Wal-Mart и другие крупные розничные магазины под давлением конкуренции со стороны Amazon обращаются к технологиям за исполнением механической работы
В прошлом августе 55-летняя работница Wal-Mart обнаружила, что её рабочее место занял робот. Её задачей был подсчёт наличных денег и отслеживание ошибок в бухгалтерских книгах магазина, что она и делала в дальней комнате офисного крыла без окон. Она зарабатывала $13 в час.
А теперь магазины Wal-Mart перешли на использование массивных серых агрегатов, подсчитывающих по восемь купюр в секунду и по 3000 монет в минуту. Машина Cash360 цифровым образом размещает деньги на счету в банке, и Wal-Mart зарабатывает свои проценты быстрее, чем эти деньги перевезла бы машина инкассаторов. Машина использует ПО для предсказания необходимого количества наличных денег в определённый день, чтобы уменьшить объёмы хранения купюр.
«Они считают, что этот способ обработки денег будет более эффективным», – сказала работница, проработавшая в магазине десять лет.
Теперь почти во всех из 4700 магазинов Wal-Mart в США есть аппараты Cash360, и они вытесняют тысячи работников. Большая часть работников перешла с этой работы на позиции в торговом зале, как утверждает представитель магазина. Более 500 человек ушли из компании. Бухгалтер магазина, которую заменили в прошлом августе, теперь стоит у входа и приветствует клиентов, чем по-прежнему зарабатывает по $13 в час.
«Обслуживающий персонал и сотрудники отдела по работе с клиентами останутся на месте», – говорит Джудит Маккенна, главный операционный директор Wal-Mart в США. Но, добавляет, она: «Технология развивается очень интересным образом, и роли работников постоянно меняются и сдвигаются».
Покупки постепенно переходят в онлайн, зарплаты растут, а доходы розничной продажи уменьшаются – эта формула давит на всех ритейлеров, начиная с Wal-Mart и заканчивая Тиффани, и заставляет их искать технологии, способные выполнять механическую работу розничных продавцов или полностью заменить их.
Amazon.com вторгается в традиционную розницу и планирует купить сеть продовольственных магазинов Whole Foods Market Inc., и Wal-Mart вместе с другими крупными ритейлерами вновь подвергаются давлению, заставляющему их по-крупному инвестировать в бизнес, чтобы не отставать.
Экономисты говорят, что многие рабочие места в рознице созрели для автоматизации. Согласно отчёту Citi Research от 2015 года, «высок риск » того, что две третьих рабочих мест в рознице в США исчезнут к 2030 году.
Аппарат Cash360
Кассы самообслуживания могут заменить кассиров. Автономные передвижные устройства могут заниматься доставкой заказов и инвентаризацией склада. Даже более сложные задачи, вроде советов по поводу того, какую игрушку или рубашку лучше купить клиенту, может обрабатывать компьютер, у которого есть доступ к истории покупок клиента – примерно так, как это сегодня происходит в онлайне.
«Основной показатель для пригодности к автоматизации – рутинность операции», – говорит Ибрагим Рахбари, экономист в Citi Research. «Большая проблема состоит в том, что в рознице занят приличный процент работающих людей».
В США почти 16 млн людей, или 11% из тех, что не работают на фермах, заняты в розничной индустрии, в основном в качестве кассиров или продавцов. Эта индустрия затмила сжимающийся сектор реального производства, который до неё был крупнейшим работодателем, 15 лет назад. Теперь с закрытием магазинов исчезают и рабочие места в рознице. С января в экономике США исчезла 71 000 рабочих мест в рознице, согласно данным Комиссии по труду.
«Исчезновение рабочих мест в рознице, произойдя на более крупном масштабе – а это кажется весьма вероятным в долгосрочной перспективе – сделает рынок труда ещё менее привлекательным для работающих людей, у которых и так уже мало возможностей получить стабильную и хорошо оплачиваемую работу», – говорит Дэвид Отор, экономист из МТИ.
Ранее в этом году Беверли Хендерсон стала меньше зарабатывать и лишилась бонусов, связанных с медициной, когда она ушла из Wal-Mart на волне изменений в области офисной работы. «Мне 59 лет, – сказала она. – Я никогда не работала в торговом зале. Я всегда работала в офисе, и в зал не собиралась».
В этих индустриях прогнозируется самый большой риск замены работников роботами к 2030 году.
На первом месте – гостиницы и общепит. Далее идут перевозки и склад, сдача внаём недвижимости, розничная торговля, оптовая торговля, административные услуги и службы поддержки, производство, строительство. Замыкают список финансовые услуги и страхование.
Теперь она офис-менеджер на местном предприятии, которое не может позволить себе предоставлять ей те же льготы или зарплату в $16,75 в час, которые она получала в течение 16 лет, работая в Wal-Mart.
«Я бы никогда не ушла из Wal-Mart. Они хорошо мне платили», – сказала жительница Саутпорта, шт. Северная Каролина.
В Wal-Mart Хендерсон работала со счетами-фактурами, а теперь эту работу выполняет централизованная технология.
Автоматизация просачивается во многие области розницы. «Тиффани» использует машины для полировки простейших изделий, например, серебра, во время производства. В Home Depot Inc. появились кассы самообслуживания, и проводятся тесты с дополнительными ручными сканерами, благодаря которым клиенты смогут покупать крупные вещи вроде пиломатериалов.
«Мы хотим сделать магазины проще, чтобы высвободить наших работников, которые смогут заняться продажами», – сказал в интервью Кэрол Тоум, главный финансовый директор Home Depot.
Wal-Mart давно уже старается повышать эффективность своего бизнеса, как в магазинах, так и внутри внушительной цепочки поставок. И хотя там работает 1,5 млн жителей США, количество работников магазина на квадратный метр уменьшилось на 15% за десять лет, согласно анализу, проведённому WSJ.
Некоторые магазины экспериментируют с сенсорными экранами для самостоятельного возврата продукции. Кассы самообслуживания всё чаще заменяют обычные, как говорит человек, знакомый со стратегией компании.
Несколько патентов из Wal-Mart предлагают варианты использования технологий, улучшающих качество обслуживания. Один описывает систему с распознаванием лиц, которая будет отслеживать неудовлетворённость пользователя и соответствующим образом подстраивать кадровое обеспечение. В сотнях магазинов работы меняются так, чтобы поддерживать новые сервисы, вроде выдачи заказов, сделанных через интернет, в продуктовых магазинах.
В двух магазинах Wal-Mart тестирует систему с сенсорными экранами, демонстрирующими покупателям разницу между устройствами вроде подсоединёнными к интернету колонками и термостатами. «Нам не нужен помощник, чтобы понять, как это работает, но он там есть, он обслуживает и отпускает клиентов», – говорит Маккенна.
Аппараты Cash360 позволяют кассирам обработать деньги для цифрового размещения в банке, сканируя руку работника и распознавая уникальный рисунок вен.
Цель состоит не в том, чтобы уменьшить количество розничных работников, говорит Брайан Маккейб, президент дочерней компании фирмы G4S PLC, разработавшей системы для работы с наличными совместно с Bank of America Corp. «Мы можем оптимизировать труд, – говорит он. – А как конкретный розничный магазин пользуется такой возможностью, зависит уже от него».
Автор: SLY_G