Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр

в 8:04, , рубрики: game development, Блог компании Mail.Ru Group, геймдев, компьютерные игры, разработка, метки: ,

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр

Привет, я Мария Наместникова, гейм-дизайнер проекта Skyforge в Allods Team. Как известно, на просторах нашей необъятной родины дизайну игр как таковому нигде не учат. А потому я, как и все мы здесь, работаю в геймдеве не по образованию, а по призванию. Раньше я работала в другой крупной IT-компании и дела мои там шли вполне себе неплохо. Тем не менее, когда мне буквально как снег на голову свалилась возможность пройти собеседование в Allods Team, я не задумывалась ни секунды. Когда же я получила приглашение выйти на работу, то счастью моему не было предела — меня ждала работа мечты, сложная, но увлекательная. Работа, которая требует полного вложения сил и энергии, но взамен дает потрясающие результаты, которые можно посмотреть, пощупать, испытать на себе и почувствовать невероятное удовлетворение от того, что ты играешь в свою игру.

Дизайн игры — сложный процесс, во время которого создается целый мир и устанавливаются правила его функционирования. В этом процессе мелочей не бывает: любой недосмотр может испортить впечатление самых строгих судей — игроков. В моей статье речь пойдет о кривой обучения, той составляющей игры, которая как суслик — ты его не видишь, а он есть. И суслик этот, надо сказать, чертовски важен!

Кривая обучения

Поговорка «Тяжело в учении — легко в бою» довольно ярко демонстрируется стандартной кривой обучения, подходящей для большинства видов деятельности. Кривая обучения — это график, по одной оси которого отмеряется время освоения деятельности, а по другой — уровень мастерства обучаемого.

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 1. Кривая обучения для большинства видов деятельности

Как видите, стандартная кривая обучения подразумевает медленный старт, сменяющийся быстрым прогрессом. Зона замедления прогресса приходится на тот период, когда обучаемый уже освоил новое умение и оно перешло для него в разряд навыка.

С видеоиграми дело обстоит несколько иначе.

Легко в учении — тяжело в бою?

Чтобы разобраться, как выглядят кривые обучения для разных игр, надо построить график, на одной из осей которого будет уровень сложности «входа» в игру — насколько игроку легко освоиться и сделать первые шаги, а на другой — насколько ему сложно стать мастером в этой игре. Пространство между этими осями мы поделим на четыре части и получим следующую картину:

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 2. Разделение игр по степени сложности входа и прогрессирования

Любую вышедшую или еще только готовящуюся к релизу игру можно представить точкой в одной из четвертей этого графика.

Левый нижний квадрат занимают игры-убийцы времени. В них легко научиться играть и довольно легко прогрессировать. В них играют, чтобы скоротать время, дожидаясь опаздывающего на встречу друга или во время поездки в метро. В таких играх обычно нет планок, которые игроку было бы трудно преодолеть — они только раздражают играющего, сокращая аудиторию игры. Главное в этих играх не прогресс игрока, а разнообразие: чем больше уровней, разных трюков, «пасхальных яиц» и прочих приятных мелочей, тем охотнее игроки вновь и вновь возвращаются к полюбившимся таймкиллерам. Взять хотя бы игру Angry Birds, постоянно пополняющуюся новыми и новыми тематическими уровнями.

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 3. Птиц все больше, и они все злее

Кривая обучения для таких игр будет выглядеть приблизительно следующим образом:

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 4. Кривая обучения в убийцах времени

Как видите, она в корне отличается от обычной кривой обучения. Во-первых, стадия медленного старта отсутствует. Оно и понятно: игрок, стремящийся скоротать 5-10 минут, ожидая свой кофе, не заинтересуется игрой, для освоения азов которой ему потребуется потратить больше времени, чем займет весь его обед. Во-вторых, после быстрого прогресса следует практически полная остановка развития: маловероятно научиться бросать злобных птичек в зеленых от голода свинок лучше, чем ты научился за первый час этого высокоинтеллектуального занятия. В-третьих, вслед за остановкой прогресса могут следовать небольшие всплески, похожие на лесенку. Они присутствуют в тех случаях, когда в игру вводятся новые элементы, например ещё один вид птичек. Игрок осваивает этот элемент очень быстро, перескакивая тем самым на следующую ступеньку.

В правом верхнем квадрате на рисунке 2 расположились игры, в которые сложно войти и в которые сложно играть. Эти игры имеют вполне определенную целевую аудиторию — игроков-хардкорщиков, которым интересно преодолевать сложности, держать в голове множество факторов, влияющих на игру, и которым не нужны поблажки. Среди MMORPG к таким играм можно отнести пионера этого жанра — Everquest.

Из популярных игр на сегодняшний день сложностью как в освоении, так и в прогрессировании, выделяется EVE Online. Обучение базовым навыкам пилотирования в этой игре состоит из 24 этапов. Кроме того, игроку, чтобы освоиться во вселенной EVE, потребуется пройти еще и обучение профессиям, которыми можно овладеть в игре. Игрок должен также самостоятельно изучать некоторые аспекты игры, пользуясь как специально созданной по EVE энциклопедией, так и помощью других игроков. Но одного изучения не достаточно. Как известно, чтобы знания перешли в умения, а умения в навыки, необходима практика. Чтобы преобразовать знания, полученные на старте игры EVE Online, в навыки, придется практиковаться много часов.

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 5 Well Done! Всего лишь час вашего времени, и вы худо-бедно пилотируете в EVE!

К сложным играм также можно отнести стратегии вроде Europa Universalis или Civilization, включающие множество компонентов, прогресс каждого из которых требуется отслеживать на протяжении всей игры.

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 6. Кривая обучения в хардкорных играх

Правый нижний квадрат на рисунке 2 — территория игр, которые долго «запрягают», и запрягание это, в итоге, превращается в пшик. Эти игры обычно неуспешны. Или успешны только за счет своего сюжета или более удачных предыдущих игр той же серии. Кривая обучения в таких играх сначала медленно и печально идет вверх, и на этом этапе играть еще может быть сколько-то интересно, если игрок заинтересован игрой настолько, что готов тратить время на обучение, но затем, когда все элементы изучены и начинают повторяться, играть становится скучно.

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 7. Кривая обучения в сложно осваиваемых и неинтересных играх

Наконец, левый верхний квадрат на рисунке 2— это то пространство, в которое стремятся попасть большинство разработчиков игр. Эта часть графика охватывает игры, соответствующие знаменитой формуле Бушнелла: «easy to learn and difficult to master» (легко научиться, сложно стать мастером).

Чем так хорош этот левый верхний квадрат? Почему фраза «easy to learn and difficult to master» регулярно упоминается в статьях, в которых говорится о «золотых правилах дизайна игр»? Все очень просто: игровая индустрия работает для игроков, а игрокам обычно больше всего нравятся игры из этого квадрата.

Первая половина формулы Бушнелла переводится как «легко научиться». С точки зрения игрока, это означает, что ему не придется тратить много времени и усилий для освоения каких-то азов. Игрок составляет свое мнение об игре в течение первых минут пребывания в ней, и если ему не удастся за это время освоиться, то он вряд ли продолжит играть, сочтя игру слишком мудреной. Это не значит, что игрок хочет освоить все за первые же 15 минут геймплея. Вовсе нет, он хочет получать новые возможности и новую информацию по мере проживания в игре новых и новых часов, но первые вполне самостоятельные шаги он хочет делать уже сейчас.

Новые возможности, элементы, возрастание уровня сложности — все это как раз и работает на вторую часть формулы Бушнелла: «сложно стать мастером». Если игрок, проведя в игре 15 минут, уже познакомился с ней полностью, ему абсолютно все удается и он не встречает никаких новых и незнакомых элементов, то он быстро утратит интерес.

Классическим примером игры, пусть и не компьютерной, но тем не менее идеально иллюстрирующей формулу «easy to learn and difficult to master», являются шахматы.

Говоря о MMORPG, соответствующих формуле Бушнелла, не принято не упоминать WoW. Войдя в игровой мир, игрок быстро понимает, что от него требуется, благодаря простому управлению и NPC, которые более чем доступно объясняют задания. Только что пришедший новичок уже в первые минуты получает удовольствие от игры. Впереди же ему предстоит развитие, в процессе которого игра будет становиться все сложнее, пока игрок наконец не выйдет на уровень рейдов и PvP, где преуспеть сможет только мастер.

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 9. Кривая обучения для игр простых в обучении и сложных для становления мастером.

Лестница в небо

На самом деле, кривая обучения онлайн-игр, попадающих в категории «легко обучиться, сложно стать мастером» и «сложно обучиться, сложно стать мастером», отличается от кривой обучения их офлайн-собратьев из тех же квадратов. Эта кривая будет похожа, скорее, на лесенку, состоящую из многих, не всегда одинаковых по высоте ступенек:

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 10. Кривая обучения онлайн-игры в уменьшенном масштабе.

Пройдя первичное обучение, игрок выходит на так называемое плато: стабильный уровень мастерства, которое не изменяется на протяжении некоторого времени, либо незначительно растет. Затем игроку предлагается нововведение, которое поднимает его уровень мастерства на новое плато. Не каждый игрок одолеет все из возможных ступенек.

Ярким примером игр со множеством плато на кривой обучения служат сессионки вроде LoL или Dota. Короткое обучение позволяет быстро освоиться с азами игры и научиться сносно играть за одного из чемпионов. Это первое плато. Но в этой игре таких плато еще не один десяток. Каждый новый чемпион — это новая ступенька на графике. Если же игрок не хочет постоянно менять чемпионов, то он, с большой вероятностью, будет пробовать разные билды для своего единственного любимчика, поднимаясь на новые плато этим способом.

В итоге кто-то остановится уже на первом плато, навсегда сроднившись со своим первым чемпионом, и даже не попытается уйти от единожды опробованного билда (хотя такое поведение не поощряется разработчиками игры), кто-то выберет себе парочку любимцев, кто-то — десяток. Разумеется, чем дольше игрок играет, тем больше он осваивает: все же останавливаться на одном чемпионе и играть им каждый вечер без каких-либо изменений целый год, учитывая обилие других возможностей, — это, мягко говоря, странно, даже если ты законченный консерватор.

В SF также есть лестница, состоящая из большого количества ступенек, по которым игроки смогут подниматься в зависимости от их желания: пройти по всем, остановиться на одной из первых, или, возможно, преодолеть только половину нашей лестницы.

Заметим, что и в упомянутых выше играх, включая SF, и в тех, где ступеньки не так очевидны, у разработчиков всегда есть возможность заметно изменять баланс игры с помощью патчей, чем они активно пользуются. Такие изменения неизбежно приводят к тому, что игрокам приходится вновь учиться играть в изменившихся условиях, что поднимает их на новую ступеньку развития.

С точки зрения создателей игры, введение изменений в баланс крайне выгодно, поскольку позволяет постоянно подогревать интерес игроков.

Шпаргалки

Говоря о кривых обучения, не стоит сбрасывать со счетов интернет-сообщество, которое может в корне менять эти кривые для отдельных игроков. Все дело в том, что для каждой мало-мальски популярной игры в интернете можно найти целый выводок страничек, содержащих море информации как о сюжете, так и о способах прохождения.

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр
Рис. 11. Не знаешь, как забилдить чемпиона? Найди ответ в интернете!

Игрок, активно участвующий в таких сообществах и читающий подобные странички, получает конкретные руководства от других, более опытных игроков, и в результате темпы его развития ускоряются.

В этом нет ничего плохого. Многие разработчики даже поощряют такое поведение. Не у каждого игрока хватит терпения самостоятельно изучать все нюансы на пути к мастерству, что, в результате, могло бы привести к тому, что наиболее нетерпеливые покидали бы игру, застопорившись на каком-то сложном моменте, а менее опытные, подойдя к позднему этапу игры, не могли бы продолжать, поскольку развили персонажа, который чуточку танкует, слегка подлечивает и еще в некоторой степени наносит повреждения, но по большому счету ничего не умеет делать хорошо.

Руководства от корифеев игры — это не читы, позволявшие в иных офлайн-играх иметь бесконечное здоровье или валюту и вообще не беспокоиться о том, развивается твой навык игры или нет.Это подсказки, позволяющие игроку быстрее освоиться и приближающие новую ступеньку развития, делая ее менее высокой. Ведь, в конечном счете, игрок сам должен приложить усилия для того, чтобы воспользоваться прочитанным или просмотренным руководством.

Заключение

Создать игру с правильной кривой обучения — непростая задача, ведь нужно учитывать огромное количество факторов, как внутриигровых, так и человеческих. Чем больше в игре элементов и различных интерфейсов, тем сложнее создать легкий старт и тем тщательнее нужно продумывать, что именно необходимо игроку в начале для комфортной игры, а что можно приберечь для более поздних этапов. Развитие сюжета, если таковой имеется в игре, также не должно противоречить кривой обучения. Важно помнить и то, что игры, какими бы разными они ни были, зачастую имеют много общего: элементы интерфейса и сам геймплей в разных играх одного жанра часто схожи или даже повторяют друг друга. Это приводит к тому, что кривая обучения для разных игроков также будет разниться: менее опытный на старте будет прогрессировать медленнее, чем человек, все свободное время проводящий в подобных играх.

Значение этой задачи нельзя недооценивать: правильная кривая обучения очень важна для любой игры, будь то одиночная ролевая офлайн-игра, таймкиллер вроде «Злых птиц» и «Тетриса» или MMORPG. Если пропорции нового и хорошо знакомого, а также сложного и простого правильно соблюдены и подаются игроку с нужной скоростью, то успех игры пусть и не гарантирован, но крайне вероятен.

Другие материалы можно посмотреть на сайте разработчиков Skyforge и в нашем сообществе Вконтакте.

Автор: YellowTail

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js