Дума приняла во втором чтении законопроект о «Праве на забвение». Юристы ассоциации РАЭК и Яндекса (не входит в ассоциацию) 19 июня 2015 года передали депутатам предложения по модификации будущего закона. 26 июня депутаты частично отклонили, частично оформили соображения РАЭК и Яндекса, как поправки к принятой сегодня версии законопроекта.
Одна из принятых поправок вывела непоисковые сайты из-под действия закона. Таким образом из 166 членов РАЭК, ассоциация на 100% защитила интересы примерно 162 своих участников, за исключением интересов: Google и Mail.ru, возможно за исключением Rambler (использует поиск Яндекса, предположительно ему и будет переадресовывать запросы об удалении той или иной ссылки) и возможно за исключением «Спутника» (поисковик ещё не доделан, поисковик ещё не зарабатывает, поэтому возможно не подпадает под определение поискового сервиса работающего в РФ). 97,59% членов ассоциации выведены из-под удара.
Дума отказалась признать и учесть в законопроекте, что у Яндекса (и «РАЭКовских» поисковиков) нет судебно-следственного аппарата для изучения достоверности тех или иных утверждений в требованиях об удалении ссылок. Тяжесть разбирательства и практического применения «обязанности забвения» в полной мере легла на 2−3, в отдалённой перспективе на 4−5 поисковиков.
Промежуточный итог борьбы за второе чтение выглядит закономерно. РАЭК объявил о крупном успехе (заголовок сообщения ассоциации дословно):
По итогам второго чтения законопроекта «Право на забвение» — учтено более 80% предложений интернет-отрасли.
Яндекс посвятил свой пресс-релиз вменённым расследованиям:
Яндекс и другие интернет-компании критиковали законопроект с того момента, как нам стало о нём известно. В крайне сжатые сроки мы провели интенсивную работу — встречались с рабочей группой депутатов и обсуждали возможную доработку законопроекта. Вместе с Яндексом о необходимости изменений в законопроекте говорили и другие интернет-компании, и отраслевая ассоциация РАЭК. К сожалению, многих важных, с нашей точки зрения, поправок добиться не удалось.
Мы постоянно говорили, что поисковые системы не могут самостоятельно проверять обоснованность обращения и достоверность информации, а также принимать решения по этим обращениям. Поэтому неправильно передавать им функции судов и правоохранительных органов.
[…] уже сейчас очевидно, что основная нагрузка по разбирательствам ляжет на поисковые системы. Хотя сами поисковики никакой информации не распространяют и ответственности за ее публикацию не несут. Ситуация усугубляется еще и тем, что закон вводит нестандартные правила подсудности, приравнивая судебные иски о ссылке в интернете к искам об алиментах и нанесению вреда, и тем самым стимулирует людей обращаться не к сайтам, нарушившим права пользователя, а к поиску.
Заявление РАЭК вообще не упоминает болезненную для Яндекса проблематику и ограничивается другими сожалениями, об «отрасли» в целом, больше практически не охватываемой законом:
[…] не были учтены два принципиальных предложения отрасли — исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 01 января 2017 г.
Третье, финальное в Госдуме чтение «Закона о забвении» может быть назначено на 3 июля.