TL;DR: технологические гиганты Google и Apple доминируют на рынке магазинов приложений, ведь у них практически нет конкурентов. Поэтому они предоставляют инди-разработчикам очень слабую поддержку. Вашу игру или приложение могут внезапно удалить, и вы почти ничего не можете с этим сделать.
Нашу игру Fake Slap! засуспендили в Google Play за нарушение Политики в отношении насилия. Мы получили автоматическое письмо, сообщающее, что игра засуспенжена, и — бам! Она исчезла. Для нас это стало серьёзным шоком, игра находилась в Google Play и App Store уже больше месяца без каких-либо проблем. Политика в отношении насилия гласит: «Запрещается публиковать приложения, изображающие безнаказанное насилие или другие опасные действия». Ниже приводится несколько примеров, таких как: инструкции по причинению себе вреда, документирование своих атак террористическими группами, изготовление взрывных устройств и другого оружия и реалистичные изображения или подробные описания насильственных действий. Наша игра точно ничему из этого НЕ соответствует. Да, наша игра про политику, и её персонажем является президент США, но она определённо не относится к перечисленным видам насилия.
Важно то, что блокировка (suspension) приложения считается «страйком» и влияет на репутацию аккаунта разработчика. Вот как это формулируется: «Повторные или серьезные нарушения этих правил и Соглашения о распространении программных продуктов… приведет к удалению соответствующих аккаунтов». Вы даже не можете вернуться к своей игре, чтобы понять, в чём ошиблись — она полностью заблокирована. Не нужно говорить, что мы разгневаны. Представьте, что вы потеряете не только свой аккаунт разработчика, но и все свои аккаунты Google — от электронной почты, Google Drive, YouTube, вообще от всего. Проблема. Мы поспешили заявить апелляцию, и были уверены, что игру мгновенно восстановят, потому что произошла какая-то ошибка. Мы решили, что кому-то не понравилась идея приложения и он пометил игру, что запустило весь этот автоматический процесс. Google поймёт свою ошибку и вернёт приложение, правда?
Автоматический ответ на апелляцию гласил, что мы получим ответ в течение 72 часов. Мы приостановили все планы по маркетингу игры и стали ждать. Потом подождали ещё немного. Через 11 нервных дней мы наконец получили ответ — нашу апелляцию не приняли. Мы снова и снова настаивали в течение пары недель, и продолжали получать автоматические ответы, отклоняющие наши апелляции. В этот момент мы уже потеряли надежду — все реакции были отстранёнными и равнодушными. Переписка не имела никакого смысла. Я решил связаться с журналистами, чтобы рассказать им нашу историю: может быть, кого-то заинтересует сюжет о том, как Google Play удалил политическую игру. Я переписывался с Колином Кэмпбеллом из Polygon. Раньше я читал его статьи и подумал, что ему это будет интересно. После рассказа о нашей истории он связался с отделом прессы Google и сделал заявление. Примерно через 5 часов мы «таинственным образом» получили письмо из Google, сообщающее, что игра будет восстановлена, аж через месяц после удаления. Совпадение? Не думаю.
Наша игра Fake Slap!, удалённая из Google Play
Восстановление игры было, конечно же, хорошей новостью, но мы чувствовали себя отвратительно. Почему нам пришлось найти журналиста, чтобы Google восприняла нас всерьёз? Я начала искать других людей, столкнувшихся с похожими проблемами, и была шокирована тем, насколько часто это происходит. Солидное количество игр и приложений автоматически удаляется из магазинов приложений (в основном из Google Play) даже без предупреждения и малейших шансов на исправление ошибок. Некоторым разработчикам везёт, но похоже, что многим даже не удаётся пробиться сквозь автоматические сообщения и они продолжают получать одинаковые письма с отклонением апелляций. Всем разработчикам известно, что добраться до живого человека в Google практически невозможно. Apple считается твёрдым орешком в процессе первоначального утверждения (многие разработчики даже не пытаются публиковаться на App Store), но если возникает проблема после или отклоняется обновление, то обычно всегда можно найти живого собеседника для обсуждения.
Есть множество причин для блокировок и удаления — от нарушения прав на товарные знаки за употребление слов типа «Flow» (в случае пользователя Reddit JakeSteam), «Candy» или «Saga», до спама, порнографии и насилия.
В случае Хау Нгуена (Hau Nguyen) игра Dodge Dodge изначально называлась «Circles Dodge». Она лежала в Google Play шесть месяцев (у неё были десятки тысяч скачиваний и сотни отзывов), но внезапно её удалили из-за «нарушения правил о спаме Политики в отношении контента». Google отклоняла апелляции Хау автоматическими письмами. Он не мог получить ответа о том, что же в игре посчитали спамом, и после того, как пообщался с коллегами-разработчиками на Reddit, решил опубликовать ту же игру под другим названием. Но конечно же, он потерял все загрузки и отзывы на предыдущую версию, и поставил под угрозу свой аккаунт разработчика (2 «страйка» и ты вылетаешь!).
У TK-Squared, LLC удалили два приложения: их программы Banger и Tuxedo показывали веб-сайты с потоковым воспроизведением радио (соответственно, рока и классической музыки). Причиной удаления было «нарушение правил платных и бесплатных услуг Политики в отношении контента». Это означало, что их обвинили в попытке зарабатывать деньги через сторонее приложение (не через Google Play), хотя они вообще не зарабатывали денег. Одна из потоковых радиостанций, включённых в список приложений, независимо от них собирала пожертвования на радио в своём колледже, но оно не имело никакой связи с TK-Squared. В случае с приложением Banger после недель переписок в попытках доказать Google, что компания не требует денег, не является благотворительной и не нарушает политику, апелляция была наконец принята. В случае Tuxedo Google перестала отвечать после двухмесячной переписки. Компания отправила обновление и повторно опубликовала приложение. Вот как разработчики описывают из общение с Google: «В ответах (на апелляции) никогда не ссылались на то, что мы говорили в предыдущем ответе и в обсуждениях ранее. Это ставило в тупик. Мы попробовали общаться в той же манере или найти другой способ отвечать, и ко второму месяцу переписки поняли, что разговариваем с ботом, потому что ничего, что мы говорили или делали, не приводило к осмысленным ответам Google».
У Джона (он попросил не упоминать его полного имени, потому что «старший брат» (Google) следит), опытного разработчика приложений из США, полностью удалили аккаунт разработчика. Google удалила три разных приложения, которые он разрабатывал для клиентов, за нарушение политики относительно мошенничества (выдачи себя за другое лицо) и политики в отношении порнографии (он утверждает, что ничего такого не было). После этого был полностью удалён его аккаунт с 120 приложениями. У него ушло три месяца на апелляции для возврата аккаунта и ещё несколько месяцев на повторную отправку всех приложений в магазин. Теперь Google автоматически отклоняет все приложения, отправляемые им без предварительного договора между ним и его клиентами под предлогом того, что он выдаёт себя за их организации. Он говорит, что приходится неделями ждать одобрения Google. Его цитата: «Как будто на продажу каждого яблока мне нужно спрашивать разрешения у садовника!»
Игра Exp3D: удалена через три года после публикации в магазине
Игру Адриана Курежа (Adrian Courréges) с открытым исходным кодом Exp3D засуспендили через три (!) года после публикации за нарушении политики размещения метаданных. Ему ещё повезло, после апелляции суспенд сменили на удаление, поэтому он смог просто опубликовать игру заново, сохранив все загрузки, отзывы и пользователей.
Приложение-виджет Reddit пользователя Reddit wrayjustin засуспендили за выдачу себя за другое лицо/введение в заблуждение после того, как он снял её с публикации. Приложение находилось в магазине с 2010 года, ни разу не обновлялось и не изменялось. Пользователь удалил его, потому что прослышал об агрессивных «страйках» за нарушение политик. За это его засуспендили.
Как я упоминала выше, похоже, что у Apple меньше историй с отклонением приложений. Apple известна тем, что у неё есть «конкретные» стандарты относительно контента, публикуемого в App Store. Поэтому отклонение большинства игр и приложений происходит заранее. В прошлом году было несколько статей о удалённых политических играх, например, о палестинском политическом платформере Liyla and the Shadows of War, политико-сатирических играх Everyday Arcade и других. Многие разработчики жалуются на ежегодный стодолларовый сбор с разработчиков и на то, что Apple обязует поставщиков услуг по разработке открывать учётную для каждого клиента (по 100 долларов на каждого).
Обновление игры Pixel Strike 3D компании Ascella Mobile Inc. отклонили за нарушение прав на торговый знак. Персонаж, который присутствовал в игре несколько месяцев, неожиданно напомнил кому-то шерифа Вуди (на самом деле игровой персонаж — это воксельный ковбой, похожий на любого ковбоя). Компании пришлось удалить его и все связанные с ним маркетинговые материалы.
Pixel Strike 3D: Тигги очень похож на Вуди?
У Гереона Стефенса (Gereon Steffens) было приложение-помощник для игры «Android: Netrunner». Очевидно, что в описании должно было присутствовать слово «Android», никак не связанное с операционной системой. За это слово приложение отклоняли несколько раз. К счастью, апелляции Гереона всегда принимались, но это не мешало постоянному отклонению обновлений.
Такие истории слышны уже много лет. Быстрый поиск по группам разработчиков на Reddit может продемонстрировать вам, насколько они часты. Большинство удалений и суспендов, скорее всего справедливо и является нарушением политик, какими бы смешными или туманными они не казались. Но во многих случаях они совершенно несправедливы, а инди-разработчики и небольшие компании практически беспомощны против таких блокировок. Что более важно, в большинстве случаев они даже не могут понять причины наказаний и обсудить их, чтобы избежать проблем в будущем. Более того, многие разработчики считают, что большие компании определённым образом эксплуатируют систему, чтобы помешать конкуренции, ведь малые бизнесы не могут позволить себе затраты на юристов. Для небольших компаний, зависящих от дохода с приложений, это является серьёзной проблемой.
Но почему технологические гиганты обеспечивают такую плохую поддержку разработчикам и поставщикам контента? Разработчики игр и приложений и так трудятся вовсю, пытаясь добиться признания на этом перенасыщенном рынке. Так зачем же владельцы магазинов приложений ещё больше усложняют им жизнь? Да ещё и забирают в процессе 30% их заработка? Ответ: потому что они могут.
И Google (или родительская компания Alphabet), и Apple, конечно же, являются частными компаниями, которые могут выбирать, кого пускать в свои магазины, но всё громче жалобы о том, что они стали в своих секторах настоящими монополиями. Это значит, что они могут обращаться с разработчиками (да и с кем угодно) как «принимай условия или проваливай». Передовицы New York Times и Business Insider недавно потребовали применить антимонопольное законодательство против технологических гигантов, заявляя о том, что они затрудняют конкуренцию, препятствуют инновациям и личным свободам. И Google, и Apple полностью доминируют на рынке магазинов приложений — 76% всех приложений публикуется в их магазинах (по данным statista.com на март 2017 года). Магазины Windows и Amazon намного позади них и не могут представлять реальной конкуренции ни одному из гигантов. Объединённые AT&T и Time-Warner вызывали гораздо большее внимание общества, имея при этом меньший процент рынка, так почему ничего не предпринимается в отношении техногигантов и их эксплуатации собственной мощи? Именно для этого и нужно антимонопольное законодательство: в первую очередь благодаря нему и возникла Google (в 90-х иск против Microsoft позволил стартапу Google предложить инновационный поисковый движок). Для Google уже давно прошли дни, когда девиз «Don’t Do Evil» был справедлив.
Количество приложений, доступных в ведущих магазинах приложений на март 2017 года (Statista)
В январе агентство Reuters сообщило, что суд США постановил: пользователи iPhone App могут подать иск против Apple за монополизацию iPhone App Market, которая ведёт к росту цен и уменьшению возможностей для разработчиков. Это было важной новостью для потребителей и разработчиков, но подали ли пользователи iPhone иск против Apple? Будет ли подобное юридическое дело для пользователей Android? Сомневаюсь в этом. Мне кажется, что изменения могут появиться только после вмешательства государства или общественного давления на технологических гигантов. Ясно то, что есть огромная потребность изменений во взаимоотношениях монополистов магазинов приложений с создателями контента. Необходимо разрушить монополии и открыть рынки для честной конкуренции, чтобы дать небольшим разработчикам (и другим магазинам приложений) настоящий шанс.
Автор: PatientZero