Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с токсичными людьми. Но одно дело, когда ты встречаешь их среди прохожих на улице, другое — когда тебе приходится жить в токсичном коллективе каждый рабочий день.
Так как же действительно обстоят дела в сфере ИТ? Может, мы и правда «поколение снежинок», которое уже во всём видит оскорбление? Присутствует ли доля нездорового общения в наших кругах? Давайте разбираться. Иногда я просто не могу понять, где та тонкая грань между восприятием шутки и токсичностью.
В ИТ я уже более 15 лет. Не хотелось бы сейчас зудеть как бабка: «А вот в нашей молодости было по-другому...», да и не было. Само понятие токсичности получило широкое распространение лишь где-то в 2018-м, но, например, резкие высказывания на ревью были всегда. Другое дело, что на определённый процент всё зависит от того, как мы воспринимаем подобное. Я приведу несколько историй, которые в моём понимании чётко ложатся под определение токсичности. А потом постараемся сделать выводы по каждой из них.
История первая. Токсичность на ревью
Я наблюдала в проектах на ревью кода отсутствие Need work — оценка на доработку куска кода</p>" data-abbr="нидсворков">нидсворков, потому что это токсично. Минимум комментариев — по той же причине. Люди шли обсуждать вопросы в личку, вместо того чтобы создать общий, видный всем тред и обсудить всё вместе. А всё потому, что такие треды могли разрастись в спорах и негодованиях на 100+ сообщений, но до истины можно так и не дойти.
На моём веку я встречалась с серьёзными проблемами из-за строки, где один коллега просил другого поправить файл в соответствии с нашими гайдлайнами без написания «пожалуйста». И я бы ни за что не поверила в подобное, если бы ко мне в личку, как к тимлиду, не постучались и не попросили бы защиты от токсичного комментатора.
Хорошо, если такая ситуация происходит один раз, но я видела систематичность. Пыталась объяснить ребятам, что в комментариях нет никакой угрозы. Обратно — действительно есть ситуации, когда треды из комментов превращаются в бескрайний омут злорадства и позора на весь проект. Вот тут и есть та грань, о которой я писала выше.
Вывод: никогда не принимайте нидсворк и/или комментарий, как нечто оскорбительное, адресованное вам ввиду предвзятого отношения. Я понимаю, это сложно, сама расстраиваюсь когда вижу НВ и комменты у себя. Читайте комментарии с холодной головой. Обдумайте предложенные решения или озвучьте свои. Но ни в коем случае не отвечайте, пытаясь задеть коллегу. Это доказано приведёт к огромной и ненужной дискуссии, потере времени и нервов.
История вторая. Токсичный коллега
Находясь в начале своего карьерного пути, я училась в универе и работала в классной международной компании. У нас был небольшой опенспейс, где в одном уютном уголке располагались 3 стола: тимлида и наши — мой и моего сокурсника.
Вроде бы, ничего криминального — всё как везде, если бы нам с моим сокурсником каждый день не приходилось выслушивать шутки о том, какие мы ничего не достигшие неудачники-джуны, и из нас не выйдет толк. Сейчас я понимаю, что это было, скорее, самоутверждение, чем правда, но тогда было крайне обидно.
Жаловаться мы не ходили (возможно, это наше упущение, тема холиварная), продолжали работать. Шли годы. Я меняла работу и сейчас считаю, что нахожусь в суперэмпатичном и лёгком коллективе. С тех пор прошло 14 лет. Недавно к нам в компанию постучался кандидат с опытом в той самой компании. Открыв резюме, я поняла, о ком идёт речь — это был тот самый тимлид. Шанс мы дали, он разговаривал с HR. Но годы своё не взяли, всё осталось по-прежнему. HR дала отрицательную обратную связь по софт-скиллам уже после первого общения, тех. скрининг был тоже слабо пройден.
Вывод: зная эту историю, почти все мои друзья и коллеги сказали, что нужно было его пригласить к себе на техническое собеседование, показать, кто тут теперь джун. Но мне всё ещё непонятно зачем. Опыт приходит с возрастом, иногда возраст приходит один.
Изменений конкретно в случае этого кандидата мы не увидели. От токсичности он никуда не ушёл, и мне не хочется тратить время на проведение априори провального мероприятия, из которого я не вынесу ничего нового. Тем более не хочется использовать те же инструменты взаимодействия, что были применены ко мне. Выводы сделаны, и, находясь сейчас в роли лида, я чётко знаю, как мне не следует поступать с ребятами.
История третья. Публичная кара
Другой случай связан с код-ревью. Тогда я была джуном в одной хорошей компании. У меня был лид, который публично разнёс меня на пул-реквесте, подзывая всех проходящих, показывая и высмеивая мои ошибки. Было, мягко говоря, неприятно. Тогда я просто сидела и молчала.
Вывод: публичная кара — метод прошлых поколений или даже веков. Он не является действенным орудием, когда есть цель — научить чему-то. А вот если цель —самоутвердиться, то выбор средств верный. Что тут можно сделать? Попробовать разрешить ситуацию путём мирных переговоров. Сказать о своих чувствах в момент проведения подобной манипуляции и попросить больше так не делать. Все мы взрослые люди и способны оценить происходящее.
Ну и напоследок я оставила десерт.
История четвёртая. Девчонки в ИТ
Тема сложная и, наверное, не новая. Как бы кто ни отрицал, гендерный барьер существует. Я сама с ним сталкиваюсь, хотя, надо заметить, всё реже. Поделюсь самой обидной и самой начальной моей историей в ИТ.
Это было собеседование на мою первую работу. Интервью проводили несколько молодых людей. Мне начали задавать вопросы а-ля как включить компьютер и тому подобные (на «уверенного пользователя ПК»)). Дали алгоритмическую задачу, которую я решила с ходу. Ответ был: «Тебе её кто-то рассказал». Через ряд вопросов я услышала, как один говорит другому: «Ну что, сливаем её?». Пошли вопросы из численных методов про преобразование Фурье. По случайности, это была тема моей курсовой. Ситуация разрешилась в мою пользу, крыть ребятам было нечем. Но осадочек, как говорится, остался.
И вот ещё одна неоднозначная ситуация. Тут меня явно никто обидеть не хотел, но разговор случился показательный. Недавно я сидела с коллегой, и мы говорили на технические темы. В конце разговора мой коллега обронил фразу: «Знаешь, я вот тебя слушаю и не могу поверить, что разговариваю на технические темы с девушкой, да и ещё со светлыми волосами». Directed by Robert B. Weide ©
Вывод: да, иной раз может перепасть за твой пол. Жизнь вообще несправедливая штука. Но где-то убывает, где-то прибывает. Их отношение — их проблема, но никак не твоя. Сделали вывод, шагаем смело дальше. Как я и говорила, тенденция развивается в лучшую сторону!
Как общаться с токсичными коллегами
Так вот, к чему я сейчас веду. Я ни в коем случае не обесцениваю неприятности вокруг нас, на код-ревью и в общении между коллегами. И очень дорожу выстроенной у нас атмосферой, хотя, безусловно, даже тут есть над чем поработать.
В целом есть несколько пунктов, которые я бы хотела подсветить, если вы сталкиваетесь с токсичным людьми на вашем месте работы.
1. Не стоит расценивать каждый комментарий и каждую просьбу как токсичность.
Я верю, что далеко не всегда у людей есть план вас задеть или оскорбить. Зачастую, совершая те или иные поступки, люди даже не задумываются о чувствах других людей, делая лишь то, что хотят или считают правильным. Если взаимоотношения в команде дороги (а я верю, что так оно и есть), попробуйте просто ртом проговорить те моменты, которые для вас в работе неприемлемы. Вот увидите, результат не заставит себя долго ждать. Подобные ретроспективы творят чудеса.
2. Каждый сам выстраивает границы дозволенного. А стена равнодушия, как и опыт, вырастает с годами.
И если сколько-то лет назад меня задевали унизительные комментарии в мой адрес, то сейчас я стараюсь объективно смотреть на оценки со стороны. Если критика конструктивна, почему бы её не принять? А если нет? Как говорится, если жизнь повернулась к тебе задом — не расстраивайся, а пристраивайся. И речь тут идёт не о том, чтобы становиться токсиком и общаться так же. Вовсе нет. Если до человека не доходит то, о чём вы говорили в п.1, то постарайтесь хотя бы не пропускать через себя весь этот негатив. Это чревато как минимум выгоранием, как максимум — проблемами со здоровьем.
3. Если проблема, на ваш взгляд, существует и носит систематический характер, попробуйте поговорить об этом на 1-1 со своим тимлидом или руководителем, пока не перегорели от сложившейся ситуации.
Нет нерешаемых проблем, есть их избегание, сокрытие. При правильном подходе можно решить любую проблему. И тут я бы дала совет руководителям: старайтесь выстраивать доверительные отношения со своими сотрудниками. Это поможет и вам лучше понимать взаимодействия в ваших командах, и вашим сотрудникам чувствовать опору и поддержку.
Кстати, в некоторых компаниях даже есть корпоративные психологи, которые могут выслушать и помочь справиться с давлением. А осознание проблемы — 50% успеха)
Давайте подводить итоги
Всё — опыт. Это далеко не все истории, а лишь одни из самых ярких. И они мне показали, как делать не надо. Не стоит мимикрировать под токсичного лида и не стоит взращивать свои токсичные копии у себя в коллективе.
Такие действия не приведут к развитию ребят, к повышению производительности и уж точно не будут способствовать сплочённости и ориентированности на результат.
На этом у меня всё. Ребята, делитесь своими историями в комментариях — как вы справлялись с токсичными людьми. Будет интересно почитать и вынести что-то полезное для себя. Всем мир и дружелюбного окружения ♥️
Автор: Катерина