В прошлый раз
Мы расположили инструменты в «пространстве» микса, применив панорамирование и эквализацию, что с точки зрения звукоинженера: положение инструмента по горизонтали (панорама), и положение по вертикали, которое задает эквализация (чем выше частотный диапазон звука, тем выше по ощущению он располагается в пространстве). А если уж мы с Вами начали обсуждать процесс сведения, то просто необходимо вернутся чуть-чуть назад и осветить еще два вопроса:
- подготовка материала к сведению
- определение расстояния до инструмента (баланс инструментов по громкости)
Подготовка материала к сведению
Перед тем как начать процесс сведения необходимо все треки инструментов перевести в формат WAV 32 bit или 24 bit («домашний вариант») с частотой дискретизации 44100 kHz. Это, в первую очередь, касается тех, кто работает с MIDI информацией, то есть c midi-партитурами синтезаторов и драм-машин. До конвертации нужно отключить все эффекты в каналах микшера. Сохраните настройки микшера, если считаете, что необходимо оставить текущую обработку. К сожалению, я не смогу объяснить как это делается в каждом из существующих хостов, поэтому «google в помощь», как говориться.
Мы подготовили каналы микшера к конвертации, теперь нам нужно преобразовать каждую дорожку в отдельный WAV файл. Я объясню как это сделать на примере FL Studio и Cubase.
FL Studio
В диалоговом окне конвертации (рендеринга) включите лампочку слева от «split mixer tracks» (что означает — «разделить каналы микшера»), и укажите папку, куда будут конвертированы партитуры ваших инструментов. Процесс очень прост и ничем не отличается от процесса рендеринга мастер шины.
Cubase
В окне «Audio Mixdown» включаем галочку слева от «Channel Batch Export», в узком поле под ней отмечаем все инструменты и удостоверяемся в том, что галочка «Stereo Out» снята — это мастер шина, она нам не нужна. Также следует снять галочки с эффектов посыла (FX Channel Track).
Галочки «Pool» и «Audio Track» позволяют поместить в пул все дорожки и создать соответствующие Аудио треки в проекте для «мгновенного старта», а «Create New Project» определят: будет ли для этого создан новый проект или использован текущий (галочка снята). Если мощность Вашего компьютера позволит комфортно осуществлять сведение (в процессе которого еще потребуются ресурсы компьютера для обработки), Вы можете воспользоваться текущим проектом, существенно облегчив себе задачу. Создайте трек-папку (Folder Track) и поместите в нее все треки (кроме FX), а затем замьютируйте ее. Теперь под рукой все: эффекты посыла с сохраненными настройками и все эффекты «вставки», которые можно в любой момент перенести с шины на шину.
Зачем это все?
Прежде всего, аудио стабильно: не будет неожиданных щелчков (как может быть при работе с MIDI и синтезаторами). А все существующие (после конвертации) амплитудные «скачки» можно устранить путем «посэмплового» редактирования аудиодорожки. В программе Cubase это делается просто: открываете окно редактирования Аудио, прослушиваете «соло» инструмента (вокала), ищете искажения (амплитудные «скачки», они же — щелчки или треск), делаете Zoom In до появления сэмплов (точек, через которые проходит кривая амплитуды) и корректируете карандашом как в программе «Paint».
Балансировка и начальные уровни
Балансировка — регулировка громкости инструментов в миксе. Это то, с чего начинается сведение.
Перед началом это ответственного процесса необходимо определится с начальным уровнем всех инструментов (позиция фейдеров всех активных каналов микшера, с которой начинается балансировка). Кто-то предлагает использовать отдельные «начальные уровни» для каждого типа инструментов (например: "-3" — бочка, "-5" — бас), но я не вижу в этом смысла. Я использую значения от -7 до -10 дБ для всех инструментов. В Cubase проще всего это сделать так: выделите все активные каналы в микшере, нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт «Link Channels».
Теперь каналы «залинкованы», и все фейдеры громкости будут двигаться одновременно. Не забудьте потом проделать все тоже самое, только нажать «Unlink Channels», чтобы убрать «линковку».
Балансировка осуществляется исходя из того, что громкость инструмента задает первоначальное расстояние до него, хотя, конечно, более весомый вклад в определение расстояния cделают эффекты реверберации и задержки (Delay), но на чальном этапе все инструменты должны быть в балансе по громкости. Следите за выходным уровнем на мастер-шине: не допускайте клипирования сигнала (превышение порога 0 дБ), а лучше сохраняйте дистанцию до порога (-2, -3 дБ). Ни в коем случае не используете лимитеры в процессе сведения!
Имейте ввиду, что в процессе микширования Вы еще не раз вернетесь к фейдеру громкости. Эта балансировка предварительна и потребует корректировки после эквализации, компрессии и применения эффектов (как разрыва, так и посыла).
Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все, описанное здесь, не аксиома и имеет познавательный характер.
Автор: HungryGod