Всем привет. Я очень много размышляю, философствую и анализирую текущее положение в ИТ-отрасли. Мой личный опыт — 30 лет в этой сфере, и за эти годы я увидел немало системных проблем в отрасли. Давайте по порядку обо всех проблемах.
Отсутствие желания вкладывать в человека
Пришедшая из глубин 90-х установка, что человек должен вкладывать сам в себя. Разве она верна? Конечно, нет. Человек не может полагаться только на свои ресурсы для развития. Это слишком дорого. Мир давно перешагнул ту грань, когда средства производства товаров или услуг мог приобретать сам человек. Средства производства, нужные бизнесу, закупаются предприятием. Следовательно, обучение должно происходить за его же счет. Предприятие ставит цель, и под эти цели выделяют денежные средства, в том числе для обучения.
Кроме этого, рынок труда складывается таким образом, что готового специалиста проще найти на рынке. По сути, само по себе возникновение рынка труда — это воплощение купли-продажи готовых специалистов. Зачем вкладываться и ждать результата, когда можно за те же самые деньги получить здесь и сейчас. Я видел лишь намеки на здравый смысл, но, к сожалению, никогда не видел, чтобы бизнес закладывал деньги под цели образования. Так считается, что специалист, нанятый когда‑то, обязан знать все сам.
Забегая вперед, отвечу на вопрос: а не виноват ли в этом процессе сам человек? Почему он не стремится обучаться? Отчасти это верно, но один человек не в состоянии собственными силами поддерживать квалификацию: это дорого и даже местами больно. Достаточно обратить внимание на то, сколько стоит оборудование и программное обеспечение. Больно потому, что придется изымать из семьи значительные денежные средства, да так, чтобы не получить сковородой. Да и в большинстве случаев сколько ни пытайся лично вложиться, это бесполезно. Бывает, по профессии невозможно, да и логика рынка труда не потерпит теоретика.
Рынок труда
Рынок труда сам по себе не стремится покрывать потребности бизнеса и здоровых трудовых отношений, по сути, формируется кастовость. В ИТ, как и в любых сферах, существует узкая специализация. В данном случае, узкая специализация может формироваться в том числе из масштабов ИТ-инфраструктуры. Если рынок труда ищет всегда готовых специалистов, то попасть в русле этой системы на инфраструктуру большего масштаба практически невозможно. Рынок труда будет отвечать лишь тем, что у вас нет опыта и нужной квалификации. Как набраться опыта, если текущее место работы по объективным причинам не может предоставить требуемый опыт, неясно. В результате в узкую специализацию путь заказан, а текущее количество специалистов не может покрыть потребности компаний. Как следствие — постоянное повышение ЗП с целью перекупить сотрудника из другой компании, у которой есть человек с опытом в узкой специализации.
Как ни странно прозвучит, но признаком нездоровой системы является постоянная потребность на рынке труда руководящего состава. В здоровой системе этого в целом быть не должно, даже в интересах бизнеса. Во-первых, это говорит лишь о том, что лифты профессионального роста отсутствуют, во-вторых долгая нехватка руководящего звена различного уровня говорит о существенном снижении качества услуг подразделения, а также о простое в стратегии развития. Если резюмировать, то здоровому бизнесу должно быть невыгодно отсутствие руководителя ИТ и приостановка выработанной стратегии развития. Лишь потому, что не будет неопределенное время человека, на которого можно положиться. Именно поэтому бизнес обязан всегда найти сотрудника для руководящей должности. Неважно в каком виде: ВрИО или же по заслугам вытянуть из числа имеющихся сотрудников. В этом случае не могут быть постоянно открыты, да еще и продолжительное время, вакансии руководящего состава в ущерб развитию.
Раболепие
Немаловажная проблема — осознать зависимость, которая напрочь тормозит развитие как человека, так и все остальное. Такое качество человека, как целеустремленность, не играет никакой роли. Никто не будет подставлять свою ипотеку или иные финансовые обязательства. Лучше промолчать, чем двигать дела в нужно русло. Работая немало лет на одном производстве мороженого, я поражался подходу в работе под лозунгами «исторически сложилось». Такое можно встретить сплошь и рядом, я бы даже сказал, так почти везде. Это всего лишь маска, под которой, можно сказать, «сидеть на попе ровно». Как ни звучит противоречиво, но высокий уровень ЗП лишь только усугубляет эту ситуацию. Так проще во всех смыслах.
Завышенные ожидания
При выборе профессии всегда нужно исходить из того, как на самом деле обстоят дела в той или иной сфере. Из каждого утюга крутят рекламу про обучение, уровень ЗП в ИТ. Но давайте положим руку на сердце: в ИТ-отрасли ЗП разные, и чаще всего личные заслуги никак не видны. Вообще уровень заработной платы не зависит ни от отрасли, ни от размера компании, ни от опыта или квалификации, и тем более от заслуг специалиста. Так называемые льготы для аккредитованных ИТ-компаний зачастую никак не влияют на рядового сотрудника. Вообще в мире капитализма нет прямой зависимости между повышением производительности труда и уровнем благосостояния. Если не брать во внимание такие варианты, как личные знакомства, раболепие и прочее. Напротив, на мой взгляд, в других профессиях значительно лучше обстоят дела.
Банальный бардак
Наверное, нигде не видел за свой опыт такого бардака, как в ИТ. За последние 15 лет активно занимаюсь тем, что привожу все в порядок. Чаще всего приходится начинать с разрухи в головах. Такие базовые вопросы, как «что такое ITIL», «в чем суть его», «что такое процесс или процессно‑ориентированный подход» и т. д. Это всего лишь следствие того, что, по сути, все заточено под временщичество. Ты приходишь в новую организацию, осознаешь проблемы, вкладываешься в решение этих проблем в угоду кармана собственника, правда, не совсем ясно, зачем. Любое изменение приводит к сопротивлению, грызне, волюнтаризму, и, самое главное, итог этого — минимум благодарности.
Отдельно отметить можно состояние внедрения ITIL. Как правило, внедрением ITIL назвать можно с натяжкой. В силу того, что внедрение проходит всегда на компромиссных началах. Причем эти компромиссы никак не связаны с улучшением процесса внедрения, как раз наоборот — приводят к ухудшению, хаосу и конфликтам.
Роль в компании
Самое ужасное то, что никто в компании, где есть целый отдел, структура и прочие руководители ИТ, не могут сформулировать, зачем они нужны. Ведь это первостепенный вопрос, и по сути, является определяющим стержнем. Самый емкий ответ — «Автоматизация процессов и их поддержка». Когда специалист помогает пользователю, он оказывает поддержку процессам, так как пользователь является шестеренкой, функционером процесса. Ну и ключевым тут является то, что под автоматизацией процессов подразумевается бюрократия.
Достаточно пройтись по вакансиям. Очень много наименований вакансий не соответствует описанию должности. Все это приводят к противоречиям и обострению внутренних процессов. Как пример, немало вакансий, где требуется Руководители ИТ, при этом не идет разговор о руководстве ИТ, так как есть еще другое подразделение, которое занимается, к примеру, 1С. По сути, требуется в лучшем случае хороший сисадмин. Да, такое тоже требуется иногда, в том числе для игры на личных амбициях, тщеславии, а также для привлечения более свежих кадров.
Низкая квалификация руководящего состава
За многие года своей работы в этой сфере никогда не видел руководителя, за которым можно идти, способного вытянуть ИТ-процессы, или способного даже предложить цель. Конечно, мой опыт достаточно субъективен, но за десятки лет обучения разного рода специалистов глаз совсем не видит. Ведь уровень квалификации ИТ-руководителя можно легко определить по ряду признаков, например: проводит ли он собеседование один или среди других технических специалистов, в каком виде на столе отпечатанное резюме, ну и, в конце концов, по тем вопросам, которые он задает.
Важно отметить: вопросы, которые, как правило, задают при собеседовании, чаще всего не отражают опыт работы. На самом деле опыт является ключевым при выборе. С чего обычно начинаются вопросы? «Что такое …..», а далее подставляйте что угодно. Подобные вопросы вообще не отражают опыт, который приобретает человек. Кроме этого, подобные вопросы больше свидетельствует об отсутствии профессионализма со стороны работодателя. Почему это так? Дело в том, что это говорит о том, что работодатель не читал резюме. Дежурные вопросы проще задать, чем прочесть. Почему не читал? Потому что на это времени нет. Значит, процессы работы поставлены очень плохо. Второе — не отражает потребности бизнес-задачам. Никогда не услышите от работодателя такой контекст, к примеру, вот необходимо сделать некоторое решение, что ты можешь сделать в этом вопросе и какой у тебя в этом опыт. Самое печально, иногда спрашивают то, что нужно вроде для бизнесов, но вопросы явно говорят, что резюме не читал. В целом же, в следующей статье затрону все аспекты рынка труда.
Постоянное недофинансирование
Именно так, ИТ-отрасль испытывает постоянный дефицит ресурсов. Вследствие чего крайне редко можно увидеть, что ИТ-инфраструктура в компаниях зрелая. Да, можно сказать, что у ИТ-специалиста руки растут из того места, но его ли вина, что такой рынок труда? Сам по себе рынок труда способствует лишь тому, чтобы квалификация сотрудников терялась с течении времени. Лишь потому, что масштабировать свой опыт невозможно в условиях, когда вечно ходишь с протянутой рукой. Более того, есть стойкое убеждение, что все должно работать 24/7. Но при этом, редко можно встретить, когда структура ИТ отвечает этим требованиям. Все искренне думают, что ИТ-специалист должен работать 24/7, и при этом за это ничего не будет. Наверное, тяжело себе представить профессию, где бы совмещались столь разные направления деятельности, и почему-то работать пришлось ненормированно. Вы же нигде не встретите, чтобы врач мог быть и офтальмологом, и онкологом, а хирург мог совмещать работу ортопедом. Или, например, авто-электрик — это не электрик-монтажник и точно не автомеханик.
А что мы видим на практике: системный администратор в глазах бизнеса, не взирая на образовательные стандарты, — это человек, который должен знать все компоненты ИТ-инфраструктуры, должен уметь осуществлять монтаж от СКС до конечного оборудования. Уметь его настроить идеально, а в случае необходимости — разрабатывать решения, работающие стабильно. Оказывать поддержку пользователям и инфраструктуре, постоянно обучаться самому, не просить денег. При этом он прекрасно знает все основные приложения для автоматизации бизнес-процессов. Приложите к этому работу 24/7. Если сам сотрудник эти условия не соблюдает, ему же и прилетит звонок. Примерная картина малого и среднего бизнеса.
Необходимо понимать следующее: независимо от размеров компании, формы собственности или даже ИП и самозанятости необходимость в ИТ-услугах одинаковая. Какие-то услуги вы оплачиваете напрямую, некоторые косвенно. Если крупные организации хоть как-то могут выдерживать требования, то мелкие компании нет, а услуги нужны все те же, что и в больших компаниях.
Самый частый и очевидный момент — как работодатели, по сути, перекладывают риски на штатных сотрудников ИТ, можно судить по тем затратам, которые вкладываются в отказоустойчивость. Приходишь к генеральному директору и говоришь: для повышения уровня отказоустойчивости нужно вот столько оборудования и денег. Самое печальное — почему-то это еще необходимо доказать. Бюджета, как обычно, на это нет, но в будущих простоях виноват сотрудник ИТ, и именно ИТ-специалист должен собрать на коленке чудо, желательно без капитальных затрат, которое не поломается. Конечно, весь груз рисков, связанных с таким подходом, несет именно сотрудник ИТ.
Отсутствие или очень мало позитивных проектов
Для многих, конечно, это покажется спорным. Да, есть проекты по изменению в ИТ-инфраструктуре, которые проводят ИТ-специалисты вследствие выхода новых версий программных продуктов, замены оборудования и т.д., но это, по сути, должно быть рутиной. Исходя из жизненного цикла ПО и оборудования раз в три года должно быть как рутина, но не везде есть такое. Немало организаций, где можно встретить ПО 20-летней давности. Нет достаточных ресурсов поддерживать это на регулярной основе. Давайте подумаем о контексте. Такие мероприятия, как внедрить тонкие клиенты, осуществить миграцию в ЦОД, консолидация данных. Можно представить, что обсуждение происходит в таком ключе: мы внедрим тонкие клиенты, потому что проекты спущены сверху, поставлены цели и задачи, в которые включены повышение эффективности использования оборудования, сокращение времени поддержки пользователей. Нет, конечно, все для того, чтобы было легче шифровать данные, напишем скрипты на Mikrotik, чтобы отрубалась сеть, найдем ПО, которое через брелок или по картам заблокирует данные, создадим миллион тоннелей, чтобы тяжело было следить за трафиком, спрячем пиратское ПО подальше и т.д.
Я описал все очень поверхностно, но на самом деле проблемы глубже, чем кажется. В целом, эти пункты дополняют друг друга и никак не противоречат. Я же хочу, чтобы все задумывались об окружающих. Я же по ходу выхода статей буду доказывать и знакомить со своим опытом.
У меня есть плохая привычка: я анализирую все, то что окружает меня. В области ИТ тем более. Я за многие года выработал для себя определенное отношение к своей профессии, а также понимаю, каково отношение ко мне и моей профессии у простых пользователей.
Лет 20 назад, проработав не один год в организации по производству мороженого, я был на корпоративном мероприятии по поводу Нового года. Тут не было чего-то особенного, за исключением одного. Дело в том, что за стол никто не подсел, и не было даже желания этого сделать. Виной всему только одно: изменения, происходящее в ИТ в то время, как и все подобное, приводят к обострению отношений, это неизбежно. Отношение к специалисту будет одно, если что-то практически делаешь в рамках своей деятельности, а не просиживаешь.
Право
Вишенкой на торте является то, что в ИТ-отрасли право и законы находятся где‑то в стороне. Причем начинается это с процесса принятия на работу. Даже тогда, когда ИТ-отрасль, как структура, обязана соблюдать законы с целью автоматизации процессов, но нет. Конечно, многим может показаться, что тут в этой статье я перегибаю палку, но нет. Далеко за примерами не надо идти. Офер — ну такая бумажка, которая не имеет никакой юридической силы на данный момент. Есть более существенные нарушения, если служба персонала термирует кандидатов. Еще напрямую нарушают ТК РФ, если Вам говорят про оверквалифайд, то есть если ваши навыки и опыт сильно больше, чем нам необходимо. Вообще такое и без ТК РФ в здравом уме не может приходить в голову, тогда как в нормальной системе людей с опытом должны хотя бы немного ценить. Все это несет системный характер.
Автор: Alexandro_Live