Ни для кого не секрет, что самой востребованной функцией смартфонов, наряду с телефонной связью, является мобильный интернет. Мобильным браузером пользуются 11% времени, и это больше, чем время, затрачиваемое на работу с почтой через телефон, просмотр видео, прослушивание музыки или использование фотокамеры.
Мобильный интернет — гигантский рынок. И он растет.
Зародившиеся когда-то давно в Японии, первые игровые продукты для мобильного браузера сейчас претендуют стать одним из наиболее перспективных объектов монетизации на рынке (как внутри приложений, так и на рынке передачи данных). Несколько примеров: GREE, крупнейший японский разработчик SNS-игр (тех самых, для мобильных браузеров) – в прошлом году показал чистую прибыль в размере 502 млн. долларов в своей родной Японии, при выручке 2 миллиарда долларов. Только браузерами Opera Mini и Opera Mobile (крайне популярными в нашей стране) ежемесячно пользуются около 200 млн. человек по всему миру, существенную долю в которых занимает Россия и соседние с ней государства.
Опять же, ссылаясь на сухие статистические факты: более 2 млрд долларов оставили в прошлом году в целом игроки в мобильных социальных сетях. А 23% игроков вообще играет в игры только с мобильного. Всего же в мире по разным оценкам от 1.8 до 2 млрд пользователей интернета. И 1.2 млрд тех, кто в прошлом году просто играл в мобильные игры (у которых, впрочем, в 97% мобильный браузер на борту телефона) забывать не стоит.
Но вернемся к играм в браузере. Темпы роста отечественного рынка браузерных мобильных онлайновых игр, как отдельного сегмента игрового рынка, значительно ускорившиеся в прошлом году, уже значительно превысили ожидания. Настоящий бум игровых развлечений в российском мобильном интернете пришелся на 2012 год – по оценке специалистов, на сегодняшний день рынок оценивается в 50 млн. долларов с ежегодным ростом более 30%. В целом же, по мнению J'son&Partners, российский рынок мобильных игр вырос до 392 млн. долларов к концу 2012 года.
В виду роста популярности мобильных игр и активного развития игрового сегмента на рынке РФ, уже заключены первые соглашения между разработчиками мобильных браузеров и создателями игр для мобильных телефонов. Так, на днях компания Opera Software заключила долгосрочную сделку с одним из ведущих разработчиков мобильных браузерных игр в России и СНГ.
По этому поводу мы не могли не взять интервью у Михаила Ильина, генерального директора Opera Software Russia – одного из настоящих лидеров рынка мобильного браузинга, чтобы узнать о перспективах развития мобильных браузеров в России и о том, что связывает их с мобильными играми.
Михаил, какие направления будет развивать Opera Software в России в ближайшем будущем?
Мы будем продолжать развитие Opera Mobile и Opera Mini, представив разные версии новых продуктов для популярных ОС, включая Android и iOS. Основное внимание, как всегда, будет уделяться простоте использования и качеству наших продуктов — тому, за что пользователи и любят браузеры Opera.
Какие успехи и перспективы Opera Mobile Store вы можете отметить, какие выгоды он дает разработчикам?
На сегодняшний день потенциальная аудитория Opera Mobile Store (OMS) – это более 200 миллионов пользователей мобильных версий Opera по всему миру. Дополнительно мы подготовили и удобные механизмы монетизации (например, Pay Per Download). OMS растет вместе с Opera, в особенности в развивающихся странах, таких, как Бразилия или Индия. Если разработчику мобильных приложений хочется быстро выйти на эти рынки – добро пожаловать в Opera Mobile Store.
Какие преимущества дает Opera мобильным разработчикам?
Наши браузеры и сервисы представляют собой единую экосистему, в которой разработчик может разместить свои мобильные приложения и получить доступ к многомиллионной аудитории Opera. Одной из основных задач при этом является создание каталога действительно качественных и полезных сервисов, поэтому мы проводим скрупулёзный отбор среди кандидатов на размещение. Кроме того, особое внимание уделяется качеству идей, реализованных в мобильных приложениях — мы всегда стараемся отдавать приоритет талантливым командам разработчиков, создающих уникальные продукты, способные расширить возможности пользователей при работе во всемирной сети.
С чем, по Вашему мнению, связано столь активное развитие сегмента мобильных браузерных игр в России за последние пару лет?
На самом деле тут всё просто: во всём мире идёт бурный рост числа пользователей мобильного интернета, а одним из самых популярных видов активности в сети являются игры. Каждый месяц на рынок выпускается всё больше новых моделей различных мобильных устройств, и их возможности в плане производительности или удобства использования постоянно улучшаются. В результате владельцы таких устройств всё больше времени проводят в сети, и мобильные браузерные игры являются одними из лидеров по востребованности. Функционал игровых приложений постоянно растёт, и пользователи получают возможность не только наслаждаться собственно игровым процессом, но и находить новых друзей, общаться со знакомыми, использовать многопользовательские игры. И, замечу, всё это в любом месте и в любое время, где бы пользователь ни находился в данный момент — мобильные устройства освобождают своих владельцев от необходимости быть привязанными к комнате со стационарным компьютером. И поэтому очень важно, чтобы браузер, установленный на устройстве, предоставлял максимальные возможности как по скорости работы мобильных приложений в нём, так и по удобству интерфейса. И все эти возможности есть в браузерах Opera.
Как будут развиваться отношения браузерных и нативных игр?
Пока наибольшую популярность имеют нативные приложения, распространяемые через различные аппсторы, но с развитием веб-технологий постепенно будут набирать популярность и кроссплатформенные приложения, которые не нужно адаптировать для каждой мобильной платформы. И в этом есть явные плюсы: вы делаете только одно приложение, которое автоматически становится доступным всей аудитории мобильных пользователей, вне зависимости от операционной системы, при этом ваше приложение уже готово даже для тех платформ, которые ещё только будут появляться на рынке в будущем; разработчик получает возможность предлагать своим пользователям обновлённые версии с исправленными ошибками и новыми функциями мгновенно, не дожидаясь окончания процесса публикации в аппсторе; также разработчик перестаёт быть зависимым от владельцев аппстора, которые нередко меняют правила и условия сотрудничества со сторонними разработчиками в одностороннем порядке; и т. д. Конечно, привычные нам сегодня аппсторы также обладают рядом преимуществ, поэтому они не вымрут окончательно. Но это и правильно: у пользователя всегда должен быть выбор.
Многие разработчики приложений это понимают и уже есть примеры, когда разработчики браузерных мобильных сервисов адаптируют свои продукты для аппсторов, а те, кто начинал с нативных разработок, выпускают и браузерные версии. В качестве иллюстрации: в Cut The Rope от ZeptaLab уже можно играть прямо из браузера, а Playtox портирует всю линейку игр в Apple AppStore и Google Play. Таким образом аудитория пользователей этих продуктов становится максимально широкой: владельцы нативных приложений получают возможность играть с пользователями браузерных версий, и это та самая свобода выбора, которая всегда является стимулом для быстрого развития рынка в целом.
По каким критериям вы выбрали компанию в качестве партнера для заключения только что анонсированной двухгодичной сделки?
В условиях тендера было довольно много критериев – мы искали идеальное соотношение между компетенциями партнера в отношении продукта, имеющегося портфолио, коммерческих условий, опыта работы на международном рынке, стратегии развития и по ряду технических факторов. Playtox показал себя сильнейшим по всем основным критериям, хотя конкуренция между всеми участниками тендера была очень высокая. После детального анализа мы выбрали предложение Playtox, исходя из объективных данных.
Какие перспективы совместного развития вы видите?
Не могу говорить много о деталях будущего развития — мы предпочитаем делать приятные сюрпризы своим пользователям, но если быть кратким – в первую очередь мы бы хотели развивать нашу международную историю и построить аналогичную игровую экосистему на других рынках по всему миру, где присутствует Opera.
Как игры Playtox повлияют на дальнейший рост популярности мобильного браузера Opera?
Как я уже сказал ранее, Opera – это не просто браузер: это целая экосистема, в которой «живет» пользователь. У каждого пользователя есть набор сервисов, которые он использует каждый день, и все эти сервисы тесно интегрированы, «склеены» в нашем браузере. Мобильные браузерные игры – это один из сервисов в нашей экосистеме, который существенно увеличивает время, проводимое пользователем в сети, способствует росту и качественной монетизации аудитории. К тому же игроки – это очень активная аудитория. Они делятся с друзьями, советуют игры и советуют наш браузер, потому что игры адаптированы под него, что обеспечивает продвижение, увеличение популярности Opera.
Планирует ли Opera Software реализовывать еще какие-либо совместные проекты в этой области?
Обязательно. Международные запуски, технологические проекты по оптимизации и улучшению внешнего вида, игровых сервисов, так называемый расширенный user experience – над этим мы сейчас как раз работаем. Ждите новостей.
Автор: DaryaZ