Очень часто люди пользуются предпонятиями, или псевдопонятиями. Поэтому они легко бросаются словами, не понимая их смысла. Я часто слышу возгласы подростков против доморощенных программ. Но давайте немного поразмышляем, что такое доморощенное и с чем его едят.
С точки зрения фирм, продающих софт организациям, все, что сделано внутри организаций является доморощенным. Т.е. те дома и кухни, в которых софтфирма сочиняет свои
продукты, с их точки зрения не являются домами. А вот рабочие места в организациях являются для них домами. Это понятная и удобная для фирм позиция. Эта позиция фирмоцентрична и абсолютно эгоистична: — «Мы не делаем доморощенных продуктов, мы делаем универсальные продукты для всех. Мы не Кулибины.». Т.е., сидя в своих домах и своих кухнях, софтфирмы лучше любых доморощенных разработчиков знают что нужно ВСЕМ. В то время как доморощенные разработчики знают только то, что нужно конкретной организации. Но вот незадача, многие развитые японские организации используют доморощенные разработки, т.к. там наука и инженерия работает на кухнях самой организации без договорных отношений с организациями, знающими обо всем лучше других. Но этот факт мы как бы игнорируем.
Мы не будем спрашивать, почему японцы соединили науку и инженерию прямо в производственных цехах и офисах. Нас волнует наша прибыль.
Что нужно софтфирме? Ей нужно продать свой универсальный продукт, подсадить на веки вечные покупателя и доить его, как развитые страны доят колонии. Малейшая доработка должна
вызывать большой кипеж, накручивание сроков исполнения и цены, в общем, ничего личного. Что при этом происходит в организациях? Малейшая доработка требует бюджетирования, происходят битвы за выделение средств. Со временем люди выбирают путь наименьшего сопротивления, т.е. пользуются тем что есть и молчат в тряпочку, теряют инициативу, т.к. человек действует только тогда, когда у него есть шанс увидеть воплощение своей маленькой рационализации в действии. И действительно, разве большой софтфирме есть дело до маленькой рационализации маленького человечка?
В результате, до софтфирм не доходит информация о недостатках их систем, у них отсутствует обратная связь и их продукты стареют из-за отсутствия такой информации. Они все больше и больше становятся доморощенными, они все больше и больше вкладываются в рекламу, в промывку мозгов, и совершенствуют свои продукты, в основном, в области рекламы. Кроме того, такая фирма будет все время развивать то, что уже есть, т.к. нельзя выбросить в помойку то, на что были затрачены средства. И выбросит она старье только тогда, когда оно будет очевидно старо и бесполезно. Брэнсон в своей книге писал, как трудно ему было отказаться от производства CD-дисков, хотя уже во всю музыку качали из Интернета. Инерция не в стране, она в мозгах.
Если разработчики в организациях не решают проблемы в лоб ( а так обычно и бывает ), то презрительные возгласы подростков о доморощенности их разработок представляются мне чем-то псевдопонятийным, малоумным, чего не хотелось бы видеть в Айтишниках, людях настоящего и будущего.
Автор: PennyLane