Эта история началась 1 октября 2012 года, когда мне позвонил институтский товарищ Игорь и попросил помочь с горящим проектом. Они пытались сделать терминал сбора данных для технологического применения в РЖД. Такая штука для обходчиков путей и вагонов, чтобы они могли фиксировать все неполадки онлайн.
Ну а самое главное, не так давно я снова собрал свою старую команду, и мы занялись разработкой похожих проектов. О которых я вам расскажу еще через пять лет.
Конечно можно было бы для этих целей использовать обычный смартфон или любой терминал сбора данных, но было одно «но» — все зафиксированные неполадки должны быть подписаны цифровой подписью со смарт-карточки сотрудника. Потому что если где-нибудь из-за поломки поезд сойдет с рельс, то это не только огромные убытки, но и уголовные дела, посадки и всё такое. А значит лучше бы иметь железные доказательства, чтобы каждый обходчик понимал степень своей ответственности.
Очевидно, что смартфонов, способных считать смарт-карту железнодорожника не существует, поэтому это должна была быть полностью кастомная разработка.
Инициатором этого проекта изначально выступали разработчика софта, у них уже было какое-то решение для десктопов и они очень хотели сделать мобильное рабочее место, чтобы продать этот проект железнодорожникам. Разработку железа они попросили сделать одного крупного IT-интегратора, где собственно и работал мой сокурсник Игорь. Естественно, интегратор никакой железки разработать и произвести был не способен в принципе, и его роль сводилась к финансированию, оплате-поставке и правильному оформлению всех тендерных бумажек.
Поэтому как только интегратор получили заказ, они сразу побежали за помощью к своим хорошим знакомым, занимавшимся поставкой смартфонов из Китая. Я не буду расписывать, что это была за компания и почему они в принципе не могли ничего толкового сделать, я просто покажу, что у них получилось за четыре месяца работы:
И несмотря на то, что разработчики этого чуда пламенно убеждали заказчиков, что так и должен выглядеть терминал для суровых обходчиков вагонов на каком-нибудь полярном полустанке, показывать такое высокому железнодорожному начальству было категорически нельзя. Проблема в том, что показ должен был по-любому состояться 17 октября 2012 года, на выставке Инфотранс, иначе проект пропал.
Всю эту жизнеутверждающую историю я и услышал от Игоря первого октября, за 16 дней до выставки. За такое время ничего путного сделать невозможно, о чем я ему сразу и сказал. Но мы очень постараемся.
Итак, что у нас было на входе:
- Софт, который разработчики научились запускать на одном-единственном смартфоне — Google Nexus. Единственном, потому что исходники этого Андроида можно было взять в открытом доступе, а его чипсет TI OMAP 4, был хорошо задокументирован на просторах интернета.
- Кард-ридер от компании Athena (сейчас это часть NXP), единственный на котором карточка железнодорожника стабильно работала при подключении его к смартфону. Смарт-карта с контактами, типа кредитки. И заменить её на RFID совершенно невозможно никогда.
- Наше большое желание совершить чудо и очень небольшое финансирование от заказчика.
В любом случае, терять нам было нечего и мы побежали вперед.
Часть первая: выставка
За две недели невозможно разработать вообще ничего. Поэтому идем коротким путём: берём Nexus, берем кадридер, снимаем с них пластик, засовываем в свой оригинальный корпус. Наша задача — вау эффект на выставке, главное чтобы было красиво и софт запускался. А с электроникой потом разберемся, если вдруг прокатит и наш проект «купят».
Планирование у нас было простое: два дня на дизайн корпуса, ещё три дня на конструкцию, потом неделю на изготовление образцов и ещё остаётся несколько дней про запас.
Шестнадцать дней до выставки. Сделать дизайн за два дня просто — рисуем серию эскизов, отсылаем заказчику, получаем замечания и полностью их игнорируем — просто потому что времени уже не осталось. Конструирование идет параллельно — ведь пока рисуется дизайн, можно строить 3D модель смартфона и кард-ридера, чтобы всё смогло поместиться и как-то закрепиться в нашем корпусе.
Горб на задней стенке — это корпус аккумулятора с увеличенной ёмкостью.
Четырнадцать дней до выставки. Первая проблема: телефон нужно перевести в режим OTG, для того, чтобы он работал с кардридером. Но в таком режиме его невозможно заряжать, и нужно как-то научиться управлять переключением телефонного разъема с USB host на USB device, чтобы зарядка шла. И второй вопрос: через какой разъем соединять телефон с док-станцией? С зарядкой решаем просто — можно сделать простую схему на проводах, подключив USB через обычное реле. Когда вставляем телефон в док-станцию, на реле подаётся 5 вольт и оно переключает USB контакты с кадридера на внешний разъем. А поиск самого разъема откладываем на потом В Китае на рынке купим.
Двенадцать дней до выставки. Высылаем нашу прекрасную 3D модель в Китай на фабрику прототипов. С этой фабрикой мы работали уже много лет, поэтому можно было начать работу не дожидаясь оплаты и сделать реально быстро. Тут же получаем первый неприятный сюрприз: минимальный срок, за который они готовы сделать пять прототипов — 10 дней. И то не факт, ведь обычный срок для образцов подобной сложности у них — две недели. Делать нечего, будем как-то пытаться ускорять.
Семь дней до выставки. Чтобы не пускать дело на самотек, прыгаем в самолет и летим в Китай. Первым делом идем на рынок радиодеталей и подбираем там реле и разъемы для нашей хитрой схемы. Это только кажется что на рынке можно купить что угодно. Когда приходишь туда с конкретной задачей — оказывается, что выбор совсем небольшой. Худо-бедно нашли пару вариантов разъемов и подходящее омроновское реле.
Четыре дня до выставки. К счастью, наши подрядчики постарались и сегодня прототипы должны быть готовы. Едем на завод прототипов лично, чтобы принять работу и договориться об установке разъемов. Сами мы вряд ли сможем их установить.
Фабрика прототипов — это совсем немного станков, и очень много кропотливой ручной работы.
Нормальные прототипы делаются фрезеровкой из цельного бруска пластика, а потом красятся — только так можно добиться максимально близкого внешнего вида и прочности.
Мягкие резиновые детали льют в силиконовые формы. К сожалению, наши резинки получились слишком мягкими — будем надеятся, что их не порвут за время выставки.
Монтируем наши разъемы — к счастью они встают идеально.
Последний этап — приклеить резинки к корпусам, заканчиваем эту работу уже в глубокой ночи. Руководство фабрики и несколько рабочих сидят с нами до последнего — нам очень повезло иметь таких лояльных поставщиков.
Три дня до выставки Прототипы готовы — теперь нужно смонтировать в них наши схемы. Это оказывается не такой простой задачей — убиваем на это целый день.
Времени совсем не остается, поэтому приходится самому браться за паяльник.
В итоге зарядка почему-то не всегда идет, но это не так страшно — в крайнем случае зарядим аккумуляторы заранее и будем надеятся, что на выставочный день их хватит. Хуже, что и связь с компьютером по USB иногда отваливается — очевидно, что наша схема с реле и соплями не оптимально работает на передаче данных.
Два дня до выставки Ура! Привезли пять красивейших прототипов в Москву. Осталось их все начинить гугловскими смартфонами и кардридерами — и можно отправлять на выставку в Питер.
Красавчик — как настоящий.
Сам я на выставку не поехал — нужно было срочно спасать другие проекты, но зато получал онлайн-репортажи от Игоря.
Ради визита этих людей всё и затеивалось. Я сейчас и не помню кто здесь кто.
На стенде всё отработало идеально. Похоже, что никто и не подумал, что это прототипы, сделанные на коленке! И в итоге на следующий день нам уже прилетел приказ «ничего не менять, срочно запустить в серию!» А это значит, что мы молодцы, и наши приключения только начинаются.
Продолжение следует...
Автор: Сергей Зорин