— Хочу прокачаться и пройти CCNA курсы Cisco, тогда я смогу перестроить сеть, сделать её более дешёвой и безотказной, поддерживать на новом уровне. Поможете с оплатой? — сисадмин, отработавший 7 лет, смотрит на директора.
— Я тебя обучу, а ты уйдёшь. Что я, дурак? Иди, работай, — звучит ожидаемый ответ.
Сисадмин идёт на место, открывает форум, Toster, Хабр и читает, как настроить маршрутизацию на сети из говна и палок практически музейного оборудования. Немного опустились руки, ну да ладно — можно отложить деньги на обучение и оплатить самостоятельно. А может, и правда, уйти? Вон у соседей новую Циску привезли…
Попадали в такую ситуацию? Обучение в процессе работы, организованное компанией или по инициативе работника, на мой взгляд, одна из самых продуктивных форм: сотрудник уже точно знает, что он хочет от курса, как оценивать информацию и как её использовать. Это тот случай, когда полугодичный курс может принести пользы больше, чем весь вуз вместе взятый. Сегодня поговорим о курсах, корпоративных университетах, наставничестве и самой бесполезной форме обучения. Наливайте горячий чай, садитесь перед монитором, давайте выбирать форму и/или формат обучения вместе.
Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра чьё-то образование окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.
Итак, вуз, магистратура и, может быть, аспирантура позади, вы на работе. Уже затянула рабочая рутина, сформировались подходы к задачам, два раза в месяц зарплата, более-менее очевидны ближайшие перспективы. Какие мотивы могут быть для того, чтобы снова заняться обучением на серьёзной основе? Мотивов хватает.
Желание сменить сферу деятельности, чтобы перейти на лучшую работу, больше зарабатывать, освоить новую профессию и т.д.
Необходимость прокачать навыки для текущей работы, чтобы вырасти вертикально или сместиться горизонтально; сменить работу.
Потребность получить новые знания, попробовать другую сферу — например, в случае, когда окончен не тот вуз, выбрана не та работа, есть ощущения карьерного и интеллектуального застоя и т.д.
Эмоциональные причины (за компанию, ради интереса, от скуки и т.д.). Самая противоречивая мотивация, поскольку в таком случае у вечного студента нет цели и конкретного планирования. В защиту этой группы учащихся можно сказать, что нередко за время учёбы они проникаются и с неменьшим энтузиазмом вдаются в работу по новой специальности.
Максимально похожая на привычный вуз форма обучения: вечерами вы посещаете по 3-3,5 часа лекций и практики, где преподаватели помогают освоить новый материал. При этом на курсах нет лишних непрофильных предметов, слушатели такие же работающие люди, как и вы, то есть кроме обучения, можно завести новые и иногда полезные знакомства.
Плюсы
Как правило, преподаватели на таких курсах — практики, а значит, они дают материал в той мере, в какой он пригодится вам в реальной работе. Некоторые навыки можно начинать применять с первых дней.
Занятия проходят вечером 2-3 раза в неделю и не мешают работе (если добираться предстоит с пробками, договоритесь, что в учебные дни вы будете приходить на работу чуть раньше и уходить, соответственно, тоже).
Вы решаете практические задачи в компании равных вам профессионалов и таким образом, дополнительно воспринимаете паттерны мышления, применяете навыки командной работы и получаете дополнительную информацию от соседей по классу.
Группы на курсах чаще всего малочисленны, и каждому студенту достаётся значительное внимание преподавателя как в плане ответов на вопросы, так и в плане практической работы.
Если курсы имеют какую-либо корпоративную привязку, по окончанию можно получить предложение о работе по полученной специальности — и если вы только шагаете в IT, это очень крутая возможность (например, из нашей группы в 9 человек один получил оффер сразу, трое — согласились перейти в компанию по окончанию обучения, ещё трое оффер получили, но отклонили).
Минусы
Курсы достаточно дорого стоят.
Вузовские курсы могут быть «напичканы» непрофильными предметами и вестись теоретиками, которые подрабатывают после обычных лекций.
Вам может резко не хватать образовательного бэкграунда (например, мне в процессе обучения на программе «Разработка ПО» не хватало знаний математики, и приходилось сперва разбирать задачу математически, а затем решать её программно).
Вы можете столкнуться с устаревшей материальной базой (как вам, например, освоение Windows Server 2008 и ПК под XP в 2018 году?), поэтому может сильно пригодиться ноутбук, деньги на лицензии, ну или умение найти для целей обучения что-то немного пиратское, но свежее :-)
На что обратить внимание
Тщательно изучите программу курса и количество часов, выясните, что входит в обучение и какая форма итоговой аттестации вас ждёт в конце (размах от ничего до защиты полноценного дипломного проекта на английском).
Спросите методиста, кто ваш преподаватель, какой у него опыт, практики ли он.
Узнайте о возможностях рассрочки или разделения платежа по периодам — как правило, такая форма оплаты менее обременительна.
Если есть вступительный экзамен или вступительное собеседование, не старайтесь его обойти, обязательно пройдите — так вы оцените свой уровень подготовки и сможете задать важные для вас вопросы.
Если в рамках курса есть английский язык, не стремитесь вычесть его стоимость из стоимости обучения (т.к. уже владеете). Именно на занятиях иностранным происходит тесное знакомство с группой, а это очень важно — нередко сокурсники зовут друг друга на работу.
Узнайте, даётся ли свидетельство об окончании курса и в каком формате (нужен любой бумажный с печатью и подписью).
▍Корпоративные университеты
Интересный формат обучения, доступный как сотрудникам внутри компании, так и внешним слушателям. Вы обучаетесь в самой компании, её авторизованном учебном центре либо на партнёрской кафедре базового вуза (например, ВШЭ или вашего гос. университета), также получаете очно-заочное или вечернее образование в рамках выбранной узкой специализации (информационная безопасность, системы связи, разработка ПО, управление проектами, программирование 1С и т.д.).
Плюсы
Это отличный способ познакомиться с компанией, с преподавателями (которые, как правило, не ниже middle), попробовать устроиться в неё. Более того, порой это единственный простой способ попасть в компанию, показав себя во время обучения.
90% преподавателей корпоративного университета — практики. Вы не просто учитесь, а решаете реальные боевые задачи, которые пришлось решить преподавателю как менеджеру или технарю.
Комфортная среда обучения — фактически вы на равных с преподавателем, поскольку оба менеджеры, но разных компаний.
Минусы
В вашей компании руководители могут не оценить перспективы обучения внутри чужого корпоративного университета.
Преподаватели могут давать информацию, заточенную под паттерны и проблемы своей компании; возможно, что-то для вас окажется неактуальным или неприменимым.
Если же в корпоративном университете обучается сотрудник компании, которой курс принадлежит, то плюсов больше (льготы при обучении, рядом с рабочим столом, внимание коллег и руководства, легко применимые знания, внятная модель карьерного продвижения/передвижения), а минус один — иногда очень сложно воспринимать своих коллег как преподавателей.
▍Дистанционные курсы и онлайн-обучение
Вы получаете доступ к образовательным ресурсам (видео, лекции, конспекты, книги, иногда целые библиотеки, репозитории кода и проч.) и обучаетесь либо в удобное, либо в условленное время, не отходя от рабочего места (ну или от личного ПК). У вас есть «классная» работа, возможность общаться с преподавателем (чат или скайп), домашние задания, но вы чаще всего не знаете, сколько вас на курсе, кто с вами, а общение с «сокурсниками» может превращаться в откровенный флуд.
Плюсы
Экономия сил и времени на дорогу и сборы.
Удобный и привычный формат обучения.
Можно обучаться прямо на работе или сразу после неё в офисе (если нет каких-то зверских систем контроля рабочего времени, действий, логирования, лютой службы безопасности и коллег-стукачей. Нельзя, кароч.)
Можно выбрать комфортный темп работы и разбираться с непонятными моментами тут же, в интернете, на Toster, на Хабре, на StackOverflow и т.д.
Минусы
Требуется высокая мотивация и самоорганизация, потому что это скорее самообразование, чем обучение с классическим наставником.
Нет живого общения внутри процесса обучения.
Очень сложно проверить преподавателя и уточнить тот ли это, которого анонсировали в описании курса.
Риск ошибиться с выбором курса — их сейчас такое количество, что очень трудно не промахнуться и попасть в реально качественную онлайн-школу (даже на корпорации бывает проруха).
Минимальные возможности трудоустройства — если вы не проявите выдающихся способностей (а как вы это сделаете в онлайне?), единственное, на что стоит рассчитывать, это на попадание резюме в базу HR-ов партнёрских компаний, которые при необходимости могут и позвонить.
На что обратить внимание
На форму аттестации и условия получения бумажного подписанного сертификата с печатью (нередко за него нужно доплатить).
Условия оплаты и срочность доступа к материалам курса (в идеале это должен быть бессрочный доступ).
На отзывы слушателей в социальных сетях и на независимых площадках (на сайте они, как правило, модерируются).
На формат взаимодействия с преподавателем (в идеале это должен быть чат + разбор домашних заданий с учениками, желательно с предварительной отправкой домашнего задания).
Поскольку ещё в начале серии «Век живи — век учись» мы договаривались о некоторой субъективности наших обзоров, то скажу, что я отношусь к онлайн-формам обучения настороженно. Страшно платить иногда очень немаленькие деньги за неизвестный контент. В интернете такое количество крутых и реально доходчивых курсов по всем областям IT-знаний, что мне кажется лучшим выбором отдать предпочтение и время именно таким знаниям. К тому же, большинство работодателей плевать хотели на относятся к бумажкам онлайн-школ с большой долей скепсиса, а вот реальные скиллы и теоретические навыки никому ещё не мешали. Например, благодаря исключительным теоретическим знаниям сетевой модели OSI мне в своё время удалось получить свою первую работу в ИТ — стать инженером по тестированию (в 27 лет, без технологического бэкграунда). Решать, конечно, вам, но я больше сторонник 0,5-1-1,5-годичных курсов с оффлайн присутствием.
▍Тренинги и воркшопы
Хороший формат обучения, если, конечно, речь идёт не о тренингах личностного роста и прочей бизнес молодости. Это краткосрочные, насыщенные курсы, на которых преподаватель помогает углубить знания в знакомой вам сфере и пройти небольшой курс практики.
Длятся от 3 часов до нескольких дней. О плюсах и минусах говорить не буду — главное, чтобы это была не реклама какого-то очередного продукта. Смотрите спонсоров, проверяйте организаторов и отзывы по спикеру и вперёд. Иногда очень интересно сходить на тренинг или воркшоп не по вашей сфере — так, например, можно немного лучше понять коллег.
Формы обучения внутри рабочего процесса
Это очень важный блок, который никак нельзя обойти. У меня был разнонаправленный опыт обучения внутри компании и, думаю, стоит об этом поговорить, потому что сами компании это позиционируют как своё конкурентное преимущество в HR PR, а сотрудники надеются на результат.
▍Наставничество и менторство
Как в вашей компании чувствуют себя новички в первые рабочие дни? Сидят за пустым столом и нервно теребят welcome-пакет в ожидании рабочего ПК? Тыкаются в телефон, лишь бы не поднять глаза на коллег? Или расслабленно и комфортно читают информацию по своей работе? Увы, мой опыт подсказывает, что последних — минимум. Между тем, в российском ИТ немало компаний (причём даже очень маленьких), у которых стоит поучиться: за новым сотрудником закрепляется наставник, который в рамках своего рабочего времени проводит обучение новичка основным задачам, попутно показывая инфраструктуру (доступы, сервера, оборудование, багтрекер, хелпдеск, систему управления проектами и т.д.), знакомя с коллегами и проч. Таким образом, новый сотрудник сразу вливается в коллектив вместе с наставником, знает, к кому обратиться и довольно быстро усваивает рабочий материал. Иногда наставничество сопровождается модульным или итоговым экзаменом по сфере деятельности, и это, хоть и небольшой стресс, но какая-то гарантия и для сотрудника, и для компании.
Есть несколько моментов, которые нужно знать/понимать, организуя наставничество на работе.
Труд наставников должен оплачиваться — в форме премирования или KPI. Оплата не должна зависеть от срока работы новичка, но по итогам испытательного срока можно премировать ещё немного, — значит, качественно обучил и увлёк.
Наставники должны быть опытными и коммуникабельными — увы, если супер-гений DevOps швырнёт мануалы на стол и даст ссылку на внутреннюю Wiki, это не принесёт никакой пользы. У нового сотрудника и ментора должен быть выстроен режим общения и диалог.
Наставник должен отвечать за косяки в работе подопечного в период обучения — и, например, если неопытный тестировщик раздаст всем 127.0.0.0 по DHCP, именно наставник должен исправить эту беду, а заодно уяснить для себя, что обучаться нужно на тестовых средах (ну да, основано на реальных событиях, нас обучали, мы обучали — в общем и целом, мы не скучали).
Наставник должен выступать в роли проводника по компании, обеспечивать доступы, общаться с системным администратором, знакомить с коллегами из других подразделений и т.д.
В случае возникшей личной неприязни или конфликтных ситуаций наставника стоит немедленно заменить.
Рабочая нагрузка наставника на время обучения должна быть снижена и перераспределена на других коллег в разумных пределах.
Наставник должен быть у каждого новичка, от стажёра до сеньора, разница лишь в подходе, сроках и объёмах предоставляемой информации. Служба персонала должна позаботиться о нормальном прохождении процесса адаптации каждого сотрудника, иначе проблемы в рабочем процессе неизбежны, ведь каждая компания имеет свои рабочие особенности.
В любом случае, если вы не пробовали институт наставничества внутри компании, поставьте себе это задачей прямо на следующий месяц — вас удивит результат работы с новыми сотрудниками.
▍Митапы, лекции, встречи
Пожалуй, одна из самых продуктивных форм обучения в рамках работы: сотрудники рассказывают друг другу о достижениях, делятся навыками, проводят продуктовые встречи и презентации, приглашают коллег из других компаний для обмена опытом (иногда и для попутного хантинга). У таких встреч масса преимуществ:
сотрудники учатся понимать друг друга и работать в слаженной команде;
разработчики общаются на одном языке и обмениваются решениями, которые можно смело забирать и применять;
можно познакомиться с культурой другой компании и показать свои преимущества;
митапы бесплатны.
Залогом отличного митапа является подготовка: поработайте со спикерами, подготовьте презентации, зал, отнеситесь внимательно к теме. Результат будет приятным и полезным.
Как учиться на работе?
Когда вы работаете, самый дорогой для вас ресурс — время. Это непростой период жизни, когда нужно работать, строить карьеру и не упускать возможности, создавать семью, помогать родителям, реализовывать свои чаяния в хобби и увлечениях. Значит, самая большая проблема — найти время на обучение, чтобы оно оказалось плотным и эффективным.
Перестаньте тратить рабочие перерывы на чай, кофе или болтовню с коллегами на посторонние темы — уделите это время теории и разбору возникших на учёбе вопросов.
Инициируйте рабочие обсуждения с коллегами в обед и в курилке — нередко человеку приятно поделиться своими знаниями в непринуждённой обстановке.
Читайте и слушайте лекции в пробках и транспорте, если такие есть на вашем пути.
Обязательно конспектируйте лекцию и практику в тетради, не полагайтесь на память. Если в процессе лекции вам что-то не понятно, ставьте пометки на полях. Например, NB у того, что нужно повторить и углубить и «?» у того, что нужно уточнить, спросить, изучить самостоятельно.
Никогда не учите и не занимайтесь на ночь — во-первых, будете долго засыпать, во-вторых, всё к утру забудется.
Занимайтесь учёбой в тихой обстановке. Если это позволяет политика компании (а в ИТ-сфере почти везде позволяет), останьтесь на лишних час-полтора в офисе, чтобы заняться учебными задачами.
Не учитесь в ущерб работе — такой сознательный обман никому не пойдёт на пользу.
Если вы обучаетесь программированию или системному администрированию, мало зазубрить теорию и прочитать Хабр, нужно всё проходить на практике: писать и тестировать код, работать с операционной системой, всё пробовать «ручками».
И, наверное, главный совет: не относитесь к учёбе, как в студенческое время. Забивая на учёбу, за которую вы платите и которая нацелена на практику, вы обманываете сами себя.
Как договариваться с руководством?
Если речь идёт о платном обучении, оптимально оплатить самому — так вы сохраните независимость от работодателя. Если оплачивает компания, вам скорее всего придётся либо отработать какой-то обязательный период, либо вернуть часть денег при увольнении. Если планов на увольнение у вас нет, обязательно поговорите с руководителем о частичной или полной оплате, разъясните, чем будет полезно ваше обучение.
Перед обучением (а не по факту!) обсудите смену графика или переход на плавающий график — как правило, в ИТ-сфере чаще всего идут навстречу.
Ну главное — если вы понимаете, что не готовы уделить обучению должное время и будете заниматься работой, прогуливать занятия из-за и т.д., лучше не начинайте. Возможно, вы уже состоялись как крутой специалист и вам просто не хватает пищи для ума. Решать только вам.
▍Алчный постскриптум
А если вы уже выросли и вам не хватает чего-то для развития, например, хорошего мощного VPS, заходите на сайт RUVDS — у нас много интересного.