В начале 80-х годов прошлого века в кинотеатрах СССР с большим успехом шёл американский фильм «Конвой». Сейчас бы он воспринимался как обычный «road movie», но тогда…
Представьте ослепительное солнце Аризоны, белоснежные пески и марево над дорогой. По дороге едут огромные грузовики. Издали они выглядят как игрушечные, но это только издали. Их ведут бесстрашные «дальнобойщики», которые объявили войну коварному шерифу.
Любовная линия обозначена пунктиром. Широкими мазками нарисованы драки и погони. И ничего бы этого не было, если бы у героев фильма отсутствовала радиосвязь.
Все постоянно были на связи: и водители, и полицейские, и трактирщики, и даже помощник губернатора штата Нью-Мексико. В Советском Союзе такого не было…
▍ Сорок лет спустя
То, что сорок лет назад воспринималось как фантастика, в наших реалиях давно стало обыденностью. CB (произносится «СиБи», Citizen Band, гражданская связь) прочно вошла в нашу жизнь. Достаточно выехать «на трассу» и настроиться на «шофёрский диапазон».
Тон задают «дальнобойщики»: практически у каждого из них есть СиБи-радиостанция, настроенная на частоту 27135 кГц. Исторически сложилось, что на этом канале все работают амплитудной модуляцией (АМ).
Работа частотной модуляцией (ЧМ, FM) более эффективна, но работу ЧМ поддерживают не все выпускаемые промышленностью радиостанции.
Езда «по трассе» с настроенной на «шофёрский диапазон» радиостанцией даёт ряд преимуществ. Дальность связи «на трассе» зависит от рельефа местности и составляет 5 – 15 км. Этого хватает, чтобы проинформировать находящихся рядом водителей об опасности, позвать на помощь или сообщить о встреченной патрульной машине. Те, кто в зоне «радиовидимости», услышат. Если информация важная, её передадут дальше.
Правила поведения на «шофёрском диапазоне» достаточно свободные. Коммерческие сообщения на СиБи запрещены, но автоинформаторы всяких придорожных заведений в эфир выходят регулярно. В эфире может проскакивать и мат, а вот до оскорблений дело не доходит: мало ли что может на трассе случиться.
«Дальнобойщики» хорошо знают дорожную обстановку: они и сидят выше, и глядят дальше. Обстановкой они делятся не только с другими суровыми профессионалами, но и с автолюбителями, которые на «шофёрском диапазоне» хоть и гости, но прослушивать эфир никому не запрещено.
▍ Авторадиоклубы
Иметь радиостанцию и не выходить в эфир – сущая пытка. Поэтому автолюбители, у которых есть радиостанции, объединяются в авторадиоклубы (АРК).
Клубная активность подразумевает общение и совместное времяпровождение. АРК объединяют людей, увлекающихся и автомобилями, и радиосвязью.
При покупке нового оборудования можно уложиться в 10 тысяч рублей, если покупать радиостанцию и антенну в салоне связи. Там же могут оказать помощь в подключении и настройке. Кроме того, есть большой рынок подержанного оборудования и помощь товарищей по клубу.
На фото ниже одна из «рабочих лошадок» российского СиБи – радиостанция MegaJet MJ-600Plus:
Участник АРК выбирает себе уникальный позывной и при работе в эфире неукоснительно соблюдает несложные этические нормы и правила:
- перед выходом в эфир убедиться, что никому не мешаешь;
- в эфире быть кратким, чётким, говорить по существу;
- периодически сообщать свой позывной;
- быть корректным и вежливым: канал может слушать кто угодно.
Обычно у каждого АРК есть своя вызывная частота, на которой участники клуба или дают общий вызов, или вызывают кого-то по его позывному. Чтобы не занимать вызывную частоту, после установления связи можно договориться о переходе на другой канал.
Подъёму движения АРК способствовала отмена разрешений на покупку и использование на территории России СиБи-радиостанций мощностью до 4 Ватт согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 №837.
Возможность купить и пользоваться СиБи-радиостанцией без лицензии не означает, что СиБи-связь находится вне правового поля.
▍ Правовое регулирование СиБи в России
ВНИМАНИЕ! Перед покупкой радиостанции и антенны нужно убедиться, что их характеристики соответствуют действующим нормативным документам.
Порядок использования СиБи-диапазона определён решением ГКРЧ от 29 мая 2006 года №06-14-03-001 «О выделении полос радиочастот в диапазоне 283,5 кГц — 30,005 МГц для радиоэлектронных средств фиксированной и подвижной служб гражданского назначения» в редакции решения ГКРЧ от 3 сентября 2013 года №13-20-08.
На территории РФ разрешена безлицензионная работа СиБи-радиостанций с выходной мощностью до 4 Ватт при работе АМ и ЧМ, и до 12 Ватт при работе однополосной модуляцией (SSB), в диапазоне от 26960 до 27410 кГц (по центральным частотам каналов) за исключением каналов с центральными частотами 26995, 27045, 27095, 27145 и 27195 кГц.
Коэффициент усиления антенно-фидерного устройства (АФУ) ограничен значением 1,73 дБи. Это достигается укорочением длины активного вибратора четвертьволновой вертикальной антенны (около 2,7 м) до значений, не превышающих 2 м.
▍ Нельзя так просто взять и разрешить СиБи в СССР
СиБи-радиосвязь в СССР была разрешена в 1988 году. Событие это оставалось малозамеченным до выхода разгромной статьи Б.Г. Степанова (UW3AX) в журнале «Радио», №1, 1991. Статья заслуживает чтения целиком: Начало статьи. Продолжение статьи.
Статья называлась «Можно + Если = Нельзя», и в ней говорилось об обычной для тех времён практике, когда каждое послабление сопровождалось невыполнимыми условиями:
- для покупки радиостанции для СиБи нужно было официальное разрешение;
- купить радиостанцию было практически невозможно;
- самостоятельное изготовление радиостанций для СиБи не разрешалось;
- выделенный в СССР для СиБи частотный план, не совпадал с частотным планом, принятым в Европе;
- ввоз и использование радиостанций иностранного производства был из-за этого весьма проблематичен.
Разрешённая в СССР выходная мощность передатчиков СиБи-диапазона составляла всего 0,5 Ватта. В интернете удалось найти фото радиостанции «Урал-Р», удовлетворяющей тогдашним требованиям:
▍ Как всё это начиналось в США
СиБи-радиосвязь как класс зародилась в США. Связь по радио за пределами городов долгое время не имела никакой альтернативы. Если для судов и самолётов наличие радиостанции было чуть ли не обязательным условием, то для водителей всё было намного печальней: помощи на длинных пустынных трассах можно было и не дождаться.
После Второй Мировой войны в США началось движение за доступность радиосвязи для гражданских лиц. Опытным путём энтузиасты пришли к выводу, что наиболее удобным диапазоном для СиБи является диапазон 11 метров (27 МГц).
Диапазон 11 метров находится на верхней границе коротких волн. Для эффективной работы на этом диапазоне достаточно вертикальной антенны с длиной вибраторов около 2,7 м, что даёт преимущества над использованием более низкочастотных диапазонов.
Радиоволны диапазона 11 метров могут отражаться от ионосферы и могут эффективно огибать препятствия с размерами менее 5 метров, что даёт преимущества над использованием более высокочастотных диапазонов.
Документально использование СиБи в США было закреплено только в 1957 году. Наибольшую популярность СиБи-радиосвязь получила у автомобилистов. Пик развития пришёлся на конец 70-х, что очень наглядно продемонстрировано в фильме «Конвой».
С развитием доступной мобильной телефонной связи СиБи стала терять популярность, но использование СиБи не прекратилось.
От автора
Увлечение радио и электроникой уже более ста лет объединяет энтузиастов. Связь на СиБи – одна из таких объединяющих людей ниточек.
Купить СиБи-радиостанцию – один из самых простых и коротких путей в эфир. Далее – по обстоятельствам. Радиолюбительство очень разнопланово, можно выбрать то, что нравится.
Нравится просто работать в эфире, можно остановиться на СиБи. Хочется спортивных достижений, сдайте несложный экзамен на позывной. Хорошо ориентируетесь на местности, займитесь «охотой на лис» (спортивным радиоориентированием). Нравится конструировать, включайте паяльник.
А главное, найдите таких же увлечённых людей, общайтесь с ними. С Днём радиолюбителя!
73! de RD9F
Автор: Дмитрий Руднев