От издателей: Друзья, мы представляем вам русское издание великолепного исследования Developer Economics 2012. Весной мы, как региональные представители, собирали на Хабре разработчиков для представления России в этом исследовании и хотим поблагодарить всех принявших в нем участие — российские разработчики стали третьей силой в мире, после Китая и США. Мы подготовили русский перевод этого исследования и надеемся, что он будет полезен вам в вашей работе. Спасибо!
Developer Economics 2012 — третий ежегодный отчет в серии, которая устанавливает стандарты в исследовании разработчиков. Этот отчет погружается в экосистему приложений, проходя через сегментацию разработчиков, экономику платформ и глобальные торговые маршруты приложений.
Developer Economics 2012 сосредотачивается на том, почему разработчики делают тот или иной выбор, а не просто на представлении голых фактов и цифр. Исследователи объединили эмпирические знания и количественные данные 1500+ разработчиков для того, чтобы определить точную модель сегментации, мощный инструмент для ориентации среди игроков в экономике приложений.
Авторы опросили разработчиков о стоимости и прибыльности их работы для понимания экономики платформ и предоставления авторитетного взгляда, выходящего за пределы слухов и анекдотических фактов. А также посмотрели на способы, которыми разработчики продвигают и продают свои приложения и какие трудности встречаются им на этом пути.
Наконец, разработчикам задали вопрос «что будет дальше в экономике приложений?» — так создатели отчета установили карту глобальных торговых маршрутов, проанализировали спрос в регионах и мировых рынках и поняли, где появятся следующие 10 миллионов мобильных приложений.
Исследование основано на онлайновом опросе 1500+ разработчиков из разных стран, а также 20 полных интервью. Участники исследования находились по всему свету и включали разработчиков не только из Северной Америки, Европы и Азии, но из Африки, Океании и Латинской Америки.
Этот отчет предоставит вам ключевые идеи о современных тенденциях в разработке и путях, какими мобильная экономика все еще формируется вокруг феномена приложений.
Мы надеемся, что вы получите удовольствие от отчета — не меньшее чем то, которое мы получили от его создания!
Основные тезисы
Новый ландшафт цифровой экосистемы
В течение 12 месяцев выжили самые приспособленные. В то время как 2011 был годом экспериментов разработчиков, 2012 стал эрой консолидации экосистем вокруг iOS и Android. Внимание разработчиков к этим системам достигло рекорда за все время наблюдения — 76% для Android и 66% для iOS. Дарвиновская теория «выживания сильнейшего» объясняет как BlackBerry, BREW и Bada (Samsung) потеряли внимание разработчиков, будучи не в состоянии конкурировать в плане охвата пользователей, что является главным показателем выбора платформы для разработчиков. В 2012 разработчики в среднем использовали 2.7 платформы одновременно, против 3.2 в 2011 — явный признак консолидации. Тренд подтверждает и снижающийся показатель IntentShare для большинства платформ — кроме мобильного веб и Windows Phone.
Планшеты сейчас ведущие устройства для разработчиков. Разработчики быстро откликнулись на растущую популярность планшетов: наше исследование Developer Economics 2012 обнаружило, что независимо от платформы более 50% разработчиков сейчас нацелены на планшеты, а iOS разработчики уже, скорее всего (74%), работают с ними. Это значительное увеличение по сравнению с прошлым годом, когда только треть разработчиков (34.5%) ориентировалась на планшеты. На другом конце спектра находятся ТВ и игровые консоли с менее 10% разработчиков, нацеленных на эти устройства.
Мобильный веб перешел от стадии обсуждения к реальности. Мобильный веб отмечен третьим в Platform Mindshare Index, 53% разработчиков используют его. Однако, он несколько утратил свои позиции по сравнению с прошлым годом, потеряв три процентных пункта во внимании разработчиков. С приходом мобильного веб в нашу жизнь разработчики начинают понимать, что он все еще далек от утопии, которую нам обещали. Разработчики сталкиваются с тремя проблемами: фрагментацией, ограничением быстродействия и отсутствием каналов дистрибуции и монетизации.
Facebook стал новым веб. Facebook собрал куски паззла и стал «платформой платформ» — выше iOS, Android и мобильного веб — заставив мобильных разработчиков публиковать, промоутировать, распространять и получать деньги через Facebook, независимо от платформы. Для разработчиков мобильного веб Facebook предлагает глобальный рынок, дистрибуцию и целевую аудиторию в 900 миллионов активных пользователей, наряду с прямыми расчётами. Это те возможности, которые нужны больше всего разработчикам мобильного веб. С приближение пользовательской базы социальной сети к 50% от мировой аудитории интернета (2.3 млрд пользователей), Facebook быстро становится новым веб.
Windows Phone новая крутотень. В то время как продажи Windows Phone продолжают разочаровывать, в 1 квартале 2012 было продано 2.6 миллиона устройств, интерес разработчиков к платформе продолжает расти. Наш опрос 1 500 разработчиков показал, что независимо от платформы, которую в настоящий момент они используют, большинство разработчиков (57%) планируют принять Windows Phone. В тоже время прошлогодний показатель Intentshare в 32% для Windows Phone увеличился только на 1% в этом году, что говорит нам о том, что конвертация намерений в принятие не само собой разумеющийся процесс. Windows Phone на самом деле новая интересная платформа, получившая повышенный уровень внимания и ожиданий разработчиков, но для конвертации внимания в работающих разработчиков на уровне iOS и Android должно вскоре случиться настоящее принятие или последует падение.
Массовый исход со второй линии платформ. BREW (Qualcomm) в смертельно пике — скорость, с которой разработчики покидают BREW, пугает. 60% разработчиков, в настоящий момент работающих с BREW, говорят о том, что собираются прекратить использовать ее. От Bada (Samsung) откажется 49% разработчиков, сейчас занятых на ней, результат дуополии малых поставок (в общей сложности 20 миллионов устройств) и незрелости платформы. BlackBerry (RIM) близка к вымиранию, ее планирует покинуть 41% разработчиков — что еще хуже, 14% из тех, кто использует ее как главную платформу, планирует сойти с корабля. И не похоже, что приобретатель RIM станет вкладываться в спасение платформы BB. Исход разработчиков гораздо лучший и более измеримый показатель заката BREW, Bada и BlackBerry, чем любые другие рыночные индикаторы.
Охват пользователей главный критерий при выборе платформы. В нашем опросе 1500+ разработчиков большая установочная база устройств по-прежнему ценится больше всего при выборе платформы, за что высказывается 54% разработчиков, независимо от главной платформы, в то время как 43% говорят о низкой стоимости разработки. С другой стороны, только 30% разработчиков выбирает платформу на основе потенциальных доходов. Достижение пользователей, глаз или кошельков главная причина выбора платформы. После того, как приложение достигнет широкой аудитории, к ней уже приложатся показы рекламы, платные загрузки, подписки и сделки.
Распутываем «Вавилонскую башню» мобильного маркетинга. Миллионы и миллионы долларов тратятся на привлечение разработчиков, и не только мобильными фирмами, но и занимающимися обычным бизнесом компаниями. Предприятия борются за инновации разработчиков, игнорируя тот факт, что на рынке более одного миллиона издателей мобильных приложений, разработчики всех форм и размеров. Мы представили количественную модель сегментации, которая отвечает на вопрос как убедить разработчиков принять инструменты, платформу или API основываясь на их мотивации привнести ценные ресурсы на платформу. Восемь сегментов разработчиков в этой модели это Любители, Исследователи, Охотники, Наемники, Расширители, Издатели цифровых медиа, Золотодобытчики и Корпоративные ИТ разработчики.
Доходы и расходы в экономике приложений
Каждый третий разработчик живет ниже черты прибыльности. Основываясь на нашем опросе 1500+ разработчиков, мы поняли, что средняя прибыль с одного приложения находится на уровне 1200 — 3900 долларов в месяц в зависимости от платформы. Это означает, что каждый третий разработчик живет ниже «приложенческой черты бедности», то есть он не может положиться на приложения как на единственный источник дохода. С точки зрения прибыли, 14% разработчиков получают от 500 до 1000 долларов с приложения, а 13% получают от 1001 до 5000 долларов с приложения в месяц.
BlackBerry находится в лидерах в плане средней прибыли с 3900 долларами в месяц с приложения, за ней следует iOS. Разработчики BlackBerry генерируют в среднем на 4% больше прибыли на одной приложение, чем разработчики iOS, которые, в свою очередь, на 35% обгоняют тех, кто работает на Android. iOS обгоняет Android благодаря хорошей аудитории (пользователи Apple меньше смотрят на цены), отличному контенту (более высокому соотношению платных и бесплатных приложений), доминированию на планшетном рынке (где цена приложений больше) и беспроблемной оплате (400 миллионов аккаунтов с оплатой в один клик).
Приложения для iOS являются наиболее дорогими в разработке с ценой в 27 000 долларов на приложение. Apple iOS самая дорогая платформа, со средней ценой разработки одного приложения превосходящей 27 000 долларов, платформа на 21% дороже Android и на 81% дороже BlackBerry. Среднее приложение занимает около трех человеко-месяцев на разработку. Естественно, что стоимость разработки приложений зависит от страны и категории — например, для iOS быстрее, чем для Android, разрабатывать приложения для общения и социального взаимодействия.
Расходы на производство приложений скрыты за кодом. Установленные рамки пользовательского опыта настолько высоки, что на создание пользовательского интерфейса, включая дизайн и раскадровки, уходит примерно 25% бюджета. Текущее обслуживание стоит 10% от стоимости разработки в год. По нашим оценкам на маркетинг в среднем тратится еще 10% всей стоимости производства, хотя он может легко потреблять и половину всей стоимости для крупных компаний по производству ПО.
В поисках земли обетованной
Упадок телекоммуникационной дистрибуции. Порталы операторов увидели снижение пользовательского интереса на 47% и служат основным каналом распространения только для 3% разработчиков. Это те же порталы, которые доминировали в распространении контента в до-Apple-овскую эру закачки рингтонов, обоев и приложений на Java. Существует одно исключение: пользуясь отсутствием Google Play в Китае, магазин приложений China Mobile обслуживает 22% своих подписчиков и обеспечивает 600 миллионов загрузок, по данным IHS Screen Digest.
Прорываясь через проблему открытия. Маркетинг приложений сегодня принимает множество форм, от промо в социальных сетях до профессиональных PR сервисов. Facebook является, несомненно, самым популярным каналом продвижения для разработчиков, его используют в среднем 47% разработчиков на всех платформах. Facebook заявил, что послал более 160 миллионов посетителей к страницам мобильных приложений только в марте 2012 года. Наряду с магазинами приложений, Facebook выступает как единственный глобальный канал дистрибуции.
Разработчики борются с привлечением пользователей и таргетингом. Пользователи в нашем Developer Economics 2012 отмечают две важные проблемы маркетинга. Сохранение удержания пользователей в целом упоминается как главная задача (39%). Это согласуется с данными аналитической компании Flurry, которые говорят о том, что удержание пользователей резко падает с течением времени — только 24% потребителей продолжают использовать приложение через три месяца после скачивания. Вторая наиболее часто упоминаемая задача это таргетинг и получение нужных пользователей — в основном эта проблема возникает из-за того, что существующие магазины приложений предлагают минимум функций в плане пользовательского таргетинга.
Разработчики борются за определение правильной модели получения прибыли. Разработчики все больше (36%) путаются с тем, какую модель получения денег использовать. Есть 11 моделей получения доходов для выбора, от платы за скачивание до продакт плейсмента. Покупки внутри приложений вышли вперед других моделей в плане помесячной прибыли и прибыли на одно приложение, принося в среднем на 24% больше прибыли, чем оплата за загрузку, на 63% больше чем фримиум и на 78% больше чем реклама, независимо от платформы.
Проблемы после запуска. Отслеживание сбоев и ошибок, безусловно, наиболее часто упоминаемая головная боль разработчика после выпуска приложения — об этом говорит 38% разработчиков в нашем исследовании — и особенно для WP7 разработчиков. Не существует прямого канала связи между пользователями и разработчиками, и нет готового решения для отслеживания работы приложения. Отзывы о приложения работают и ощущаются больше как посмертные записки, а не живой инструмент для обратной связи. В результате разработчики понимаю, что не так с их приложением слишком поздно, через негативные отклики.
Региональный и глобальный спрос на приложения
Следующие 10 миллионов приложений. Следующие 10 миллионов приложений появятся не на лидирующих сейчас рынках, а как потребность стран BRIC в локализованных приложениях. Северная Америка ведет в спросе на приложения с 41% разработчиков указывающих на нее как на Топ-3 регион по количеству закачек, независимо от страны происхождения самих разработчиков. Европе досталась доля в 31%, а следующий регион, где разработчики видят наибольшее количество скачиваний, это Азия с 25%. Рост потребления приложений в каждой стране обусловлен тремя факторами: увеличивающимся уровнем проникновения смартфонов, увеличившимся уровнем вовлечения пользователей и общим адресным рынком абонентов со смартфонами в стране. Хотя рост многих западных рынков обусловлен этими факторами, рынки BRIC покажут рост спроса на порядок больший в связи с увеличение проникновения смартфонов.
Дисбаланс между родным языком и языком приложений. Дефицит приложений на местных языках можно увидеть, если сравнить языки, на которых говорят в мире, с языками, которые используют разработчики при выпуске приложений: 85% разработчиков публикуют приложения на английском, нацеливаясь только на 8% (около 500 миллионов) мирового населения, разговаривающего на английском, в то время как китайский, на котором говорит 22% населения в мире, привлекает только 16% разработчиков. Английский доминирует у разработчиков повсеместно, отодвигая локальные языки на второй план не только в мировом, но и в региональном масштабе. Разработчики в Европе публикуют в среднем на 2.45 языках, что является самым большим показателем использования языков в мире. В Южной Америке испанский используется 84% разработчиков, в то время как английский только 48%.
Отображение мировых торговых путей приложений. Экспорт приложений разнится в каждом регионе. Разработчики в Северной Америке видят относительно небольшой спрос со стороны других регионов, Европа является их главным экспортным регионом (для 22% разработчиков в Северной Америке), но она недалеко ушла от Азии (17%). Латинская Америка и Азия имеют большую долю разработчиков(44% и 38%), которые не видят большого спроса на локальных рынках — разработчики в основном экспортируют приложения в Северную Америку и Европу, где спрос на приложения, и платные приложения в частности, в настоящее время значительно выше. Тем не менее, мы ожидаем, что локальный спрос в Латинской Америке и Азии будет быстро расти в связи с увеличивающимся проникновением смартфонов и качеством приложений. Мы считаем, что большая часть из следующих 10 миллионов приложений будет произведена и потреблена на этих рынках.
Переосмысление конкурентной основы в мобильных телефонах
Новая пирамида конкуренции производителей телефонов. В новой пирамиде конкуренции Apple возглавляет новаторов, Samsung ведет быстрых последователей, ZTE отвечает за сборщиков, а Nokia возглавляет рынок простых телефонов. Apple захватила почти три четверти прибыли индустрии, предоставив уникальные возможности продуктов и тесную интеграцию железа, софта, сервисов и дизайна. Samsung занимает второе место по прибыли в индустрии. Как быстрый последователь, его рецепт успеха в первичном захвате рынка с каждым новым выпуском Android. Компания выпускает собственные чипсеты и экраны — два самых дорогих компонента в стеке железа — и это обеспечивает ей прибыль и первичный выход на рынок с новыми компонентами.
Повышающая ценность своего бренда, Apple получила 33% от всей стоимости брендов производителей телефонов в 2011, в то время как Nokia потеряла 15% ценности своего бренда в период между 2011 и 2011, что явилось самым большим падением среди сотни ведущих брендов по данным Interbrand.
В комнате все меньше кислорода. В 1 квартале 2012 Apple получила львиную долю прибыли. Тем не менее, самая большая доля рынка телефонов принадлежит не Apple, Nokia или Samsung, а «другим» производителям: сотни производителей выпускают сотни миллионов аппаратов, которые продаются в развивающемся мире. Так называемые «шанзай» производители и другие сборщики получают очень малую прибыль с каждого юнита и практически не прибыльны. И они разрушают рынок для других производителей, лишая их необходимого кислорода, т.е. прибыли.
Весь отчет в PDF вы можете найти на нашем сайте. К сожалению, по условиям нашей договоренности с VisionMobile, мы не можем публиковать его за пределами нашего сайта.
Если у вас есть замечания, правки по тексту или вы нашли ошибку: press@apps4all.ru.
Автор: HugC