После перерыва почти в полгода, связанного с аварией ракеты-носителя Falcon-9 (в миссии CRS-7 по обслуживанию МКС), компания SpaceX возобновляет полёты. Старт запланирован на окно между 4.00 и 5.00 часов 20 декабря по московскому времени (20.00 — 21.00 часов 19 декабря по североамериканскому восточному времени). Этим запуском должны быть выведены 11 спутников телекоммуникационной фирмы Orbcomm. Запуск будет осуществляться с помощью новой версии ракеты-носителя — Falcon 9 v1.2 (по другим данным — название Falcon 9 v1.1 Full Thrust).
Спутники Orbcomm, весом по 172 килограмма каждый, будут выведены на высокоэллиптическую орбиту:
Работы над новой версией ракеты были начаты до аварии, но после неё SpaceX приняла решение произвести проверку всего используемого в ракете-носителе оборудования на соответствие им сертификации, что сильно затянуло подготовку. Falcon-9 v1.2 должен заменить старую версию Falcon 9 v 1.1 на постоянной основе (предполагается ещё один запуск v 1.1 по контракту NASA и NOAA). 21 сентября уже были проведены проверки улучшенной версии первой ступени:
В процессе подготовки к предстоящему полёту, первая ступень была доставлена к месту старта ещё 20 ноября, к концу ноября была доставлена и вторая ступень. Статические огневые испытания конкретно той ракеты, которая полетит — будет проведены 16 декабря, за три дня до старта. Уже сейчас к стартам готовятся ещё две ракеты (старой и новой версии) для стартов в январе, к февралю готовится следующий полёт к МКС.
Новая версия ракеты предусматривает увеличение тяги на 15%, вместимость баков на 10% (за счёт увеличения плотности топлива, которое достигается охлаждением жидкого кислорода до меньших температур). Такие же улучшения предусматриваются и во второй ступени. В целом ракета «подросла» на 1,5 метра, стартовая масса выросла с 506 до 541 тонны. Это позволяет проводить посадки не только по программе CRS (полётов Dragon-а к МКС), которые проводились со значительным «недогрузом», но и в других полётах.
Данный полёт предусматривает посадку первой ступени на землю (с возвращением ракеты к месту старта), в отличие от прежних попыток посадки на баржу (далее по курсу полёта ракеты), на данный момент сообщается, что SpaceX ещё не успела получить разрешение на посадку, и возможно провести испытания с посадкой на сушу не удастся. Так же было заявлено, что после выведения всех спутников во второй ступени сохранится значительная часть топлива, и после подтверждения отделения спутников, предполагается проведение её дополнительных тестов (попытки возвращения её с орбиты пока не предусматривается).
До несчастного случая, первая ступень ракеты, включая все девять двигателей Merlin 1D работали штатно, первая ступень продолжала штатную работу ещё несколько секунд после скачка давления. Корабль Dragon уцелел во время аварии, и продолжал передавать информацию до тех пор, пока не скрылся за горизонтом.
SpaceX ведёт расследованию под надзором Федерального авиационного агентства, при участии NASA и ВВС США. Сбор полётных данных оказался не простым как из-за большого объёма данных — 3000 телеметрических каналов, рассмотрения видео и осмотра обломков, так и из-за быстро развивающегося процесса аварии.
От первой индикации до потери всей телеметрии — прошло всего 0,893 секунды. Последние несколько недель (доклад опубликован 25 июля — прим. перев.) команда инженеров потратила тысячи часов в процессе скрупулёзной обработки данных, сопоставляя данные ракеты по миллисекундам чтобы понять, какая причина предшествовала аварии и финальной потери телеметрии через 0,893 секунды.
В данное время расследование продолжается, SpaceX и команда занимающаяся расследованием продолжает анализировать значительную сумму данных, проводить дополнительные тесты для того чтобы полностью проверить эту версию. Однако, с текущими данными мы можем утверждать, что идентифицировали вероятную причину.
Предварительный анализ показал, что повышение давление в кислородном баке верхней ступени был вызван бракованной частью конструкции (распоркой) внутри второй ступени. Ракета-носитель Falcon 9 имеет несколько сотен распорок, а за время эксплуатации их было использовано несколько тысяч. Распорка, которую мы считаем неисправной, была сертифицирована на нагрузку в силу 4500 килограмм (10 000 фунтов), но вышла из строя уже при в пять раз меньшей нагрузке — 700 килограмм (2 000 фунтов).
В случае миссии CRS-7, предположительно одна из этих деталей внутри второй ступени разрушилась на 138 секунде полёта. Сама система наддува работала штатно, но после разрушения этой распорки гелиумная система была разрушена. Это повышение давление во второй ступени привело к тому, что ступень потеряла структурную целостность за время, меньше секунды.
Не смотря на то, что эти распорки использовались во всех предыдущих полётах Falcon 9, и были сертифицированы на нагрузки значительно превышающие полётные, SpaceX больше не будет использовать эти распорки в своей продукции. В дополнение, SpaceX проведёт дополнительные проверки всего оборудования, используемого в ракете-носителе на соответствие сертификационной документации.
Как отмечалось выше, это предварительные выводы. Наше расследование будет продолжаться до проверки надёжности всех частей ракето-носителя, на данный момент, мы ожидаем возвращения к полётам осенью и выполнения всех полётов запланированных на 2015 год.
Не смотря на прискорбную потерю CRS-7, анализ этого события в конце концов, сделает наш ракето-носитель более безопасным и надёжным для всех заказчиков, включая NASA, ВВС США и коммерческих заказчиков. Критически важно то, что наш ракето-носитель будет даже безопасней, когда мы начнём перевозку астронавтов США на МКС в 2017 году.
Автор: voyager-1