В статье Джона Харриса из серии «Основы геймдизайна» представлен подробный обзор самых популярных настольных игр, включая традиционные вроде шахмат и го, ролевые вроде «Зова Ктулху», европейские вроде «Колонизаторов» и многие другие, у которых есть чему поучиться.
Предыдущая часть статьи об играх го, шахматы и парчиси доступна по ссылке.
Нарды
Традиционная игра
Тип: соревновательная игра для двух игроков
Уровень сложности: высокий
Создатель: неизвестен (информация утеряна во времени)
Фактор везения: умеренный
Описание: соревновательная игра сродни парчиси. В отличие от парчиси, игроков всего двое, но в их распоряжении больше четырех фишек, и все они находятся на доске с начала игры. Блокировка соперника является важной частью игры, а возможность играть на ставки добавляет азарта. В результате стратегия имеет гораздо большее значение в игре, чем кажется на первый взгляд.
Обзор игры
На первый взгляд кажется, что нарды не имеют ничего общего с играми вроде парчиси, но их основные правила действительно похожи. Два игрока по очереди бросают кубики и перемещают фишки по кругу в одном направлении. Выпавший результат можно разделить, чтобы походить двумя фишками, или переместить одну фишку дважды.
В отличие от парчиси, игроки перемещаются по доске в противоположных друг от друга направлениях. Несколько шашек (фишек) одного игрока могут занимать одну ячейку, блокируя перемещение шашек соперника на этот участок (но не через него). Дубль считается как четыре кубика с выпавшим числом, а значит игрок может ходить вдвое больше.
В начале игры на поле выставляются все шашки, что выгодно отличает нарды от парчиси с ее затянутым, постепенным введением фишек, сильно зависящим от везения игрока. Ячейка, на которой стоит всего одна шашка, называется «блот». Если на ней останавливается шашка соперника, блот считается побитым и кладется на «бар» – перегородку между полями игроков. В свой ход владелец побитой шашки должен первым делом «зарядить» ее – вернуть на поле в «доме» соперника. При этом шашку можно поставить только на те ячейки, номера которых выпали на кубиках.
По ходу игры становится все сложнее избежать захвата ячеек, но грамотная расстановка шашек позволяет существенно сократить риски. При наличии хотя бы одной побитой шашки, игрок не может ходить, пока не вернет ее на поле. Однако, если обе ячейки, соответствующие выпавшим числам, заняты двумя или более шашками соперника, придется пропустить ход.
В некоторых случаях благодаря грамотной игре и сопутствующей удаче можно полностью блокировать «дом». Таким образом, соперник будет вынужден пропускать ход за ходом, пока вы не начнете выставлять шашки за доску. «Заряженную» шашку можно захватить сразу после выхода на поле, но она также может побить блот соперника.
Как только шашка заходит в «дом» – становится на одну из шести ячеек, завершающих полный круг, – ее можно снять с доски. Для этого нужно бросить кубик, причем выпавшее число должно совпадать с номером ячейки, на которой стоит шашек. Игрок, снявший с доски все свои шашки раньше соперника, становится победителем.
Благодаря сочетанию везения и мастерства нарды привлекают азартных игроков, предпочитающих играть на ставки. В состав некоторых наборов входит так называемый «куб удвоения» – дополнительный кубик, на грани которого нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64. Для того чтобы поднять ставку, прежде чем походить, игрок должен поставить куб гранью, показывающей коэффициент увеличения, кверху. Соперник может продолжать игру при удвоенной ставке или сдаться. Если соперник уверен в своих силах, он может удвоить ставки в свой ход. С кубиком удвоения связано много других правил, которые продолжают обновляться и по сей день.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Хоть это и неочевидно на первый взгляд, но большое количество фишек, возможность блокировки соперника и движение игроков навстречу друг другу придают нардам стратегическую глубину, которой не хватает обычным играм-ходилкам. Продуманная расстановка шашек с учетом вариантов последующих ходов может вынудить соперника разделять свои шашки, делая их уязвимыми, или вовсе блокировать движение.
Безусловно, многое зависит от везения, но опытные игроки знают, как обернуть его себе на пользу. Смысл в том, чтобы, передвигая шашки, расширять пространство для своих маневров и сужать его сопернику. Таким образом можно обезопасить себя от неудачного броска кубика и заставить оппонента играть наудачу.
Система ставок ощутимо ускоряет процесс игры. Если игрок сильно вырвался вперед, в его же интересах повышать ставки, чтобы поскорее закончить партию. Когда становится ясно, что победа одного игрока – дело времени, игру уже незачем затягивать. Игра на ставки включена во многие любительские и турнирные правила. Наиболее популярные вариации этой системы можно найти на англоязычной страничке игры на Википедии.
В последнее время любители настолок стали скептически относиться к играм, которые слишком зависят от удачи, и разработчики все реже задействуют фактор везения в своих играх. Тем не менее, нарды служат наглядным примером того, как везение и стратегическая глубина могут сочетаться в одной игре. Игрокам совсем не обязательно подстраивать свою тактику под броски кубиков – более того, возможные варианты только добавляют игре глубины.
Монополия
Издатель: Hasbro
Тип: экономическая настольная игра для 2–6 игроков (чем больше игроков, тем интереснее)
Уровень сложности: от низкого до среднего
Создатель: Чарльз Дэрроу; прототипом послужила игра The Landlord’s Game («Землевладелец») Элизабет Дж. Мэги Филлипс (существуют другие противоречивые и недостоверные версии возникновения игры).
Популярность: высокая
Фактор везения: высокий
Описание: Игроки по очереди бросают кубики и перемещаются по квадратному игровому полю, скупая недвижимость и выплачивая арендную плату на клетках, принадлежащим другим игрокам. Если вся недвижимость одной цветовой группы принадлежит одному игроку, арендная плата увеличивается, а если на участках построены дома, сумма становится еще больше. Однако игроку крайне редко удается собрать все участки одной группы в одиночку, поэтому большое значение в игре имеет торговля недвижимостью. Победителем является последний оставшийся игрок, после того, как все соперники обанкротились и выбыли из игры.
Обзор игры
«Монополия» считается самой популярной экономической настольной игрой в мире, но среди любителей настолок бытует мнение, что она чересчур затянута и слишком зависит от удачи. В этом они, конечно, правы, и тем не менее, игра сполна окупает свои недостатки.
Игровое поле представляет собой квадрат, поделенный вдоль краев на участки, которые игроки проходят по кругу, по очереди бросая кубики. Каждый раз, когда игрок полностью завершает круг на клетке «Вперед», он получает символическую сумму в виде «зарплаты». На большинстве участков располагаются объекты недвижимости с указанной стоимостью. Закончив свой ход на таком участке, игрок может выкупить его из Банка (которому принадлежит все ничейное имущество) и получить соответствующую карточку на право собственности.
Недвижимость приносит игроку доход, когда на ней останавливаются соперники. Если вы не хотите или не можете приобрести участок, Банк выставляет его на аукцион для других игроков. Что интересно, роль кубиков меняется на разных стадиях игры: сначала они дают игрокам массу возможностей, но со временем становятся все опаснее.
В начале игры каждый игрок получает по 1500 тыс. долларов и в настоящем духе капитализма должен использовать эти деньги с максимальной выгодой. Учитывая, что доход напрямую зависит от покупки ничейных участков в начале игры, у всех игроков есть якобы равные шансы разбогатеть. Однако вся суть «Монополии» заключается в том, как вы распоряжаетесь и торгуете своим имуществом, а последующие часы бросания кубиков и перемещения по карте лишь покажут, насколько эффективно вы это делаете.
Игроки могут торговать недвижимостью между собой на любых условиях – назначать любую стоимость, предлагать обмен или обмен с доплатой. Участок также можно заложить в Банке за сумму, указанную на оборотной стороне карточки. Это можно сделать в любой момент времени, например, чтобы оплатить долги или получить деньги для приобретения другого объекта (в том числе на аукционе).
Заложив недвижимость, игрок должен перевернуть карточку на право собственности лицом вниз. Заложенный объект перестает приносить доход, и на нем нельзя строить здания. Чтобы выкупить имущество, нужно заплатить сумму залога и еще 10% сверху. Возможность заложить объект, не выставляя его на продажу, дает игроку свободу выбора, но половина стоимости – не самое выгодное предложение. Заложенное имущество также можно продать другому игроку, причем покупатель должен будет сразу же заплатить 10% от суммы залога в Банк и не сможет использовать объект, пока не погасит оставшуюся задолженность. Поэтому заложенная недвижимость, как правило, не пользуется особым спросом.
Настоящей золотой жилой для игрока является владение всеми участками одной цветовой группы. Неважно, повезло ли вам, или вы заключили грамотную сделку. Важно, что теперь на этих участках можно строить дома. Чем больше домов построено на участке, тем больше денег должен заплатить игрок, попавший на него.
Арендная плата увеличивается даже при наличии одного дома, а если вы построите целых три, она вырастет в несколько раз. При условии, что на участке уже есть четыре дома, можно построить пятое здание – отель. Если участок с тремя домами может просто хорошенько ударить по кошельку, то попав на участок с отелем, игрок может запросто обанкротиться. Если у игрока заканчиваются все деньги и активы, его объявляют банкротом, и он выбывает из игры. При этом, если игрок становится банкротом из-за долгов другому игроку, то кредитор получает все его имущество, что существенно повышает шансы на победу.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Если после прочтения правил «Монополии» у вас возникло впечатление, что игра скорее обличает капитализм, чем восхваляет его, вы попали в точку. Предшественница «Монополии» – игра «The Landlord’s Game» авторства Элизабет Дж. Мэги Филлипс – и вовсе открыто критиковала эту экономическую систему.
Популярность «Монополии» негативно сказывается на самой игре. Многие игроки, считающие себя фанатами, толком не играют в нее так, как было задумано, а только по ужасным «домашним» правилам, включая джек-поты на бесплатной парковке и отсутствие аукционов. Это делает и без того затянутую игру еще длиннее и доводит фактор везения до абсурда.
Как и нарды, «Монополия» – это стратегическая игра, которая маскируется под игру «на удачу». Хотя «Монополия» даже больше зависит от везения, чем нарды. Броски кубика могут свести на нет все шансы на победу. Стоит вам начать проигрывать, как все дальнейшие усилия исправить ситуацию пойдут коту под хвост, и вы скоро превратитесь в «кормушку» для более везучих игроков. В этом смысле «Монополия» напоминает реальные рыночные условия, но, увы, это не говорит в ее пользу.
Большой плюс европейских настольных игр (о которых мы еще поговорим более детально в этой статье) заключается в том, что они заканчиваются как раз, когда среди игроков появляется безоговорочный лидер. Но в «Монополии», даже когда один игрок намного опережает соперников, он может ждать целую вечность, пока они обанкротятся. Немного утешает тот факт, что в официальных правилах также предусмотрена «быстрая игра», в начале которой все получают по случайному участку, и как только два игрока обанкротились, игра заканчивается.
По большому счету, «Монополия» не так уж плоха. Один из плюсов игры кроется в том, что прежде чем скупать участки одного цвета, нужно учесть несколько факторов. Нельзя сказать, что самая дешевая недвижимость – самая невыгодная, а самая дорогая наверняка принесет максимальную прибыль. Помимо прочего, при выборе нужно учитывать вероятность попадания других игроков на ваши участки. В любом случае кубики ведут себя непредсказуемо, поэтому лучше всего действовать по ситуации.
На мой взгляд, самый большой недостаток «Монополии» в том, что игра чересчур зависит от решений отдельных игроков, на которые остальные участники не могут никак повлиять. К примеру, если два игрока обменяются недвижимостью, чтобы быстрее собрать участки одного цвета, у остальных просто не останется шансов.
Без торговли недвижимостью игра в «Монополию» превращается в монотонное бросание кубиков и сбор/выплату аренды. Если ни один игрок не может собрать всю цветовую группу, так может продолжаться вечно. Все, на что могут рассчитывать игроки при отсутствии домов и отелей на поле, это зарплата на клетке «Вперед».
Даже если вы играете в компании азартных игроков, которые серьезно настроены на победу, сделки будут заключаться с большой осторожностью – вряд ли кто-то захочет продать сопернику последний участок в цветовой группе, не получив взамен равноценного предложения. Очевидно, что такая атмосфера не поощряет игроков к торговле и стопорит весь игровой процесс. Именно поэтому нет смысла играть в «Монополию» вдвоем – заключая сделки с единственным соперником, далеко не уедешь.
Скрэббл
Издатель: Mattel (международный), Hasbro (в США и Канаде).
Тип: словесная настольная игра для двух-четырёх игроков.
Уровень сложности: высокий
Создатели: Альфред Мошер Баттс и Джеймс Брюно
Фактор везения: низкий/умеренный
Описание: игроки по очереди заполняют доску буквенными фишками – при этом новые слова должны пересекаться с предыдущими.
Очки за слова начисляются по сумме стоимостей букв (от 1 до 10, в зависимости от частоты использования буквы в языке), при этом учитываются специальные ячейки (если они перекрываются, стоимость буквы или слова умножается), а также использование всех 7 фишек за ход (начисляется бонус в 50 очков). Победителем объявляется игрок с наибольшим количеством очков к моменту, когда больше нет фишек для добора.
Обзор игры
У каждого игрока есть держатель с семью произвольно выбранными буквенными фишками. Остальные фишки идут в добор. Игровое поле состоит из 15x15 квадратов со звёздочкой в центральной ячейке.
Каждый игрок по очереди выкладывает на доске слова из фишек, по одной букве на каждый квадрат (соответствие слов правилам можно проверять по словарю). Первый игрок может составить любое слово из своих фишек, но новые слова должны цепляться за предыдущие.
Таким образом, есть два вида образования слов: должно быть главное слово, составленное с помощью уже размещённых на доске фишек и фишек с руки, и есть прочие слова, «пересекающиеся» с только что выложенными. Вне главного слова фишки размещать нельзя.
Очки начисляются за каждое составленное слово. По правилам игры, две и больше новых фишек должны образовывать слова. Существуют две пустышки – такие фишки могут обозначать любые буквы на выбор игрока, но при этом очков они не приносят. После выкладывания пустышка остаётся на поле до конца партии.
На каждой фишке, за исключением пустышек, написан номер, обозначающий её стоимость. Слово приносит игроку сумму очков его букв (как только что выложенных, так и уже присутствующих на игровом поле). Кроме того, некоторые ячейки содержат специальные бонусы: удвоение буквы, удвоение слова, утроение буквы и утроение слова – они соответствующим образом влияют на конечное количество очков за слово.
Несмотря на то, что специальные ячейки расположены таким образом, чтобы минимизировать вероятность их использования, они дополняют друг друга: очки за слово включают в себя все буквы с множителями, а словесные множители могут увеличить конечный результат в 4, а то и в 9 раз. Призовые ячейки дают бонусы только в тот ход, в который была выложена фишка. Также существует бонус в 50 очков за выкладывание всех фишек с руки за один ход, который называется бинго. На этот бонус призовые ячейки не распространяются. Начальная клетка со звёздочкой считается как удвоение слова.
После результативного хода игрок берёт фишки из добора, чтобы сравнять их количество с 7. Если у игрока нет возможности или желания ходить, он может частично или полностью заменить фишки с руки на фишки из добора. Игра заканчивается, когда в доборе больше нет фишек. Однако, согласно североамериканским правилам, игра заканчивается, когда у игрока в руке больше нет фишек, или же шесть ходов подряд были безрезультативными (если счет при этом не нулевой).
Если игрок выкладывает слово, которое, по мнению противника, не соответствует правилам игры, слово может быть оспорено. Соответствующие правила различаются в разных странах. В США, если игрок оспаривает слово и оказывается прав, слово удаляется с доски, а автор лишается хода. Если несоответствующее слово сыграно и не оспорено, и, если игрок оспаривает подозрительное, но при этом реальное слово, он теряет ход. Продвинутые игроки могут хитрить, выкладывая неизвестные слова или правдоподобные «фэйки».
Правила игры в скрэббл немного отличаются в зависимости от страны. В разных языках используются разные наборы букв с разной стоимостью букв, что вносит существенные коррективы в оригинальную игру. Правила оспаривания также существенно отличаются в зависимости от территории.
Что можно почерпнуть из этой игры?
Среди всех популярных в США коммерческих настольных игр, скрэббл, пожалуй, больше всех подходит под определение глубокого стратегического геймплея и достоин подробного изучения. Сильные игроки наводят ужас на новичков, у которых очень мало шансов на победу, несмотря на то, что в игре присутствует элемент везения. Для достижения высокого уровня необходимо немало потрудиться, а турниры по скрэбблу настолько увлекательны, что о них пишут книги («Word Freak») и снимают документальные фильмы («Word Wars»).
Словесные игры представляют определённые трудности при классификации, так как сложно точно сказать, что лежит в их основе – удача или все-таки стратегия. Важным аспектом подобных игр является эрудированность: без словарного запаса здесь точно не обойтись. Они схожи с викторинами, где необходимо обладать определённым набором навыков с поправкой на стратегические элементы вроде покрывания специальных ячеек и блокирования ходов соперника.
Важным качеством игр, рассчитанных на двух и более игроков и предполагающих соперничество за ограниченное количество очков, отчасти является самоуравновешивание – личная выгода и потенциальная награда (учитывая большое разнообразие ходов) создают то самое напряжение, так необходимое для поддержания игры.
Уязвимостью подобного рода игр является определённое преимущество «первопроходцев», поскольку, играя на чистом поле, игрок может получить значительное превосходство над противником, задавая тон предстоящему сражению.
Блокирование соперников – ещё один важный аспект игры. Тем не менее, со временем возможных ходов становится всё больше, и необходимость улучшения собственного результата вместо ограничения чужого выходит на первый план. Так или иначе, опытные игроки в скрэббл играют осторожно при приближении к ценным ячейкам, чтобы не дать противнику сорвать куш.
Что можно почитать:
Мой список к прочтению будет состоять только из ссылки на журнал «Нью-Йоркер», а конкретно – на письмо редактору об актуальности стоимости игровых фишек в 21 веке.
Автор: Plarium