По данным 2ГИС в Омске 134 веб-студии. Мы с nem, увидев эту цифру, поначалу обалдели. Ведь у всех на слуху есть 3-4 большие компании, несколько дизайн-студий и несколько мелких и средних аутсорсинговых контор. Все, на этом кругозор заканчивается.
Ан нет, 134!
Ну, естественно, начали разбираться, что же это за IT-компании такие. В итоге общая картина наложилась на пережитые или услышанные истории, и родилось что-то вроде классификации. Мы не претендуем на ее истинность в последней инстанции, но ситуацию она, кажется, вполне описывает.
Чтобы не перегружать вас словами, нарисуем картинку.
Первых, к счастью, немного, они достаточно быстро набивают минимальный опыт, чтобы сбиться в стайки и перейти во вторую группу.
Вторых — большинство. Они умеют две вещи по сути:
1) стилизовать и допиливать сайты на WordPress, Joomla или Drupal
2) использовать бесплатные шаблоны или же что-то рисовать в Photoshop.
Часть из этой группы прокачивается, и уже может решать задачки посложнее (переходит в третью группу): например, написать что-то с нуля на PHP, иногда на Rails или Django. Хотя почти всегда это не востребовано, ибо местным клиентам нужен просто сайт или просто интернет-магазин, а для этого уже есть готовые движки.
Так или иначе, часто эти «компании» разваливаются из-за отсутствия управленческих навыков, и нередко толковые осколки идут во фриланс на oDesk программистом или на фриланс.ру дизайнером. Менее толковые — на фриланс.ру программистом или на oDesk дизайнером. Лучшие уходят на следующие уровни пирамиды или уезжают.
Компании четвертой строки неоднородны. Если они решили стать дизайн-студиями, они нанимают хороших дизайнеров и создают свои CMS для ускорения разработки либо используют готовые. Если же их больше интересует разработка, они начинают заниматься более высокотехнологичными вещами. Это может быть Java, Python, Rails, разработка под iOS или Android, иногда все тот же PHP. Почти всегда эта высокотехнологичность — следствие одержимости основателя новыми технологиями и самообразованием. Этой одержимости хватает и на то, чтобы обучить сотрудников, и на то, чтобы тащить на себе все управленческие вопросы. Ключевое отличие — они почти никогда не работают на местный рынок, их заказчики чаще всего из дальнего зарубежья.
В компаниях этой категории уже научились:
1) делать качественно и в срок
2) продавать свои услуги за хорошую цену
В пятой строке — большие по омским меркам конторы — Luxoft-Omsk, IssArt, Thumbtack, Gehtsoft.
У каждой из них все по-своему. Истории их возникновения тоже оставим за рамками этого поста. Что у них общего:
— почти сто процентов заказчиков — зарубежье.
— организации уже успели обрасти бюрократией разной степени разветвленности.
Очевидно, чем выше уровень, тем более интересные задачи приходится решать, более сложные технологии осваивать → как следствие работа более интересна и высокооплачиваема.
Еще одна деталь к портрету. В Омске нет ни одной широко известной продуктовой компании, a la новосибирские 2GIS и Parallels или СКБ Контур из Екатеринбурга. Такие компании мы бы, кстати, поставили на шестой уровень.
Куда податься студенту?
Наиболее сообразительные студенты начинают что-то предпринимать в плане самообучения курсе на третьем-четвертом.
Остальные понимают, что их на… обманули, уже после выпуска, когда выясняется что вариантов трудоустройства по специальности «математик» или «физик» у них, условно говоря, два: в какой-нибудь замшелый НИИ или обратно в вуз преподавателем. Есть также небольшое число компаний, например, филиал компании Град, в которых решают задачи, в достаточной степени связанные с математикой, но это скорее исключение.
Ситуация усугубляется тем, что школьные учителя и вузовские преподаватели зачастую не в курсе, что в Омске вообще есть рынок труда в сфере ИТ, и откровенно советуют лучшим ребятам ехать отсюда как можно быстрее.
Если бы все оставалось так, как описано, — ИТ в Омске закисло бы естественным путем за несколько лет. Ибо лучшие кадры, оперившись, продолжали бы уезжать в столицы или далее, причем многие сразу после окончания школы.
Но не все так плохо, господа! Силами энтузиастов, которых становится все больше и больше, ситуация начинает меняться к лучшему. Что уже происходит:
1. Компании начали понимать, что кадры надо учить самим, и в это надо вкладываться. Они организуют спецкурсы в вузах и стажировки для студентов и выпускников силами своих сотрудников. Уже в течение нескольких лет проводятся спецкурсы по современным технологиям в разработке ПО в ОмГУ, ОмГТУ, СибАДИ. Многие компании охотно берут студентов на стажировку, выплачивая им зарплату.
2. Отдельные энтузиасты собираются в группы по интересам и создают сообщества вроде GDG-Omsk, Omsk-LUG, Omsk-MUG, Omsk-JS, проводят хакатоны, семинары и мини-конференции.
3. В Омске существовала несколько лет конференция RuPyRu, которая затем преобразовалась в MarginCon. К сожалению, она прекратила существование в связи с отъездом организатора в США.
Однако, эти активности все-таки носят очень местный характер, и подавляющее большинство (особенно первые три уровня пирамиды) о них просто не в курсе.
К чему это все?
Конечно, мы не просто так стали изучать омские веб-студии. Мы взялись за организацию первой большой IT-конференции в Омске и решили понять, кто ее потенциальные участники. Что интересно — идея сделать большую конференцию в Омске почти одновременно пришла в голову еще двум людям, что показывает ее востребованность.
Но нам неожиданно повезло быть первопроходцами.
Мы были на куче конференций и тренингов в Новосибирске (CodeFest, ProfitConf, AgileCamp), Москве (DevConf, YAC, AgileDays и др.), Екатеринбурге (DumpIt, EkbPy), Самаре (404fest) и Питере (AgileDays). Мы не представляем, как еще мы могли бы так сильно расширить свой кругозор и познакомиться с таким количеством интересных людей. Посмотрите на фотки с 404fest и AgileCamp, например, чтобы хоть немного почувствовать атмосферу.
Вот что пишет (evtuhovich) по поводу конференций:
Хотя изменения в IT-мире происходят не мгновенно, но достаточно пару лет, чтобы отстать от технологического поезда. Самый простой и быстрый способ узнать, что нового, какие тренды и о чем думают коллеги — это посетить профильную конференцию. Один или два дня, которые вы полностью посвятите получению новой информации, обычно дают гораздо больше, чем чтение блогов. Более того, нельзя узнать что-то о каком-то подходе или инструменте, о существовании которого вы не знаете. По-моему, конференции — это самый простой способ оставаться «на плаву».
И нам захотелось привезти все это в Омск. По поводу AgileCamp — скорее всего так и случится со временем. Мы считаем ненормальным, что подобные события распределены по стране таким образом, что нам постоянно надо куда-то ехать или лететь. И далее вполне естественным образом мы задали себе вопрос: " Ну и что мы сидим и ничего не делаем? Надо просто взять и сделать большую ИТ-конференцию в Омске! И пусть Боромир утрется :-)"
И мы пошли еще дальше — придумали концепцию, которой на наш взгляд многим не хватало. Сейчас мы практически убрали с сайта все подробные описания, но для пользователей Хабра приведем цитату из письма докладчикам, которое мы рассылали в самом начале:
Поскольку это
Спарта!Омск, нам недостаточно провести просто техническую или, например, дизайнерскую конференцию. Мы подошли к вопросу с другой стороны, подробности ниже :)Часто после прослушивания очередного доклада на конференции возникает вопрос «Ну и собственно какую проблему ты, дорогой друг, решал этой замечательной технологией/методологией?»
На нашу конференцию мы зовем только тех докладчиков, которые смогут прежде чем рассказывать «как», рассказать «зачем».Как это поспособствует счастью? Ну это же очевидно!
Мы хотим повысить уровень осознанности принимаемых решений у всех участников процесса разработки ПО. Не «ух ты какая модная технология — на следующем же проекте ее используем», а чтобы было четкое понимание для решения каких задач какие методы подходят.
По факту мы видим, что программа конференции получилась настолько интересной по составу участников и темам, что мы решили пригласить на нее не только омичей. You are welcome!
Автор: AnnieOmsk