Первое время на новой работе — это жизнь на иголках. Непонятно, куда вы попали, как устроена компания, что ценится в работе. Иногда даже после испытательного срока хочется сбежать от нового коллектива и не до конца понятных задач. Но ведь вы осознанно выбрали эту компанию, вы пришли в неё, потому что вас что-то привлекло. А значит, время бороться за возможности и авторитет — иногда даже матёрым профи. Готовы?
Ход вашей карьеры зависит от того, что вы от неё хотите. Определитесь с целями: зачем вы пришли на эту работу? Конечно, единственной причины быть не может, но какая-то одна всегда превалирует. Именно она и ляжет в основу вашего поведения и вашего развития в компании.
Интересная сфера, интересный проект. Это один из лучших вариантов: если вы готовы вкладываться в развитие проекта (даже за меньшие деньги), вы сильно прокачаете себя как профессионал. Общность интересов внутри таких компаний (или даже проекта внутри крупной компании) сглаживает многие проблемы, и фактически с первых дней можно стать полноценным членом команды. Хуже, если интерес есть только у вас, а у остальной команды — рутина; в таком случае будет сложно, вы будете белой вороной.
Высокий (или необходимый) уровень дохода. Отличный мотиватор для того чтобы пережить период адаптации и не порываться уйти за каждое обидное слово или сорванную задачу. Как правило, в коммерческих компаниях знают, за что платят деньги и нужно быть готовым работать на всю предложенную сумму. Проблемы могут быть связаны с конкуренцией с другими сотрудниками, с командной работой (торможение процессов, слабые звенья, «сотрудники-прицепы» на проекте).
Перспективы карьерного роста внутри компании. Как правило, этот пункт точно не бывает одним, сопряжён с несколькими другими. Если ваша генеральная цель — занять высокую должность в компании, ищите свою стратегию, опирайтесь на профессионализм и попробуйте найти себе «наставника», то есть человека, который без подвоха направит ваше развитие. Только умейте быть благодарными, а не подсиживать и оттирать. От такой карьеры стоит ждать один лишь закон бумеранга.
Карьерная ступенька — компания нужна для портфолио и резюме. Бывает, что и задачи «ну такоэ», и деньги так себе, но есть возможность получить хорошую должность и уже с неё стартануть в новую компанию на хороших условиях. Если это единственная цель, приготовьтесь к конкуренции и твёрдо идите по профессиональному пути, будьте готовы применять софт-скиллы, искать компромиссы, а иногда, увы, балансировать на грани морали. Не стоит идти по головам.
Мало ли кто наклонится шнурки завязать :)
Просто вынужденный выход на работу. Не самый лучший вариант, который чаще всего поджидает нас в начале карьеры или при переходе в новую сферу. В таком случае лучше просто добросовестно делать свою работу, нормально общаться и быть в стороне от карьерных игр. А вообще — ищите радость в труде. Иногда временный вариант затянет лет на 6, а то и 10. И это серьёзно, без сарказма.
Лайфхаки на память
Прежде, чем погружаться в работу, запомните несколько хитрых лайфхаков — они вам помогут.
Присмотритесь к традициям и привычкам вашего коллектива (отдела, опенспейса) и сделайте что-то в рамках этих особенностей: принесите вкусную еду, фрукты, поиграйте после работы в игры, потратьте вечер пятницы на пиво с чипсами и дебатами за жизнь и работу. Не акцентируйте внимание на своём присоединении, все и так всё заметят.
Новый офис глазами новичка
Если в компании приветствуется BYOD или просто не запрещено использовать свои гаджеты, берите с собой планшет или небольшой ноутбук с отдельным мобильным подключением — так вы сможете избежать неприятностей из-за блуждания по левым сайтам и соц. сетям. Даже в лучших и самых лояльных в мире контрах на это могут обращать внимание в первое время.
Если в компании есть служба внутренней безопасности (не охрана, а реальные информационные безопасники), старайтесь не вызвать у них подозрения: крупные распечатки, флешки, личная почта и проч. подождут. Невинные действия могут вызвать не праздный интерес.
Тщательно изучите корпоративный портал или корпоративный чат, даже если вы суровый дядя, чуждый сплетен и гордый профессионал. Эти оазисы неформального общения расскажут вам о коллегах, компании, положении дел и о руководстве очень многое.
Тяжелее всего быть новеньким до следующего новенького. Как только кто-то ещё появится в вашем подразделении, считайте всё, вы старичок. Если до этого момента не очень сложилось с коллективом, возьмите шефство над новеньким: а) все будут рады, что с них снята эта задача; б) вы получите гарантированного союзника и друга на какое-то время (бывает, что навсегда).
Вы не должны это делать
Лезть с советами по развитию бизнеса, кода, команды в первые несколько недель, а то и месяцев работы. Это как минимум неприлично, как максимум — абсолютно глупо: если вы начнёте сыпать советами, не разобравшись в процессах, бизнесе, связях компании, вы будете выглядеть как непрофессионал.
Навязывать собственные или привнесённые с прошлой работы стили и стандарты: code style, стек технологий, правила общения и т.д. У компании, в которую вы устроились, есть свои правила и процессы, основанные на опыте, требованиях, специфике бизнеса. Чуть позже вы сможете предложить обоснованные изменения, улучшения, но совершенно в другой форме, а не в виде: «А у нас в ООО «Ромашка»…».
Взламывать информационные системы и тестировать инфраструктуру на прочность. Объяснять нужно? Наверное, нет. Нет, даже в поисках уязвимостей и защиты не надо — лучше расскажите о своих подозрениях сисадмину или руководителю. Так вы обезопасите и компанию от возможных брешей, и себя от ненужных подозрений. А вот когда станете «да он у нас с начала века», можете смело пентестить — кто, если не вы :-)
Задавать вопросы личного характера коллегам и о коллегах. Вы можете спросить о машине или хобби, поддержать беседу о путешествиях, но не стоит узнавать, замужем ли та чика с белым ирокезом, есть ли дети и семья у суровой начальницы и какую веру исповедует админ Иван Ибрагимов.
Задавать вопросы об уровне дохода. Во-первых, это неприлично, во-вторых, эта информация вам ничего не даст, кроме нервов, в-третьих, в большинстве компаний такие вопросы официально признаны неэтичными, запрещены и могут караться мерами вплоть до увольнения.
Игнорировать корпоративную культуру или смеяться над ней. Да, корпоративы бывают дурацкими, активности ненужными, поздравления глупыми. Но, во-первых, это уже сложившийся процесс и его нужно принять, а во-вторых, корпоративная культура — это тоже работа ваших коллег, например, HR или даже DevRel. Но вы можете предложить сделать частью культуры митапы, билеты на конференции, встречи и интеллектуальные игры.
Что делать, чтобы расти в компании?
У меня интересная трудовая история. Первые 3 места работы в 2006-2007 гг.: 8 месяцев, 13 дней и 6 месяцев. Причины уйти рисовались мгновенно: дурная начальница, далёкое месторасположение, неинтересные задачи. Ну, молодо-зелено. Так бы продолжалось и дальше, если бы директор по персоналу крупной конторы не сказала мне: «Мы тебя берём. Но с такими периодами работы тебя скоро никто не возьмёт. Камень на месте обрастает. Уволиться ты успеешь всегда, а вот пережить, собраться и немного поменять себя — полезный опыт». Той компании было отдано 5 лет и половина души, несмотря на аж полтора года тяжёлой адаптации. Из компании вышел не пуганый желторотик, а опытный молодой профессионал, которого даже без собеседования взяли в новую компанию.
Честно говоря, сейчас в ИТ, да не только в них, ещё сложнее — расти приходится среди молодых да ранних, рвачей, экспертов, мнимых экспертов, фаворитов и т.д. Поэтому стратегия «будь профи и будь что будет» не работает: нужно стараться работать в нескольких направлениях. Даже если ваш экстраверт открыт миру, даже если ваш интроверт не приемлет ничего, кроме профессионализма и анархии.
Хорошо работать. Ваш кэп.
Не бояться ошибок. Ошибается тот, кто ничего не делает. Важно знать, как найти свою ошибку и как её исправить, а заодно запомнить и никогда больше не повторять. Адекватные руководители спокойно относятся к ошибкам, помогают с ними справиться.
Привносить в работу что-то новое. Особенно это просто делать в IT. Это не значит, что нужно агитировать всю команду переписать весь проект на Brainfuck, но нужно обязательно применять какие-либо новые способы сделать ваш софт лучше, быстрее, надёжнее, вводить новые функции. Будьте в своей команде early bird.
Создать свой уникальный блок деятельности — высший пилотаж. Если вы сможете создать новое направление в работе компании и заняться его развитием, это будет отличный способ сыграть ключевую роль в компании. Не обязательно придумывать новый продукт, это может быть и новый способ продвижения, и переход на микросервисы, и перевод инфраструктуры на Linux, и проч. Главное, помнить, что ваши рацы должны быть рацами: окупаемыми, полезными и управляемыми.
Разговаривать со своим руководителем как с первым среди равных. Никаких заискиваний, лести, подобострастия — только рабочий диалог, разумный спор, умение отстоять своё мнение и принять чужое. Если руководитель самодур, старайтесь просто хорошо работать, если активный самодур — там ниже есть инструкция, как сменить отдел. Увы, иногда вы потеряете больше нервов, чем получите профита.
Непрерывно обучаться и развиваться. Читайте специальную литературу, Хабр, изучайте английский, осваивайте новые технологии. IT ведь как устроено: заболел гриппом, ушёл на больничный, вернулся — всё новое, ты за бортом :-) А если серьёзно, обучение развивает мышление и позволяет мыслить шире. Не останавливайтесь, отстанете.
Проявлять софт скиллы. Мне тоже близка история про удалёнку, котиков и тотальную интроверсию, я большинство из вас понимаю. Но сейчас время не просто профессионализма, но и, будь он неладен, эмоционального интеллекта: нужно уметь ладить с людьми, общаться, строить социальные связи, налаживать хорошие знакомства. В общем, быть не просто умным, но и классным парнем (девчонкой).
Видеть горизонт своей карьеры. Не забывайте о себе: отслеживайте, как вы растёте в карьерном плане, замечают ли ваши успехи и достижения. Если вы чувствуете, что ваш горизонт закрыт, ищите выход. Увы, иногда это может быть выход из офиса компании. Но об увольнениях будет отдельная статья.
И главный совет: не бросайтесь заявлениями сгоряча, постарайтесь привыкнуть, освоиться, вникнуть в работу, переждать не самые яркие и интересные будни. В конце концов, работа это не то чтобы праздник, который всегда с тобой. Она должна приносить удовольствие, но не сплошное, особенно в начале.
Всё катится под откос! Спасите!
▍Если не задалось с работой
Даже если вы опытный профессионал, с рабочими задачами может не заладиться. Например, не «зашёл» проект, чужды принципы разработки, непонятна позиция руководителя (из реального — scrum-митинги длились в 5 раз дольше самих спринтов), установлены неадекватные KPI (отдел маркетинга получает вычеты из-за пролётов отдела продаж) и т.д. Ну или просто не пошла работа, оказалась слишком сложной или не по квалификации простой. Если в остальном в компании всё устраивает, не стоит бросать заявление на стол, нужно попробовать что-то поменять внутри.
Поговорите с ближайшим адекватным руководителем или с генеральным, если он доступен (в малом и среднем бизнесе почти всегда). Объясните ситуацию и попросите найти вам другую работу внутри компании. Никого не вините, не признавайтесь в том, что не справились, работайте по схеме «у меня есть скиллы и желание, давайте найдём им лучшую точку приложения». Акцентируйте разговор на своих преимуществах, а не на недостатках окружающего мира и коллег.
Если вы по какой-либо причине не можете поговорить с руководителем, пообщайтесь с HR. Они прекрасно знают, что переместить уже нанятого сотрудника гораздо дешевле и проще, чем искать нового. HR возьмёт на себя общение с остальными участниками процесса и вы сбережёте силы и время, а заодно избежите трудностей аргументации.
Если вы понимаете, что и задачи хороши и работа нравится, но вам чего-то не хватает, поговорите руководителем/HR не о переводе, а о внутреннем или внешнем обучении, попросите помочь «въехать» в продуктивную работу. Иногда 5 часов в переговорной с опытным коллегой хватает для того, чтобы перестроиться «на рельсы» именно этой компании.
▍Если не заладилось с коллективом
Каким бы это странным ни казалось, но не так страшны проблемы с работой, как с коллективом. Всё просто: если рабочие задачи можно исправить, научиться, что-то поменять, то межличностные отношения нанесут на ваши рабочие будни свой специфический отпечаток. Причины негативного отношения к коллеге или конфликта в коллективе часто кажутся иррациональными, но почти всегда имеют твёрдое, внятное основание (зависть, страх, конкуренция, неприязнь). Нет ничего хуже, когда конфликт становится помехой в рабочих отношениях, но это неизбежно. Ситуации бывают разные, но есть несколько действий, которые лучше предпринять во избежания эскалации конфликта.
Если есть хотя бы 1% шанса, отклоняйтесь от ссоры и не допускайте открытого конфликта.
По возможности не выносите конфликт в публичное пространство, старайтесь либо уладить, либо минимизировать общение и работу с оппонентом. Но если ваш оппонент ведёт себя иначе, постарайтесь ему не позволить насадить всем его версию проблемы.
Не разводите сплетни — сдержанность и спокойствие сыграют вам на руку.
Найдите корни конфликта, поймите, что послужило причиной конфронтации. Как только вы поймёте, что именно спровоцировало проблемы, вы сможете повлиять на ситуацию, изменить поведение или вообще решить проблему.
Будьте готовы к тому, что союзники будут и у вас, и у вашего оппонента. Не устраивайте войну, играйте в дипломата — будьте с вашими союзниками в три раза вежливее, приятнее и корректнее в работе.
Если случился эмоциональный разговор (читай — разборка), не поддавайтесь, не кричите, не грубите. Всё хамство сыграет против вас, вся сдержанность обеспечит вам твёрдую почву под ногами.
Обязательно найдите время и способ поговорить с оппонентом лицом к лицу, расспросить о причинах, обсудить ситуацию. Нередко такой разговор разрешает конфликт навсегда. Главное, чтобы разговор был прямолинейным и честным. (История из жизни. Новая девушка-аналитик внезапно стала объектом ненависти директора по АСУ (женщины). Это была лютая ненависть, новенькая плакала в туалете и съела всю валерьянку из аптечки. Мы были растеряны — слёзы на работе это всегда стресс для коллектива. Инициировали их беседу на кухне. Через час они вышли светящимися и стали отличными коллегами и почти подругами. Оказалось, что курящая новенькая через месяц работы во время смеха на перекуре во дворе в шутку похлопала по спине инженера, мужа начальницы. А та случайно увидела и приревновала. Глупая мелочь стала проблемой почти на полгода!)
Главный совет: старайтесь работать безупречно — в такие периоды вас обязательно будут стараться подловить.
Я пишу текст и знаю, что внутри некоторых читателей на этом месте вскипает возмущение: «Я не виноват, против меня ополчились, а я ещё и паинькой быть должен?!». Эта же мысль кипит в голове во время личностного конфликта на работе. Нет, не паинькой — просто зрелым, сдержанным взрослым человеком, который знает себе цену и ходит на работу не за дрязгами.
Советы периода корпоративного взросления
Ну и напоследок — несколько коротких советов.
Постоянно дорабатывайте резюме. Пусть оно будет в боевой готовности.
После полугода работы взвесьте свои слабые и сильные стороны. Сделайте выводы, наметьте пути развития, образования и самообразования.
Не берите первый отпуск сразу после 6 месяцев работы. Продемонстрируйте лояльность компании, сделайте эту крошечную жертву.
Не замыкайтесь на работе — у вас должны быть хобби, интересы, какая-то жизнь за пределами компании.
Если вы нашли свою профессию и своё дело, сделайте его марафоном: развивайтесь поступательно, держитесь за хорошие места, помогайте младшим коллегам, вникайте в отрасль, погружайтесь. Цените то, что у вас есть на данный момент и делайте это чуть лучше. Всё сложится.