Когда заказчик впервые обозначил идею своего проекта — Роснацздрав, она показалась очень интересной. Собственно, так оно и было.
Только представьте, федеральная ассоциация, которая объединит в себе медицинские организации со всей России, позволит простым пациентам из любой точки страны, получить онлайн-консультацию профильного специалиста, скажем, из Москвы, а при необходимости записываться и на реальный прием.
На начальной стадии могло немного насторожить, что описанная выше концепция и была сутью ТЗ. Но проект интересный и амбициозный — поэтому принять участие в формировании более адекватного ТЗ было даже интересно.
В итоге оно было сформировано. Предполагалось создать максимально понятную оболочку продукта в виде сайта, где клиент, предоставив минимальный набор параметров, попадал в личный кабинет, который и был основной проекта.
Помимо этого для привлечения организации в ассоциацию предлагалось участие последних в законотворческой инициативе. Проще говоря, если собрать несколько крупных организаций в одну ассоциацию, вполне можно лоббировать законы, которые помогут осуществлять их деятельность.
Заказчик, правда, очень боялся использовать слово “лоббировать”, хотя в нём нет ничего негативного, и даже попросил исключить его из презентации проекта, но об этом позже.
Личный кабинет, точнее личные кабинеты, представляли собой многоуровневую систему взаимодействий между врачом, пациентом, организацией, а также между врачами разных организаций.
Когда ТЗ было утверждено — началось создание прототипов и логической структуры проекта, работа была поистине огромная — сотни страниц прототипов, которые, помимо того, что должны были отображать визуальное структуру — так ещё являлись и своего рода ТЗ для будущего программирования.
О том, что ТЗ было предварительным, мы на тот момент не знали. К счастью (ну, как выяснилось позже, к несчастью) заказчик предпочитал личные встречи для обсуждения проекта. Обычно — это даже лучше, позволяет ускорить процесс, и согласовать отдельные детали в режиме “plug&play”.
Но, увы, каждая встреча становилась не рубежом, после которого должен был начаться следующий этап разработки, а мозговым штурмом, в духе: “А давайте вот так сделаем!”, “А вот мне тут идею подкинули”. В итоге уже готовые прототипы приходилось переделывать, причем, учитывая достаточно прямую взаимосвязь всех элементов кабинета — небольшая, по виду, правка, могла привести к тому, что изменять приходилось практически всё. Наверное, и не стоит говорить — что заказчик считал правки такого рода обычным рабочим процессом, и увеличивать смету целесообразным не считал.
Практически на каждой встречи выяснились новые обстоятельства, вроде невозможности определенных видов консультаций, например консультации “врач-пациент” по законам Российской Федерации, и необходимости для пациента идти к врачу в своём городе, и в его присутствии проводить онлайн-консультацию. Причём последний должен был быть членом ассоциации для непосредственной возможности использования личного кабинета и самого ПО для проведения сеанса TrueConf, интегрированную в личный кабинет.
Отдельно стоит упомянуть про экспертность, и ее значимость при разработке проектов. Первое время, на встречах присутствовал достаточно известный врач-кардиолог, он, что называется, ратовал за продукт, а не за его оболочку. Предлагал действительно интересные идеи, и что важнее — считал более важным реальный запуск проекта, чем его бесконечную переделку «на коленке». Учитывая, что он настоящий врач, казалось бы, к его советам надо прислушаться. Но, судя по тому, что после 3-ей встречи он из проекта выбыл — экспертность посчитали не самым важным параметром при разработке. Что забавно — вместо кардиолога, на одну из следующих встреч, пришёл уже стоматолог.
В итоге было подготовлено две итерации дизайна, согласование которых, к счастью, прошло без особых проблем.
А дальше начался самый настоящий треш и угар, заказчик, видимо не понимая как именно происходит процесс программирования, решил связаться с программистом сам, в обход нас, и не просто связаться, но и начать давать ему новые вводные напрямую, а позже решил и вовсе платить ему напрямую, но при этом, продолжая работать с нами.
В итоге, сверстанный и выкаченный проект оказался в стазисе, потому что программная часть была построена на новых неожиданных идеях, которые никто до нас не донес. Программист, видимо, посчитал, что это сделал заказчик — а заказчик посчитал, что всё автоматически интегрируется и будет работать, какие правки не давай.
Несмотря на то, что мы продолжали сотрудничество, подготовили полноценную презентацию проекта, макеты визиток сотрудников и компаньонов заказчика (которые, по ходу работы, менялись два раза) — огромный проект так и не смог взлететь.
Ещё на начальном этапе мы предлагали добавить проект на ФРИИ (Фонд Развития Интернет-Инициатив), проработать слабые места, узнать дополнительные экспертные мнения — но заказчик эту идею отверг. Он и так знает, что делать. Примечательно это тем, что несколько месяцев спустя, в общем чате мы увидели сообщение в духе: «А почему мы ФРИИ не использовали?»
В итоге, в каком-то отчаянном шаге, заказчик нашел дизайнера, который сделал абсолютно странный, и не соответствующий логике дизайн, а после, так и вовсе нанял компанию (мы так и не выяснили какую), которая превратила огромный федеральный проект в небольшой сайт-визитку на тильде, в котором даже не потрудились подобрать качественные изображения, а кнопка «Личный кабинет» в углу экрана так и осталась кнопкой ведущий в никуда.
Всегда печально, когда интересный проект не доходит до реализации, но еще печальнее, когда уже почти реализованный проект умирает, потому что заказчик так и не смог понять, что он хочет, а новых замечательных идей, с каждым разом было всё больше.
Как итог, сайт-визитка вместо федерального многофункционального портала.
Автор: Мехман Агаев