Нет повести печальнее нас свете, чем российское ит-образование в среднестатистической школе
Введение
У образовательной системы в России есть много разных проблем, но сегодня я рассмотрю тему, которая затрагивается весьма не часто: ит-образование в школе. В данном случае я не буду затрагивать тему кадров, а всего лишь проведу "мысленный эксперимент" и попытаюсь решить проблему оснащения класса информатики малой кровью.
Проблемы
-
В большинстве средне образовательных школ (особенно в провинции) классы информатики не обновлялись уже достаточно долго, на это есть самые разные причины, выделю финансовые: отсутствие целевых вливаний из муниципальных бюджетов, либо бюджет самой школы не позволяет провести модернизацию.
-
Так же есть ещё один фактор, кроме времени, влияющий на состояние оборудования — учащиеся. Чаще всего системный блок находиться в непосредственной близости от ученика, поэтому в пору скуки и пока никто не видит, некоторые индивидуумы могут пинать СБ или развлекаться с ним иными способами.
-
Не подконтрольность компьютера на котором занят ученик. К примеру, в классе 20 человек (в реальности эта цифра достигает 30 и более), было выдано задание по компьютерной графике, либо по написанию программы. В данном случае, занятие шло бы намного бодрее, если бы у учителя была возможность смотреть, то что происходит у учеников на экране, а не бегать по всему классу заглядывая каждому в монитор и останавливаясь минут на 5 для поверки.
Малиновый путь решения
Теперь: от нытья к делу. Возможно, вы уже поняли, что путь решения, который предложу я для вышеизложенных проблем — raspberry pi, но давайте по пунктам.
-
Цены на оборудования будут взяты розничные, с сайта крупного федерального ретейлера — это сделано исключительно ради удобства и естественно в реальной ситуации при закупке оборудования оптовые цены ниже.
-
В своём воображаемом классе я сделаю допущение: преподаватель готов посидеть и по изучать некоторые нюансы связанные с обновлением оборудования и расширением возможностей этого самого преподавателя.
Итак, приступим. Вся идея связанная с использованием малинок строиться на их основных достоинствах: компактность, относительная доступность, сниженное электро потребление.
Физический уровень
База
-
Начнём с того, сколько и каких нам надо закупить малинок. Возьмём среднее кол-во машин для класса: 24 + 1(зачем она, расскажу чуть позже). Брать будем Raspberry Pi 3 Model B+, то есть примерно 3,5 руб. за шт. или 87,5 тыс. руб. за 25 штук.
-
Далее, для размещения плат можем взять телекоммуникационный шкаф, к примеру, Cabeus средняя стоимость ~13 тыс. руб. При этом мы решаем проблему, изложенную во втором пункте, то есть появляется возможность удалить от учеников часть оборудования и физически её контролировать в любой момент времени.
-
В большинстве школ, к чести министерства просвещения, установлено необходимое сетевое оборудование: свичи, роутеры и т.д., тем не менее для чистоты построения включим данные вещи в список нужд. Коммутатор возьмём простой, главное, чтобы было достаточное кол-во портов — от 26 (24 учеников, 1 специальный, 1 для учителя), я бы выбрал D-Link DES-1210-28, что прибавляет ещё 7,5 тыс. руб. в наш счёт.
-
Маршрутизатор тоже возьмём простенький, так как для нас самое главное, чтобы он вытягивал кол-во машин на достойной скорости, возьмём Mikrotik — это ещё +4,5тыс. руб.
-
Дальше по мелочи: 3 нормальных сетевых фильтра HAMA 47775 +5,7 тыс. руб. Патч-корды 25 шт. для разводки от коммутатора 2 м. Greenconnect GCR-50691 = +3,7 тыс. руб. Карты памяти для установки OS на малинки, класса не ниже класса 10 Transcend 300S microSDHC 32 ГБ ещё +10 тыс. руб. за 25 штук.
-
Как вы понимаете для обучения нескольких десятков классов из разных параллелей потребуется больше чем 32 гб. на рабочее место, поэтому хранилище с работами учащихся будет общим. Для этого возьмём Synology Disk Station DS119j +8,2 тыс. руб. и терабайтный диск к нему Toshiba P300 +2,7 тыс. руб.
Итог стоимости: 142 800 руб. (при рассмотрении розничных цен).
Периферийные устройства
Сразу оговорюсь, что далее список идёт с учётом того, что клавиатуры, мыши и мониторы уже есть — решается лишь проблема с их подключением к удалённой машине. Так же, я делаю допущение, что база стоит в том же помещении на расстоянии не более 5-10 метров, так как в случае бОльшего расстояния придётся закупать HDMI-кабели с репитерами.
- Как было упомянуто ранее, для подключения мониторов к raspberry pi нам потребуются HDMI-кабели. Возьмём 5 метровые FinePower HDMI +19,2 тыс. руб. за 24 штуки.
- Для подключения мыши и клавиатуры нам понадобится usb удлинитель Gembird USB +5,2 тыс. руб. и разветвлители DEXP BT3-03 +9,6 тыс. руб.
Итог стоимости: 34 000 руб. (при рассмотрении розничных цен).
Итог комплектующих: 176 800 руб. (при рассмотрении розничных цен).
Программный уровень
В качестве ОС для учащихся я думаю стоит выбрать стандартный Raspbian, так как даже сейчас большинство школ использует Linux-дистрибутивы (стоит упомянуть, что скорее из-за ограниченных ресурсов, а не потому что понимают, что это полезно). Далее, на raspbian можно установить всё, что нужно для усвоения программы обучения: libre office, geany или другой редактор кода, pinta, в общем, всё то, что используется уже сейчас. Самое же главное, что стоит установить — это Veyon или аналогичное ПО, так как оно решает проблему из третьего пункта, позволяя контролировать, то что происходит на компьютере учащегося, а так же даёт возможность преподавателю показывать свой экран, например, для презентации.
ПО необходимое для преподавателя, в общем и целом, мало чем отличается от набора для ученика. Самое главное, о чём стоит сказать в связи с учителем — это зачем нужна 25-ая плата raspberry pi. По сути обязательной она не является, но для меня её назначение важно. Я считаю на неё стоит установить pi hole — специальное ПО, которое может помочь преподавателю контролировать сетевую активность учеников.
Послесловие
Эта статья, как фраза:
Сказал он, ни к кому конкретно не обращаясь
Я просто захотел рассказать о том, как реально, а не за триллиарды рублей, можно модернизировать класс информатики в старых российских школах, чтобы стало комфортней всем — и педагогу и ученику.
Я думаю всем очевидно, что расчёты и расценки в этом тексте не точны, тем не менее по ним можно понять, что вам не нужен миллион или даже половина от этой суммы, чтобы модернизировать класс информатики в старых российских школах, для повышения комфорта, как ученика, так и преподавателя.
Пишите в комментариях, что бы вы изменили или добавили в этом воображаемом классе, приветствуется любая критика.
Автор: Александр Лавров