внутриредакционного обсуждения текста: «Колбаса, политика и PHP: если хотите наслаждаться ими — не смотрите, как они делаются».
PHP — просто инструмент, с помощью которого можно сколотить классные штуки. И мне нравится именно это — то, что создано с помощью PHP. Я никогда не работал в компании, производящей инструменты; много лет я проработал в Yahoo, потом в WePay, сейчас — в Etsy. Это компании, которые работают для нормальных, обычных людей, и PHP — их неотъемлемая часть. Это инструмент, которым мы пользуемся, чтобы делать вещи для реальных людей.
А компании, которые делают инструменты, работают не для людей, а для программистов — как Mongo, как MySQL и т.п. Если выйти на улицу и спросить обычных людей, слышали ли они о Mongo или MySQL, никто не ответит утвердительно. И про PHP никто из них не слышал, и это хорошо.
С другой стороны, если выйти на улицу и спросить людей, слышали ли они о Facebook, что они ответят? Все скажут, что слышали. Меня интересуют именно такие продукты, я хочу делать вещи для реальных людей. Вы спрашиваете, почему я не хочу основать компанию для разработки PHP? Он не касается реальных людей, только придурков типа меня; к тому же делать что-то для программистов — очень раздражающее занятие.
— Означает ли это, что в какой-то момент вы забросите PHP или станете уделять ему меньше времени?
— Единственная причина существования PHP состоит в том, что это инструмент для создания продуктов для реальных людей. И мне нужен этот инструмент, без него я не могу этого делать; это же относится и ко многим компаниям. Мне нравится заниматься PHP, но мне нужно видеть эффект для реальных людей: если я его не вижу, мне нет смысла продолжать это делать.
— Из-за того, что все наши программисты — добровольцы, и занимаются тем, что им нравится, недостаточно людей работают над такими вещами, как надежность и защищённость, где нужно обрабатывать баг-репорты и находить редкие случаи, в которых без видимых причин выпадает segfault. Обычно это очень странные случаи, и разобраться в них очень непросто.
Главная причина сложности — то, что баг-репорты обычно написаны плохо. Они не объясняют поледовательность действий, там просто написано «Всё сломалось», и приходится долго задавать наводящие вопросы, чтобы понять, что же именно случилось. Это огромное количество работы, особенно когда на другом конце — человек, не очень хорошо объясняющий баги; а надо сказать, что, в общем, никто не объясняет баги хорошо. Одна такая задача может занять три дня.
Поскольку разработка новых возможностей движется довольно быстро — скажем, временной разрыв между PHP 5.4 и 5.5 был небольшим, плюс в PHP 5.6 тоже будет много новых фич, — я переживаю за надежность всех этих нововведений. Проверка всех «крайних случаев» с их использованием занимает некоторое время, и часто разработчики стремятся скорее двигаться дальше, к новым задачам.
Одно из предложений для PHP 5.6 — сделать то же самое для шифрования. При создании SSL-соединения нужно проверять сертификат второй стороны и то, что вы используете актуальную базу сертификатов. Это несложно сделать, но многие разработчики этим не заморачиваются. Потом они переиспользуют тот же самый код на других проектах, и оказывается, что они уязвимы к атакам типа «незаконный посредник» (man-in-the-middle). Так что в PHP 5.6 вся эта работа с шифрованием может быть встроена по умолчанию.
— А кто принимает окончательное решение [по нововведениям в PHP]? Вы?
— Нет. Решение принимаем мы все, я отказываюсь становиться узким местом в этом процессе.
— То есть, в PHP демократия?
— Да, мы голосуем за предложенные возможности. Иногда, правда, случается, что большинство голосует «за», но впоследствии оказывается, что внедрение невозможно по техническим причинам. Но 95% одобренных фич попадают в проект.
— Есть ли другие языки программирования с аналогичным процессом разработки?
— Я думаю, в большинстве случаев всё же есть один человек, который принимает окончательные решения, и задача остальных — убедить этого человека. Так же происходит, например с Linux: если Линус Торвальдс говорит «нет», то это обжалованию не подлежит. Это тоже нормально, но для меня PHP — не основная работа, к тому же мне не нравится принимать решения такго уровня.
PHP — очень широкий проект с поддержкой самых разных вещей, и совершенно не факт, что я разбираюсь в них всех. Например, я не понимаю Sybase, я никогда им не пользовался, и когда один человек предлагает сделать что-то в этой области, а трое других говорят «нет», мы этого не делаем. Эти ребята разбираются в Sybase, а я не хочу вмешиваться, у меня нет необходимых знаний.
Я уверен, что у Линуса тоже случаются такие ситуации, но он действительно глубоко вникает во все вопросы, разбирается и старается принять правильное решение, что достойно уважения. Но это его основная работа, он получает деньги за то, чтобы заниматься именно этим. А для меня PHP никогда не был основной работой.
— Я терпеть не могу летать, мне не очень нравятся переезды, но места, где я бываю, всегда интересны. Мне нравится узнавать, что нужно реальным пользователям, а не слушать жалобы разработчиков на всякую фигню снова и снова.
Я обожаю слушать пользователей, особенно на User Groups и конференциях. Они говорят о том, как PHP помог им решить какие-то задачи — или, наоборот, не смог помочь по каким-то определенным причинам. Иногда они рассказывают, как PHP изменил их жизнь, или как изменилась жизнь людей где-то в маленьком городке в Южной Америке благодаря написанному на этом языке проекту.
Дополнительные материалы
Небольшое видеоинтервью:
Доклад Расмуса Лердорфа о производительности и возможностях PHP 5.4 и 5.5:
Автор: Shlema