Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить?

в 10:00, , рубрики: ruvds, Блог компании RUVDS.com, карьера, Карьера в IT-индустрии, работа, трудоустройство, управление персоналом

Первое время на новой работе — это жизнь на иголках. Непонятно, куда вы попали, как устроена компания, что ценится в работе. Иногда даже после испытательного срока хочется сбежать от нового коллектива и не до конца понятных задач. Но ведь вы осознанно выбрали эту компанию, вы пришли в неё, потому что вас что-то привлекло. А значит, время бороться за возможности и авторитет — иногда даже матёрым профи. Готовы?

Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить? - 1

Часть 1. Поиск работы: источники, резюме, собеседование с HR
Часть 2. Устройство и адаптация: собеседуем с боссом, проходим испытательный срок с ветерком
Часть 3. Работа в роли новичка: рост в компании
Часть 4. Работа в роли опытного сотрудника: как не перегореть
Часть 5. Увольнение: я ухожу красиво

Работаю работу на работе — а зачем?

Ход вашей карьеры зависит от того, что вы от неё хотите. Определитесь с целями: зачем вы пришли на эту работу? Конечно, единственной причины быть не может, но какая-то одна всегда превалирует. Именно она и ляжет в основу вашего поведения и вашего развития в компании.

  • Интересная сфера, интересный проект. Это один из лучших вариантов: если вы готовы вкладываться в развитие проекта (даже за меньшие деньги), вы сильно прокачаете себя как профессионал. Общность интересов внутри таких компаний (или даже проекта внутри крупной компании) сглаживает многие проблемы, и фактически с первых дней можно стать полноценным членом команды. Хуже, если интерес есть только у вас, а у остальной команды — рутина; в таком случае будет сложно, вы будете белой вороной.
  • Высокий (или необходимый) уровень дохода. Отличный мотиватор для того чтобы пережить период адаптации и не порываться уйти за каждое обидное слово или сорванную задачу. Как правило, в коммерческих компаниях знают, за что платят деньги и нужно быть готовым работать на всю предложенную сумму. Проблемы могут быть связаны с конкуренцией с другими сотрудниками, с командной работой (торможение процессов, слабые звенья, «сотрудники-прицепы» на проекте).
  • Перспективы карьерного роста внутри компании. Как правило, этот пункт точно не бывает одним, сопряжён с несколькими другими. Если ваша генеральная цель — занять высокую должность в компании, ищите свою стратегию, опирайтесь на профессионализм и попробуйте найти себе «наставника», то есть человека, который без подвоха направит ваше развитие. Только умейте быть благодарными, а не подсиживать и оттирать. От такой карьеры стоит ждать один лишь закон бумеранга. 
  • Карьерная ступенька — компания нужна для портфолио и резюме. Бывает, что и задачи «ну такоэ», и деньги так себе, но есть возможность получить хорошую должность и уже с неё стартануть в новую компанию на хороших условиях. Если это единственная цель, приготовьтесь к конкуренции и твёрдо идите по профессиональному пути, будьте готовы применять софт-скиллы, искать компромиссы, а иногда, увы, балансировать на грани морали. Не стоит идти по головам.
    Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить? - 2

    Мало ли кто наклонится шнурки завязать :)

  • Просто вынужденный выход на работу. Не самый лучший вариант, который чаще всего поджидает нас в начале карьеры или при переходе в новую сферу. В таком случае лучше просто добросовестно делать свою работу, нормально общаться и быть в стороне от карьерных игр. А вообще — ищите радость в труде. Иногда временный вариант затянет лет на 6, а то и 10. И это серьёзно, без сарказма.

Лайфхаки на память

Прежде, чем погружаться в работу, запомните несколько хитрых лайфхаков — они вам помогут.

  • Присмотритесь к традициям и привычкам вашего коллектива (отдела, опенспейса) и сделайте что-то в рамках этих особенностей: принесите вкусную еду, фрукты, поиграйте после работы в игры, потратьте вечер пятницы на пиво с чипсами и дебатами за жизнь и работу. Не акцентируйте внимание на своём присоединении, все и так всё заметят.
    Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить? - 3

    Новый офис глазами новичка

  • Если в компании приветствуется BYOD или просто не запрещено использовать свои гаджеты, берите с собой планшет или небольшой ноутбук с отдельным мобильным подключением — так вы сможете избежать неприятностей из-за блуждания по левым сайтам и соц. сетям. Даже в лучших и самых лояльных в мире контрах на это могут обращать внимание в первое время.
  • Если в компании есть служба внутренней безопасности (не охрана, а реальные информационные безопасники), старайтесь не вызвать у них подозрения: крупные распечатки, флешки, личная почта и проч. подождут. Невинные действия могут вызвать не праздный интерес.
  • Тщательно изучите корпоративный портал или корпоративный чат, даже если вы суровый дядя, чуждый сплетен и гордый профессионал. Эти оазисы неформального общения расскажут вам о коллегах, компании, положении дел и о руководстве очень многое. 
  • Тяжелее всего быть новеньким до следующего новенького. Как только кто-то ещё появится в вашем подразделении, считайте всё, вы старичок. Если до этого момента не очень сложилось с коллективом, возьмите шефство над новеньким: а) все будут рады, что с них снята эта задача; б) вы получите гарантированного союзника и друга на какое-то время (бывает, что навсегда).

Вы не должны это делать

  1. Лезть с советами по развитию бизнеса, кода, команды в первые несколько недель, а то и месяцев работы. Это как минимум неприлично, как максимум — абсолютно глупо: если вы начнёте сыпать советами, не разобравшись в процессах, бизнесе, связях компании, вы будете выглядеть как непрофессионал. 
  2. Навязывать собственные или привнесённые с прошлой работы стили и стандарты: code style, стек технологий, правила общения и т.д. У компании, в которую вы устроились, есть свои правила и процессы, основанные на опыте, требованиях, специфике бизнеса. Чуть позже вы сможете предложить обоснованные изменения, улучшения, но совершенно в другой форме, а не в виде: «А у нас в ООО «Ромашка»…».
  3. Взламывать информационные системы и тестировать инфраструктуру на прочность. Объяснять нужно? Наверное, нет. Нет, даже в поисках уязвимостей и защиты не надо — лучше расскажите о своих подозрениях сисадмину или руководителю. Так вы обезопасите и компанию от возможных брешей, и себя от ненужных подозрений. А вот когда станете «да он у нас с начала века», можете смело пентестить — кто, если не вы :-) 
  4. Задавать вопросы личного характера коллегам и о коллегах. Вы можете спросить о машине или хобби, поддержать беседу о путешествиях, но не стоит узнавать, замужем ли та чика с белым ирокезом, есть ли дети и семья у суровой начальницы и какую веру исповедует админ Иван Ибрагимов.
  5. Задавать вопросы об уровне дохода. Во-первых, это неприлично, во-вторых, эта информация вам ничего не даст, кроме нервов, в-третьих, в большинстве компаний такие вопросы официально признаны неэтичными, запрещены и могут караться мерами вплоть до увольнения.
  6. Игнорировать корпоративную культуру или смеяться над ней. Да, корпоративы бывают дурацкими, активности ненужными, поздравления глупыми. Но, во-первых, это уже сложившийся процесс и его нужно принять, а во-вторых, корпоративная культура — это тоже работа ваших коллег, например, HR или даже DevRel. Но вы можете предложить сделать частью культуры митапы, билеты на конференции, встречи и интеллектуальные игры. 

Что делать, чтобы расти в компании?

У меня интересная трудовая история. Первые 3 места работы в 2006-2007 гг.: 8 месяцев, 13 дней и 6 месяцев. Причины уйти рисовались мгновенно: дурная начальница, далёкое месторасположение, неинтересные задачи. Ну, молодо-зелено. Так бы продолжалось и дальше, если бы директор по персоналу крупной конторы не сказала мне: «Мы тебя берём. Но с такими периодами работы тебя скоро никто не возьмёт. Камень на месте обрастает. Уволиться ты успеешь всегда, а вот пережить, собраться и немного поменять себя — полезный опыт». Той компании было отдано 5 лет и половина души, несмотря на аж полтора года тяжёлой адаптации. Из компании вышел не пуганый желторотик, а опытный молодой профессионал, которого даже без собеседования взяли в новую компанию. 

Честно говоря, сейчас в ИТ, да не только в них, ещё сложнее — расти приходится среди молодых да ранних, рвачей, экспертов, мнимых экспертов, фаворитов и т.д. Поэтому стратегия «будь профи и будь что будет» не работает: нужно стараться работать в нескольких направлениях. Даже если ваш экстраверт открыт миру, даже если ваш интроверт не приемлет ничего, кроме профессионализма и анархии.

  1. Хорошо работать. Ваш кэп.
  2. Не бояться ошибок. Ошибается тот, кто ничего не делает. Важно знать, как найти свою ошибку и как её исправить, а заодно запомнить и никогда больше не повторять. Адекватные руководители спокойно относятся к ошибкам, помогают с ними справиться. 
  3. Привносить в работу что-то новое. Особенно это просто делать в IT. Это не значит, что нужно агитировать всю команду переписать весь проект на Brainfuck, но нужно обязательно применять какие-либо новые способы сделать ваш софт лучше, быстрее, надёжнее, вводить новые функции. Будьте в своей команде early bird. 
  4. Создать свой уникальный блок деятельности — высший пилотаж. Если вы сможете создать новое направление в работе компании и заняться его развитием, это будет отличный способ сыграть ключевую роль в компании. Не обязательно придумывать новый продукт, это может быть и новый способ продвижения, и переход на микросервисы, и перевод инфраструктуры на Linux, и проч. Главное, помнить, что ваши рацы должны быть рацами: окупаемыми, полезными и управляемыми.
  5. Разговаривать со своим руководителем как с первым среди равных. Никаких заискиваний, лести, подобострастия — только рабочий диалог, разумный спор, умение отстоять своё мнение и принять чужое. Если руководитель самодур, старайтесь просто хорошо работать, если активный самодур — там ниже есть инструкция, как сменить отдел. Увы, иногда вы потеряете больше нервов, чем получите профита.
  6. Непрерывно обучаться и развиваться. Читайте специальную литературу, Хабр, изучайте английский, осваивайте новые технологии. IT ведь как устроено: заболел гриппом, ушёл на больничный, вернулся — всё новое, ты за бортом :-) А если серьёзно, обучение развивает мышление и позволяет мыслить шире. Не останавливайтесь, отстанете.
  7. Проявлять софт скиллы. Мне тоже близка история про удалёнку, котиков и тотальную интроверсию, я большинство из вас понимаю. Но сейчас время не просто профессионализма, но и, будь он неладен, эмоционального интеллекта: нужно уметь ладить с людьми, общаться, строить социальные связи, налаживать хорошие знакомства. В общем, быть не просто умным, но и классным парнем (девчонкой).
  8. Видеть горизонт своей карьеры. Не забывайте о себе: отслеживайте, как вы растёте в карьерном плане, замечают ли ваши успехи и достижения. Если вы чувствуете, что ваш горизонт закрыт, ищите выход. Увы, иногда это может быть выход из офиса компании. Но об увольнениях будет отдельная статья.

Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить? - 4

И главный совет: не бросайтесь заявлениями сгоряча, постарайтесь привыкнуть, освоиться, вникнуть в работу, переждать не самые яркие и интересные будни. В конце концов, работа это не то чтобы праздник, который всегда с тобой. Она должна приносить удовольствие, но не сплошное, особенно в начале.

Всё катится под откос! Спасите!

▍Если не задалось с работой

Даже если вы опытный профессионал, с рабочими задачами может не заладиться. Например, не «зашёл» проект, чужды принципы разработки, непонятна позиция руководителя (из реального — scrum-митинги длились в 5 раз дольше самих спринтов), установлены неадекватные KPI (отдел маркетинга получает вычеты из-за пролётов отдела продаж) и т.д. Ну или просто не пошла работа, оказалась слишком сложной или не по квалификации простой. Если в остальном в компании всё устраивает, не стоит бросать заявление на стол, нужно попробовать что-то поменять внутри.

  • Поговорите с ближайшим адекватным руководителем или с генеральным, если он доступен (в малом и среднем бизнесе почти всегда). Объясните ситуацию и попросите найти вам другую работу внутри компании. Никого не вините, не признавайтесь в том, что не справились, работайте по схеме «у меня есть скиллы и желание, давайте найдём им лучшую точку приложения». Акцентируйте разговор на своих преимуществах, а не на недостатках окружающего мира и коллег.
  • Если вы по какой-либо причине не можете поговорить с руководителем, пообщайтесь с HR. Они прекрасно знают, что переместить уже нанятого сотрудника гораздо дешевле и проще, чем искать нового. HR возьмёт на себя общение с остальными участниками процесса и вы сбережёте силы и время, а заодно избежите трудностей аргументации. 
  • Если вы понимаете, что и задачи хороши и работа нравится, но вам чего-то не хватает, поговорите руководителем/HR не о переводе, а о внутреннем или внешнем обучении, попросите помочь «въехать» в продуктивную работу. Иногда 5 часов в переговорной с опытным коллегой хватает для того, чтобы перестроиться «на рельсы» именно этой компании. 

▍Если не заладилось с коллективом

Каким бы это странным ни казалось, но не так страшны проблемы с работой, как с коллективом. Всё просто: если рабочие задачи можно исправить, научиться, что-то поменять, то межличностные отношения нанесут на ваши рабочие будни свой специфический отпечаток. Причины негативного отношения к коллеге или конфликта в коллективе часто кажутся иррациональными, но почти всегда имеют твёрдое, внятное основание (зависть, страх, конкуренция, неприязнь). Нет ничего хуже, когда конфликт становится помехой в рабочих отношениях, но это неизбежно. Ситуации бывают разные, но есть несколько действий, которые лучше предпринять во избежания эскалации конфликта.

  • Если есть хотя бы 1% шанса, отклоняйтесь от ссоры и не допускайте открытого конфликта.
  • По возможности не выносите конфликт в публичное пространство, старайтесь либо уладить, либо минимизировать общение и работу с оппонентом. Но если ваш оппонент ведёт себя иначе, постарайтесь ему не позволить насадить всем его версию проблемы.
  • Не разводите сплетни — сдержанность и спокойствие сыграют вам на руку.
  • Найдите корни конфликта, поймите, что послужило причиной конфронтации. Как только вы поймёте, что именно спровоцировало проблемы, вы сможете повлиять на ситуацию, изменить поведение или вообще решить проблему.
  • Будьте готовы к тому, что союзники будут и у вас, и у вашего оппонента. Не устраивайте войну, играйте в дипломата — будьте с вашими союзниками в три раза вежливее, приятнее и корректнее в работе.
  • Если случился эмоциональный разговор (читай — разборка), не поддавайтесь, не кричите, не грубите. Всё хамство сыграет против вас, вся сдержанность обеспечит вам твёрдую почву под ногами.
  • Обязательно найдите время и способ поговорить с оппонентом лицом к лицу, расспросить о причинах, обсудить ситуацию. Нередко такой разговор разрешает конфликт навсегда. Главное, чтобы разговор был прямолинейным и честным. (История из жизни. Новая девушка-аналитик внезапно стала объектом ненависти директора по АСУ (женщины). Это была лютая ненависть, новенькая плакала в туалете и съела всю валерьянку из аптечки. Мы были растеряны — слёзы на работе это всегда стресс для коллектива. Инициировали их беседу на кухне. Через час они вышли светящимися и стали отличными коллегами и почти подругами. Оказалось, что курящая новенькая через месяц работы во время смеха на перекуре во дворе в шутку похлопала по спине инженера, мужа начальницы. А та случайно увидела и приревновала. Глупая мелочь стала проблемой почти на полгода!)
    Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить? - 5
  • Главный совет: старайтесь работать безупречно — в такие периоды вас обязательно будут стараться подловить.

Я пишу текст и знаю, что внутри некоторых читателей на этом месте вскипает возмущение: «Я не виноват, против меня ополчились, а я ещё и паинькой быть должен?!». Эта же мысль кипит в голове во время личностного конфликта на работе. Нет, не паинькой — просто зрелым, сдержанным взрослым человеком, который знает себе цену и ходит на работу не за дрязгами.

Советы периода корпоративного взросления 

Ну и напоследок — несколько коротких советов.

  • Постоянно дорабатывайте резюме. Пусть оно будет в боевой готовности.
  • После полугода работы взвесьте свои слабые и сильные стороны. Сделайте выводы, наметьте пути развития, образования и самообразования.
  • Не берите первый отпуск сразу после 6 месяцев работы. Продемонстрируйте лояльность компании, сделайте эту крошечную жертву. 
  • Не замыкайтесь на работе — у вас должны быть хобби, интересы, какая-то жизнь за пределами компании.

Если вы нашли свою профессию и своё дело, сделайте его марафоном: развивайтесь поступательно, держитесь за хорошие места, помогайте младшим коллегам, вникайте в отрасль, погружайтесь. Цените то, что у вас есть на данный момент и делайте это чуть лучше. Всё сложится.

Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить? - 6


Работа не волк, часть 3. Новичок — вырасти или выжить? - 7

Автор: ru_vds

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js