Всё, что я вижу вокруг, всегда с той или иной скоростью меняется. Что-то очень быстро, что-то медленно, что-то вообще не сдвигается с места. И здесь речь идет именно о менталитете людей, об их отношении к вещам, с ними никак не связанными; об их понимании того, что в мире есть множество интересных и сложных профессий/наук, о глубине которых они никогда не задумывались. Я говорю о людях, живущих в России. В нашей стране еще с советских времен в головах людей прочно оседают устоявшиеся нормы, пресечь которые или изменить они практически не в состоянии. То, какие мысли витают в головах большинства наших людей касательно политики, финансовой грамотности и изучения чего-то совершенно нового для себя, пугает. И если с политикой всё и так понятно, с финансовой грамотностью — так же, хотя, пожалуй, здесь проблемы не только у россиян, то с уважением к чужой работе, или хотя бы с осознанием того, что твоя работа не самая тяжелая во всей вселенной, у нас очень большие проблемы.
И именно здесь я хочу сделать акцент на условиях жизни CG нашей стране. Мне известно, что этот пост могут читать как специалисты-художники, так и люди с компьютерной графикой никак не связанные. А посему здесь не будет сложных слов аля «концепт-арт», или, не дай боже, каких-нибудь «рендеров».
Начну с того, что компьютерная графика в нашей стране — это одна из наиболее недооцененных и, возможно, наряду с IT-сферами, самая неочевидная отрасль деятельности. «Неочевидная» здесь — малопонятная, неоднозначная или попросту «вещь для специфичных, увлеченных людей». Никогда не пробовали сравнивать себя с теми же айтишниками (например, программистами)? Сейчас, когда в тренде VR и AR технологии, CG и IT всё теснее начинают сотрудничать друг с другом. Однако в отличие от IT, где работают «исключительно ботаники», которые трудятся изо дня в день и получают заслуженно высокие гонорары, в CG работают ребята, которые могут ткнуть куда надо, они знают про кнопочку «сделать красиво», ну а ещё они рисуют крутых роботов или человекоподных существ в 3D, ну могут ещё рисовать игры, «какие-то там движки регулировать, чтоб игралось нормально», а ещё они сидят и добавляют эффекты, которые те же «айтишники» им действительно разработали… Короче, мозгов-то особо не нужно, каждый при желании может этим заниматься, а когда уже и так всё готово, то и времени на это много не нужно…
Наверняка заметили, как я тихо скатился к наиболее обобщенному мнению о CG? Ну как? Как вам то, что думает большая часть людей про компьютерную графику и её важность в современной России? Как вам тот факт, что в связи с вышесказанным, достойных выплат предлагать вам не будут, а инвестиции в CG… даже звучит странно, согласитесь? А как же тот факт, что именно всё это общество ставит вам дедлайны или просто условия выполнения? В случае с CG идеальным заказчиком всегда будет такая же CG-компания/люди, потому что только они знают истинную ценность вашего труда и сложность работы. Но, справедливости ради, все мы знаем, что в хороших, сформировавшихся студиях по разработке игр/производству 2D/3D-анимации, моушн-дизайна, визуализации интерьеров/экстерьеров зарплаты существенно выше среднего по стране. Однако такие деньги выплачиваться будут только тем людям, которые успели себя зарекомендовать, успели обучиться своему мастерству и готовы (кстати говоря) обучить остальных новичков. Но это как раз тот самый случай: CG работает с CG.
Про ситуацию на фриланс-биржах можно вообще написать множество томов, посвящённых неадекватным заказчикам с их сроками и правками, проблеме демпингования, отсутствия чёткого понимания заказчиком масштабов работы, низкого денежного вознаграждения, проблеме большого количества новичков и людей с катастрофически малым опытом работы, которые готовы работать за гроши, тем самым мешая находить своих клиентов опытным художникам. Постоянно слышу об этом на форумах, вижу это в различных блогах, а в последнее время слежу за этим настроением в чатах мессенджеров, таких как Telegram.
Меня поразила до глубины души разница в зарплатах между российскими и иностранными студиями. Но если здесь ещё можно найти оправдание в экономике стран и валютных тенденциях, то категорически никакого оправдания нельзя найти в разнице между выплатами в России и за рубежом фрилансерам. Даже если сопоставить курсы валют, всё равно выходит, что на западе отношение к труду CG-художников кардинально отличается от нашего, и это видно уже начиная с тех денег, которые предлагаются в качестве оплаты.
Короче говоря, труд CG-художников не ценится или оценивается не по достоинству. Это факт. Многие с этим мирятся, правительству нашей страны, кажется, вообще неизвестно об этой проблеме, ровно как и о том, что в других странах есть специальные инвестиционные компании, которые вкладывают капиталы в области медиа, CG, IT и т.п. (тот же Providence Equity Partners). Хотя, например, мне известно о WargamingLabs, проекте студии Wargaming, созданном с целью помочь инди-разработчикам игр продвинуть свой продукт. Но опять же, это только gamedev (Game Development, разработка игр) и каковы масштабы этого предприятия — неизвестно.
С другой стороны, я совершенно не воспринимаю нытьё (именно нытье, а не констатацию факта), что требования к соискателям в крупных студиях слишком недостижимые. Не видел ещё ни одной вакансии, где было бы сказано, что от вас требуется знание всех программ для моделирования, умения работать во всём, что существует, а ещё рисовать как Микеланджело. Другое дело, что даже те, кто подходит по требованиям, просто не желают покидать родное место у компьютера и пересаживаться в офис, где вокруг снуют чужие люди. Но ситуация во фрилансе плачевная, аутсорс доступен уже для состоявшихся студий/опытных фрилансеров, а теперь представьте, что после всего этого испытывает новичок, который просто хотел создавать взрывы и разрушения/моделировать/композить/рисовать и на этом зарабатывать по достоинству, но при этом ему предстоит ещё всему этому обучиться, а мамы с папой, способных помочь, давно уже рядом нет?
В CG сейчас идут люди, по-настоящему желающие обучиться этому и в дальнейшем работать, поднимая уровень графики в России на новый уровень. Безусловно, есть и те люди, которым графика нравится, и они, после многих лет учёбы и работы на нелюбимой должности, решаются изменить кардинально всё и окунуться в это (как ваш покорный слуга).
И после такого краткого обзора ситуации с CG в России, сразу возникает резонный вопрос: а как же всё изменить? Как сделать так, чтобы отношение к компьютерной графике из нейтрального перешло в позитивное, в то отношение, которое уже давно существует в США, Канаде и Великобритании?
На мой взгляд, начать нужно с чего-то, что доступно абсолютно каждому человеку, в независимости от рода его деятельности, уровня зарплаты и количества свободного времени. Что-то, что сможет продемонстрировать весь объём работ, необходимый для создания таких привычных для простого человека вещей, как игры, реклама, кино со спецэффектами, красивые картинки в архитектурных журналах и т.п. Это что-то должно показать весь процесс создания; то, сколько времени на это ушло, ровно как и сколько физических сил было на это потрачено.
Уже в течении нескольких месяцев меня не покидает идея о создании этого «чего-то». Однако относительно недавно я наткнулся в очередной раз на сайт знаменитой на весь мир школы компьютерной графики Gnomon, и в разделе Community я нашёл подтверждение своей теории — выставка. Знаменитая (как выяснилось) выставка Gnomon Gallery позиционируется как выставка лучших работ студентов школы в «сеттинге» традиционных выставок.
Мне показалось, что вот оно: первый шаг на пути приобщения людей к компьютерной графике, к их пониманию того, что на самом деле это такое, и как на самом деле это создается. Речь даже не о просто картинах, висящих на стене, а о визуальной демонстрации работы, самого процесса создания. Из этого вполне можно было бы создать не просто выставку, призванную привлечь внимание аудитории к масштабам CG, а целую платформу, на которой крупные и малые студии могли бы кооперировать друг с другом, искать новичков, рассказывать иной аудитории о своей работе и так далее, и так далее. В конце концов, уже совсем теоретически, но такое мероприятие вполне могло бы создать свой фонд поддержки CG-профессионалов в нашей стране.
Но главное здесь — развить скудные познания людей о работе artist’ов, показать им, что не всё так просто, что всё настолько сложно, что даже опытные профессионалы не всегда могут успевать за новыми тенденциями в своей работе. Показать, что художников, на самом деле, очень много, но многие из них неизвестны публике, при этом качество работы у них сродни работе целой студии; что есть ребята, создающие в самые кратчайшие сроки сумасшедшие рекламные ролики, которые люди переключают, завидев их начало; что есть огромное понятие research & development даже в CG, когда, например, требуется добиться максимального реализма самими изощрёнными способами. Но что самое главное, что всё это — великий труд, равно как и труд программиста, учёного-генетика, топ-менеджера, шахтёра или врача. Важно лишь приоткрыть наконец завесу.
Безусловно, я не претендую на роль супер-создателя-решения-от-всех-проблем, но попробовать нам никто не запрещает. В конце концов, мы хотя бы попытались, пускай, даже эта идея — бред с абсолютно нулевым финалом. Важно попытаться. В этом смысле меня очень вдохновляет Сергей Цыпцын, написавший «Понимая Maya», основатель Real School, а впоследствии и Scream School, главный организатор CG Event’а. Сергей сделал очень много для популяризации CG в России, однако если CG Event создан прежде всего для людей, в CG живущих, то почему бы не создать нечто столь же колоссальное, только для людей, про CG не знавших?
Спасибо.
Автор: eugeneberlin