При наличии энтузиазма вы можете достичь всего. Энтузиазм – это блеск ваших глаз, стремительность походки, крепость рукопожатия, непреодолимый прилив энергии и воли для претворения в жизнь ваших идей. Энтузиасты – это борцы. Энтузиазм – краеугольный камень всего прогресса! Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности.
Генри Форд
Я уже давно хотел поделиться с аудиторией хабра своими мыслями и накопленным опытом, который я получил через слёзы, бессонные ночи и седые волосы.
Я не стал вставлять сюда картинку для привлечения внимания, это испортило бы текст, как повествование. Итак, начнём:
Вместо вступления
Связать свою жизнь с программированием я решил ещё в 10 классе, и не будем лукавить или обманывать сами себя, да, только ради денег. Как раз тогда, начал взлетать Вконтакте, Facebook, Google. И тогда ужа зародилась мысль — я хочу стать не поваром, не архитектором, не музыкантом, а бизнесменом, основателем супер компании.
Эх, насколько же я тогда был дураком. Я ещё своими школьными мозгами до конца не понимал, что на земле 8 миллиардов человек, а Пашка Дуров и Марк Цукенберг, и Сережка Брин — одни. 3 человека на 8 миллиардов… для людей знакомых с теорией вероятности и статистикой, будет не проблемой рассчитать что шанс, что вы станете 4-ым из этой шайки намного ниже, чем шанс того, что на одном из ваших перелетов по маршруту Москва-Санкт-Петербург у самолёта откажет гидравлика (это 100% падение, без гидравлики посадить пока никому не удалось).
35 экзаменов в университете и 42 зачёта дали мне необходимую базу и умения, в перерывах между учёбой я программировал, жестко и страшно, не спал ночами и плохо питался. Меня настолько сильно увлекло это занятие, что я стал терять связь с реальностью. Но не будем вдаваться в подробности моего лечения в психоневрологическом диспансере… это история для отдельной публикации.
И вот, закончив университет, я как обычный и стандартный человек, пошел устраиваться на работу.
Однажды, когда я сидел в бизнес-центре и ожидал, когда меня позовут на собеседование, чтобы в очередной раз заставить меня реализовывать на листочке 2-3 дерево на Си, ко мне опять вернулась эта мысль — надо создать свою компанию, чтобы я просил реализовать мне 2-3 дерево на ASM, а не сидел здесь и не унижался перед какими-то незнакомыми людьми.
Через 5-6 собеседований мне предложили вакансию за 60 тысяч рублей в одной из компаний города. Ну что же, я обрадовался. И начал работать. Я вставал в 6-40 утра, выезжал на электричке, толпился в автобусе и 10 минут шел пешком, приходил на работу и писал код. Примерно в 16-00 я уже не понимал, кто я, где я, зачем я здесь и что я тут вообще делаю. Через 2 дня я пришел и написал заявление об уходе. Директор пригласил меня к себе и предложил увеличить мой оклад до 75 тысяч, но через 15 минут я навсегда покинул двери компании с трудовой книжкой в руках.
С тех пор я понял, работа — не моё. Так начался мой закат как стартапера (кто читал Ницще поймут).
Хакатоны
Несколько раз я участвовал в хакатонах. Думаю, что это отличный опыт для любого стартапера, вы приходите с идеей, реализуете её, управляете процессом разработки. Учитесь разделять обязанности, делегировать полномочия и на лету принимать важные решения.
Именно на хакатонах я понял основную проблему, которая преследует любого, кто решил начать своё дело — команда. Именно от людей зависит успех любого начинания. Не будем брать в примеры уникальных по своей природе энтузиастов днями и ночами напролёт пишущих код в полном одиночестве. Результаты их труда в конечном итоге нужны только им и дальше их компьютера они не уходят. Это очень хороший миф, что вы сможете сделать что-то один. Нет, не сможете.
Главное — это команда. Вам нужны не просто люди, вам нужны люди, которые будут делать, которые будут писать код в праздники, во время сессии, по ночам, при температуре, при ознобе и кашле.
Самый ценный и самый дорогой ресурс — это люди. Если у вас есть люди — у вас на 80% есть компания.
На одном из хакатонов, мне повстречалась одна команда, это были настоящие профессионалы, но мне запомнился один — капитан. Это был человек, который внушал уверенность, поговорив с ним 15 минут — я уже понял, эти ребята — возьмут главный приз. Чёткое понимание, что они делают, зачем и для чего. Грамотное и умелое разделение обязанностей и быстрое принятие правильных решений. К сожалению я потерял с ними связь, но думаю, что эти ребята уже находятся не в России и делают в калифорнийском гараже что-то, что возможно в ближайшие 2-3 года произведет фурор в области ИТ.
Первый проект
Не буду подробно рассказывать о первом проекте, да и о следующем пожалуй тоже не стану. Это общая статья и не реклама приложений и платформ и выходит за рамки моего рассказа.
Не будут приводить статистику, чтобы вы дочитали до конца и не закрыли эту статью, но пока скажем так, успех и деньги также далеки от меня, как Земля до ближайшей к Солнцу звезды — Проксимы-Центавры.
За 2 года моих поисков и изысканий в области бизнеса, продвижения и стартапов и общения с теми, кто уже добился каких-либо значимых результатов я привожу далее:
Проблема денег
Часто я слышу такой хороший миф, что нужны деньги. Нужны инвесторы, нужны ангелы, нужны вливания огромных сумм.
Это работает и деньги действительно нужны, если вы собираетесь открыть ферму по разведению жирафов. Да, вам нужны загоны, нужны корма, нужны витамины для жирафов, нужен как минимум жираф-самец и как минимум жираф-самка. Один жираф стоит — 300 тысяч евро. Согласитесь, купить пару жирафов на собственные сбережения — весьма трудно.
Но, мы же создаём ит-компанию. Нам не нужен жираф, нам нужен компьютер, пачка чипсов и гараж на окраине Москвы с хорошим интернетом. Всё.
Согласитесь, что можно написать собственный Google сидя в гараже и арендовав на Amazon сервер за 5 тысяч с 12 ядрами на борту и он будет работать. Необходимость денег на первых порах — самый большой миф и мировой обман, сдерживающий нас и заставляющий сомневаться в своих возможностях.
Но есть один пункт, где деньги нужны — это РЕКЛАМА.
Продвижение
О, это самый интересный и самый волнующий раздел. Если у вас уже есть прототип — работающий, шикарный продукт, который должен «порвать мир». Надо что-бы люди о нём узнали.
Что же нужно делать, чтобы о нём узнали?
Правильно — рекламировать. А как рекламировать? Конечно же вливать сотни тысяч долларов на раскрутку в топовых площадках, в топовых группах социальных сетей и в роликах на youtube. Нет, это основная ошибка.
Возьмите себя в пример. В сети есть такие уникальные и интересные продукты, как например сеть Вконтакте, сеть Facebook, приложение BlaBlaCar. Да даже такой ресурс, как хабрахабр… Вы когда-нибудь видели рекламу о них по телевизору? А рекламу в группах в социальной сети? Видели ли вы буклеты или объявления в метро, где красовалась бы надпись «Вконтакте — заходи и найди своих друзей». Нет, потому что, вы узнали о ней от своих друзей, знакомых, наткнулись случайно.
Важно понять, вы можете подтолкнуть раскрутку вашей платформы, приложения или сайта парой ненавязчивых статей или постов в 2-3 пабликах. Но ваша идея должна производить пресловутый «Вау эффект».
Недавно появилась такое приложение как «Перископ», я услышал о нём от друга. И я в течении 4 часов следил за жизнью «афроамериканца» в криминальном районе Комптона (это гангстерский район Лос-Анджелеса). И что вы думаете? Я сразу написал 10 своим лучшим друзьям, чтобы они скачали это приложение и тоже посмеялись над тем, как этот толстый парень бродит о округу и продаёт гашиш, снимая всё это на камеру и транслируя в приложение.
Это называется классной идеей, она цепляет, заставляет вас раскручивать её, она действует как секта, раскручивая себя сама. Вы лишь подталкиваете её, дальше она живёт своей жизнью.
И когда мне говорят, что один человек влил в раскрутку своего приложения приличную сумму и получил 10 тысяч скачиваний и теперь рвёт на себе волосы. Я отвечаю ему, что идея полная ерунда. Она не произвела «Вау эффект» и утонула среди миллионов таких же бесполезных и бессмысленных творений.
Идея
Как я уже выше упоминал, идея — это краеугольный камень успеха. Это ваше всё. Если у вас нет идеи — у вас нет ничего. Часто встречаю на форумах и в всяческих ресурсах такой текст «Идея ничто, это ерунда, поделись с нами». Это пишут специально. Не верьте таким советчикам.
Идея стоит огромных денег. В мире тысячи и миллионы человек, которые смогут вам написать второй Вконтакте, второй Фейсбук и второй Яндекс, в небезызвестной Индии есть тысячи желающих написать вам что угодно за смешные тысячу долларов.
Поэтому, берегите свою идею как зеницу ока, не делитесь с ней даже со своими друзьями, близкими или подругами.
В мире есть много людей, возможно даже в вашем окружении, которые без тени сомнения в тайне от вас реализуют идею и запустят её раньше вас и далеко не факт, что вы сможете развернуться, даже если ваша реализация лучше. Выигрывает тот, кто раньше персек финиш, а не тот, кто показал лучшее мастерство бега и показал большую ширину шага или пробежал в теплой шубе и валенках. Кто первый успел — тот и выиграл.
Подведение итогов
Что нужно, чтобы создать супер компанию?
- Люди (команда)
- Отличнейшая идея
- Знания
- Стальные нервы
- Невероятное везение
- Удача
- Вы должны быть отличным психологом
Команда, идея. Вот главное. Вперед. Пришло время действовать. Стареющим Дурову и Брину пора уйти на покой, время их славы уже прошло, пришло время обновить учебники истории и списки Forbs. И кто знает, может эту статью читает тот, кто будет вызывать зависть у половины земного шара уже через пару лет. Удачи.
Автор: Mugik