Чем отличается разработка устройства на заказ от разработки собственного продукта?
На первый взгляд — может показаться, что особо ничем, просто права на продукт во втором случае остаются у Вас, ну и разработку оплачиваете вы сами.
На самом деле разница колоссальная!
Каково это — совмещать в себе инженера и барыгу-спекулянта предпринимателя при разработке технологического продукта? Как не сойти с ума и довести дело до конца?
Продолжение истории — под катом.
Так в чем разница?
Когда вы создаете устройство на заказ — у вас в каком то виде есть техническое задание, оговоренный бюджет и сроки. У вас одна единственная задача — сделать продукт, в рамках оговоренного бюджета, технического задания и сроков. Если же вы создаете свой коммерческий продукт — ТЗ ставите вы сами, бюджет и сроки также определяете вы.
И вот тут то и начинается самое интересное — борьба между отделом разработки и коммерческим отделом внутри вашей головы. Борьба за самый главные ваши ресурсы — ваше внимание и время. Инженер внутри будет пытаться сделать продукт как можно лучше, кричать вам «это невозможно», доказывать, что именно вот эта фича самая важная и т.п.
Предприниматель же — будет уменьшать бюджет, менять техзадание, постоянно торопить, говорить «да забей ты на это — просто наговнокодь». Остаться в здравом уме, и при этом выпустить продукт — та еще задача.
Зачем я это все пишу?
В нашей стране как то не принято вы*****ться делиться успехами, почему то в основном принято делиться желчью, негативом. Если на западе запостить в соц сети фото — если фото хорошее — тебе напишут что фото хорошее, если плохое — то ничего не напишут. В России же — если фото хорошее то напишут, что дерьмо и еще дадут пару экспертных советов, если же оно плохое — вам, возможно, придется удалить свой аккаунт) Складывается впечатление что у нас все везде плохо, тлен безысходность, отжимают бизнесы, кризис, ничего не сделать, надо валить и т.п…
У меня пока что не супер результаты, многому нужно научиться, многое сделать. Но я считаю, что сделал достаточно, чтобы «отвечая за базар» заявлять — В России можно и нужно делать свои продукты! И именно сейчас золотое время для этого. Если хотя бы одного человека получится оторвать от дивана, послать экспертов-советчиков подальше и что то сделать — я потратил несколько часов своего сна не впустую.
Акцент моей истории будет смещен именно в сторону предпринимательской части, большинство из вас — крутые специалисты в своих областях, и как что то делать с технической стороны — прекрасно знаете. Хотелось бы поделиться опытом — как что то сделать, для того чтобы потом это продать, желательно не одному человеку.
Итак, начнем
Разрабатывал я — как говорилось в первой части — высотомер для парашютных прыжков.
Чтобы выбрать одну из миллиона ваших «идей на миллион» нужно перестать себя обманывать и задать себе простой вопрос «Я бы сам себе/жене/маме вот эту штуку, за вот эту цену купил бы?». Если вы будете достаточно честны — большинство ваших идей на этом этапе отвалятся. Вы не сможете продавать машины за 10млн, если ездите на жигулях — вы не сможете сделать продукт на миллион, если не мыслите на миллион и не готовы решать вопросы на милион.
Спуститесь с небес на землю и оглянитесь вокруг себя — что вы можете сделать для себя и своего окружения.
О парашютах
Не все прыгают с парашютом — поэтому введу немного в курс дела. Высоту парашютисту нужно знать на всех этапах прыжка — в самолете по нему определятся минимальная высота покидания борта, высота отделения от самолета. В падении — высота, на которой нужно разлететься в стороны перед открытием парашютов, высота открытия парашюта. Пилотирование парашюта — это как посадка самолета без движков — нужно по определенным контрольным точкам построить заход на посадку и выйти на нужную глиссаду с первого раза — возможности врубить форсаж и уйти на второй круг — нет. В общем высотомер штука для парашютиста обязательная и очень важная.
Что есть на рынке
В тот момент на рынке было 2 основных типа приборов:
Неточные, но недорогие механические приборы(5-9 тыс рублей).
Довольно точные, навороченные, но дорогие электронные(20-25 тыс рублей).
На фото ниже есть оба — у меня(довольного жизнью студента — нищеброда) — механический.
У друга, который меня держит — топовый цифровой.
Зарплата у меня тогда была ~80к, на прыжки из них тратилось 70к и чтобы купить себе цифровой высотомер мне бы пришлось 2-3 месяца не есть. А точности на приземлении очень не хватало. Я подумал — а почему нет какого то промежуточного варианта — не такого навороченного как топовый цифровой, с базовым функционалом, но по цене ближе к механическому?
Поскольку верить, что открыл новую нишу и никто до меня этого не сделал, я не хотел. Начал изучать почему этого нет — пришел к выводу, что на самом деле производители в данном сегменте — это довольно небольшие компании, и что большинство из них живет на том, что сделали в самом начале и немного это модифицируют. Большим компаниям этот рынок не интересен. То есть этот рынок создали обычные ребята — энтузиасты, и вполне возможно, что просто не дошли руки до такого продукта, ну так а я чем хуже?
Концепт
Итак — ценовой сегмент определен — значительно дешевле 25к, но немного дороже 7к, то есть — точность цифрового по цене механического. Раз изначально устройство подразумевает в себе одну функцию — измерение высоты — нужно выкинуть из него все лишнее.
Инженер внутри на данном этапе начинает яростно протестовать — «как ты до этого тамагочи опустился?!», ты же на ПЛИС устройства делал, десяток разных контроллеров, DSP знаешь, надо зафигачить лучше всех!
В то время я ему ответил «ты все равно не продашь свое устройство ни за 20к, ни за 15к, просто потому что никто тебя не знает — лучше сделаем то, что точно купят, а потом — покажем миру на что мы способны»
- Так — раз простой функционал — много кнопок не нужно — в идеале оставим одну — вкл/выкл. Алгоритм управления при помощи одной кнопки позаимствуем у производителей страхующих приборов.
- Раз основная его функция — измерение высоты — сделаем большие цифры и уберем кнопки с лицевой панели — зачем на них смотреть постоянно?
- Всегда напрягало, когда в самый неподходящий момент садится батарейка и приходится бегать по подземным переходам ее искать — делаем на аккумуляторе
- Какой разъем использовать? Ну гоупрошек на аэродроме всегда завались — так что miniUSB кабель всегда найдется, да и понадежней он механически.
- Как крепить на тело? Привязывать к одному типу крепления — терять многие сегменты парашютистов, надо делать универсальное — позаимствуем идею у других производителей
- Раз есть USB — сам бог велел сделать обновление прошивки. Можно будет дополнять функционал и подстелить себе соломки на случай невыявленных за время тестирования багов
Слепил модель из бумаги, подержал в руках, включил фантазию и понял, что это — то что нужно.
Прототип
Дело ответственное, конструктив я буду разрабатывать долго, поскольку никогда не делал законченные продукты, значит мне нужен рабочий прототип в поля, чтобы тестировать софт, чем больше времени протестируется — тем лучше.
Вытравил плату Лутом, взял дисплей который был, датчик, сд карточку чтобы логи писать в сыром виде, все это спаял, ну собственно вот что получилось.
Конструктив
По примеру дорогого Стива — «Design first».
Дизайн выдает техзадание на конструктив, а не наоборот. Не так то просто это делать, когда всю жизнь делал плату по принципу- как получится, потом засуну в термоусадку. Спорить с самим собой — то еще занятие.
Тут главное найти от чего отталкиваться — во первых нужно определить габариты — не больше конкурентов.
Меньше чем размер дисплея длину и ширину сделать не получится — по 1.5мм на стенки + допуски — длина и ширина определены.
Что с толщиной? Защитный поликарбонат + зазор + дисплей + подсветка + плата + разъем + 1мм дно — меньше этой толщины сделать не получится.
Инженер ухмыляется — «раскатал то как губу — еще и аккумулятор надо запихать, а у тебя вон кнопка, конденсаторы танталовые, датчику еще нужно зазор оставить». Значит придется переделать плату, найти низкопрофильную кнопку — даже лишний миллиметр в толщине — и девайс смотрится непропорционально, неуклюже(чтобы это понять — склеил из бумаги несколько моделей) — нужно искать вариант сделать его тоньше. Так — а что если все высокие компоненты сдвинуть до линии USB разъема? Тогда аккумулятор прекрасно ляжет заподлицо с usb разъемом и будет достаточной емкости.
Релиз
В итоге все дотачивалось, допиливалось, тестировалось. Печатались 3д модели, подгонялись 0.1мм туда, 0.1 сюда. Добавлялись новые фичи в софт. Поездки из Долгопрудного в пром зону в алтуфьево на общественном транспорте за листом поликарбоната, затем на все том же общественном транспорте в Люберцы на резку и печать, чтобы понять, что получилась в итоге полная хрень и нужно менять и материал, и способ обработки, и способ печати, а на что — неизвестно.
Но как то в итоге получилось вот это
Кстати фотографии сделал в лайткубе из говна и палок. Даже фотошопить особо не пришлось — ручная настройка баланса белого по образцу, закрытая диафрагма, минимальное ISO выдержка несколько секунд — первые продающие фотки продукта готовы.
Если очень хочется — всегда можно найти решение сделать хорошо, даже при минимуме ресурсов.
Ну вот на руках пилотная партия высотомеров, парочку раздал друзьям — потестить, парочку оставил на продажу, но вот проблема — где взять деньги на первую партию? Кредит? Инвестиции? Ну и я стал ждать пока оно как то само собой решится — да и там парочку моментов нужно было в прошивке доработать…
Так вот — так ждать и дорабатывать можно вечно — если у вас есть хоть какой то продукт, который готовы покупать — продавайте, не тяните кота за яйца. Это самый важный момент, когда предприниматель внутри должен прикрикнуть на инженера, вырвать у него из рук продукт и сказать — все, продаем, потом разберемся.
Где взять деньги
В то же время я (по рекомендации директора с последней своей работы) начал смотреть обучающие видео «бизнес молодости» (которых я к слову раньше хейтил и считал шарлатанами) и нашел там много решений своих проблем.
Основное что я извлек — если нет товара на складе — это не значит что не нужно продавать. Основной ваш инвестор — это клиент, если продукт хороший — он за него заплатит вперед, главное сделать правильный оффер. Стереотипы внутри говорили «Да кто в России будет предоплату делать, да чего позориться..» и в таком роде.
В один момент я сказал себе «Ну не убьют же тебя за пост вконтакте! Если попробовать — возможно 2 варианта, если продолжу ничего не делать — один, что ты — 2 года работы похоронишь потому что боишься?»
Прикинул время которое потребуется чтобы произвести приборы, помножил его на 2(и все равно сорвал сроки). Написал пост вконтакте — представил продукт, хорошие фото, сказал что приборов нет, но будут через 2 месяца, те кто готов предоплату внести — на 30% дешевле получат и плюсы в карму. Через неделю было порядка 250к на первую партию.
Пара инсайтов
- Как оказалось — красивый сайт вообще на начальном этапе не играет роли, делайте за вечер на конструкторе, главное хорошие фото. А так — не тратьте время — это не увеличит ваши продажи, лучше сфокусируйтесь на соц сетях.
- Больше доверяйте людям — люди в основном хорошие.
- Момента «ну все — готово, теперь гребем бабло» — не наступит, получайте кайф от процесса.
- Ситуация с кризисом вам на руку — импортное запредельно дорого — легче выйти на российский рынок. Экспортировать тоже выгодно — на западе люди деньги считают и хороший продукт за хорошую цену возьмут с удовольствием.
- Не бойтесь продавать, не бойтесь заявлять о себе — от того, что вы такой хороший с хорошим продуктом, но об этом никто не знает — вы делаете плохо всем.
- Не бойтесь брать обязательства(и отвечать за их нарушение) — вы будете развиваться, факапиться, спотыкаться, но вы не будете стоять на месте.
Автор: SlavikMIPT