Доброго времени суток!
Думаю, головоломка Судоку не нуждается в представлении. Многие из нас проводят за её решением достаточно много времени. Например, когда нужно убить время в дороге или просто поворочать
Приведённый алгоритм является вполне логичным. Но моей задачей было описание и реализация. Обо всём этом написано под катом.
- Цифра может появиться только один раз в каждой строчке
- Цифра может появиться только один раз в каждом столбике
- Цифра может появиться только один раз в каждом районе (Район — меньший квадрат со стороной 3х3, на изображении ниже выделен фиолетовым цветом)
Шаг 1. Взять за основу базовую сетку
Сетка должна подчинятся правилам Судоку. Размещаем в первую строку 1 2… 8 9, в строках ниже смещаем на 3 позиции влево, т.е. 4 5… 2 3 и 7 8… 5 6.
Далее переходя в следующий район по вертикали смещаем на 1 позицию влево предыдущий район.
В итоге должна получиться вот такая сетка, её я и назову базовой:
Для реализации создадим класс grid. Заполним его в соответствии с Шагом 1, в котором table — список значений таблицы, метод show — просто наглядный вывод таблицы.
class grid:
def __init__(self,n = 3):
"""Generation of the base table"""
self.n = n
self.table = [[((i*n + i/n + j) % (n*n) + 1) for j in range(n*n)] for i in range(n*n)]
print "The base table is ready!"
def __del__(self):
pass
def show(self):
for i in range(self.n*self.n):
print self.table[i]
Шаг 2. Перетасовать сетку
Есть несколько видов перестановок, выполнив которые таблица Судоку останется в допустимом состоянии.
К ним относятся:
- Транспонирование всей таблицы — столбцы становятся строками и наоборот (transposing)
- Обмен двух строк в пределах одного района (swap_rows_small)
- Обмен двух столбцов в пределах одного района (swap_colums_small)
- Обмен двух районов по горизонтали (swap_rows_area)
- Обмен двух районов по вертикали (swap_colums_area)
Для каждой из перестановок напишем метод:
transposing
def transposing(self):
""" Transposing the whole grid """
self.table = map(list, zip(*self.table))
swap_rows_small
def swap_rows_small(self):
""" Swap the two rows """
area = random.randrange(0,self.n,1)
line1 = random.randrange(0,self.n,1)
#получение случайного района и случайной строки
N1 = area*self.n + line1
#номер 1 строки для обмена
line2 = random.randrange(0,self.n,1)
while (line1 == line2):
line2 = random.randrange(0,self.n,1)
N2 = area*self.n + line2
#номер 2 строки для обмена
self.table[N1],self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1]
swap_colums_small
Для обмена столбцов можно поменять строки у транспонированной таблицы:
def swap_colums_small(self):
grid.transposing(self)
grid.swap_rows_small(self)
grid.transposing(self)
swap_rows_area
def swap_rows_area(self):
""" Swap the two area horizon """
area1 = random.randrange(0,self.n,1)
#получение случайного района
area2 = random.randrange(0,self.n,1)
while (area1 == area2):
area2 = random.randrange(0,self.n,1)
for i in range(0, self.n):
N1, N2 = area1*self.n + i, area2*self.n + i
self.table[N1], self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1]
swap_colums_area
def swap_colums_small(self):
grid.transposing(self)
grid.swap_rows_area(self)
grid.transposing(self)
Может быть есть ещё более сложные преобразования, но, думаю, можно ограничиться этими. Этот каркас инвариантен своей структуре, такие перестановки есть почти тоже самое, что и действия над матрицами относительно определителя или вращение Кубика Рубика.
Теперь, для того чтобы получить случайную комбинацию, достаточно запустить в случайном порядке функции перемешивания. Так и поступим, amt — количество перемешиваний:
def mix(self,amt = 10):
mix_func = ['self.transposing()',
'self.swap_rows_small()',
'self.swap_colums_small()',
'self.swap_rows_area()',
'self.swap_colums_area()']
for i in xrange(1, amt):
id_func = random.randrange(0,len(mix_func),1)
eval(mix_func[id_func])
base
[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]
[4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 2, 3]
[7, 8, 9, 1, 2, 3, 4, 5, 6]
[2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1]
[5, 6, 7, 8, 9, 1, 2, 3, 4]
[8, 9, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]
[3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 2]
[6, 7, 8, 9, 1, 2, 3, 4, 5]
[9, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]
swap_colums_area
[7, 8, 9, 4, 5, 6, 1, 2, 3]
[1, 2, 3, 7, 8, 9, 4, 5, 6]
[4, 5, 6, 1, 2, 3, 7, 8, 9]
[8, 9, 1, 5, 6, 7, 2, 3, 4]
[2, 3, 4, 8, 9, 1, 5, 6, 7]
[5, 6, 7, 2, 3, 4, 8, 9, 1]
[9, 1, 2, 6, 7, 8, 3, 4, 5]
[3, 4, 5, 9, 1, 2, 6, 7, 8]
[6, 7, 8, 3, 4, 5, 9, 1, 2]
swap_colums_small
[7, 8, 9, 4, 5, 6, 2, 1, 3]
[1, 2, 3, 7, 8, 9, 5, 4, 6]
[4, 5, 6, 1, 2, 3, 8, 7, 9]
[8, 9, 1, 5, 6, 7, 3, 2, 4]
[2, 3, 4, 8, 9, 1, 6, 5, 7]
[5, 6, 7, 2, 3, 4, 9, 8, 1]
[9, 1, 2, 6, 7, 8, 4, 3, 5]
[3, 4, 5, 9, 1, 2, 7, 6, 8]
[6, 7, 8, 3, 4, 5, 1, 9, 2]
swap_colums_small
[7, 8, 9, 4, 5, 6, 1, 2, 3]
[1, 2, 3, 7, 8, 9, 4, 5, 6]
[4, 5, 6, 1, 2, 3, 7, 8, 9]
[8, 9, 1, 5, 6, 7, 2, 3, 4]
[2, 3, 4, 8, 9, 1, 5, 6, 7]
[5, 6, 7, 2, 3, 4, 8, 9, 1]
[9, 1, 2, 6, 7, 8, 3, 4, 5]
[3, 4, 5, 9, 1, 2, 6, 7, 8]
[6, 7, 8, 3, 4, 5, 9, 1, 2]
transposing
[7, 1, 4, 8, 2, 5, 9, 3, 6]
[8, 2, 5, 9, 3, 6, 1, 4, 7]
[9, 3, 6, 1, 4, 7, 2, 5, 8]
[4, 7, 1, 5, 8, 2, 6, 9, 3]
[5, 8, 2, 6, 9, 3, 7, 1, 4]
[6, 9, 3, 7, 1, 4, 8, 2, 5]
[1, 4, 7, 2, 5, 8, 3, 6, 9]
[2, 5, 8, 3, 6, 9, 4, 7, 1]
[3, 6, 9, 4, 7, 1, 5, 8, 2]
swap_colums_small
[7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9]
[8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1]
[9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2]
[4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6]
[5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7]
[6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8]
[1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3]
[2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4]
[3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5]
swap_rows_small
[7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9]
[8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1]
[9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2]
[5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7]
[4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6]
[6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8]
[1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3]
[2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4]
[3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5]
swap_rows_small
[7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9]
[8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1]
[9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2]
[5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7]
[4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6]
[6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8]
[2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4]
[1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3]
[3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5]
swap_rows_area
[7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9]
[8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1]
[9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2]
[2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4]
[1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3]
[3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5]
[5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7]
[4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6]
[6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8]
swap_colums_small
[7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 9, 3]
[8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 1, 4]
[9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 2, 5]
[2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 4, 7]
[1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 3, 6]
[3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 5, 8]
[5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 7, 1]
[4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 6, 9]
[6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 8, 2]
Шаг 3. Удаление клеток
После полученного решения нам необходимо получить задачу (именно в такой последовательности мы можем гарантировать однозначность решения). И это самая сложная часть. Какое количество можно убрать, чтобы гарантировать однозначность решения? Это один из важных факторов, от которого зависит сложность Судоку. Всего в Судоку 81 клетка, обычно считают лёгким когда на поле есть 30-35 «подсказок», средним — 25-30, и сложным — 20-25. Это данные большого набора реальных примеров, нет никаких законов для сложности. Можно сделать 30-клеточный неразрешимый вариант и 22 клеточный «лёгкий».
- Случайный подход — можно попробовать выкинуть 50-60 клеток наугад, но где вероятность что Судоку можно будет решить? Например, если заполнены 3 строки ( = 27 клеток)
- Случайно с простым ограничением — для примера можно взять некое число N в качестве предела, так что N строк и столбцов могут быть пустыми. Принимая N = 0 — для лёгких уровней, N=1 — средний, N=2 — сложный
Итак, приступим к вычёркиванию ячеек (все варианты равнозначны, поэтому у нас 81 ячейка, которую можно вычеркнуть, поэтому проверим все перебором):
- Выбрать случайную ячейку N
- Отметить N просмотренной
- Удалить N
- Посчитать решения. Если оно не единственное, то вернуть N обратно
На выходе получится самая сложная из возможных вариантов Судоку для данного перемешивания. Переменная difficult оценивает сложность — количество оставшихся элементов.
flook = [[0 for j in range(example.n*example.n)] for i in range(example.n*example.n)]
iterator = 0
difficult = example.n ** 4 #Первоначально все элементы на месте
while iterator < example.n ** 4:
i,j = random.randrange(0, example.n*example.n ,1), random.randrange(0, example.n*example.n ,1) # Выбираем случайную ячейку
if flook[i][j] == 0: #Если её не смотрели
iterator += 1
flook[i][j] = 1 #Посмотрим
temp = example.table[i][j] #Сохраним элемент на случай если без него нет решения или их слишком много
example.table[i][j] = 0
difficult -= 1 #Усложняем, если убрали элемент
table_solution = []
for copy_i in range(0, example.n*example.n):
table_solution.append(example.table[copy_i][:]) #Скопируем в отдельный список
i_solution = 0
for solution in solver.solve_sudoku((example.n, example.n), table_solution):
i_solution += 1 #Считаем количество решений
if i_solution != 1: #Если решение не одинственное -- вернуть всё обратно
example.table[i][j] = temp
difficult += 1 #Облегчаем
example.show()
print "difficult = ",difficult
# coding=utf-8
import random
import solver
class grid:
def __init__(self,n = 3):
""" Generation of the base table """
self.n = n
self.table = [[ ((i*n + i/n + j) % (n*n) + 1) for j in range(n*n)] for i in range(n*n)]
print "The base table is ready!"
def __del__(self):
pass
def show(self):
for i in range(self.n*self.n):
print self.table[i]
def transposing(self):
""" Transposing the whole grid """
self.table = map(list, zip(*self.table))
def swap_rows_small(self):
""" Swap the two rows """
area = random.randrange(0,self.n,1)
line1 = random.randrange(0,self.n,1)
#получение случайного района и случайной строки
N1 = area*self.n + line1
#номер 1 строки для обмена
line2 = random.randrange(0,self.n,1)
#случайная строка, но не та же самая
while (line1 == line2):
line2 = random.randrange(0,self.n,1)
N2 = area*self.n + line2
#номер 2 строки для обмена
self.table[N1],self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1]
def swap_colums_small(self):
grid.transposing(self)
grid.swap_rows_small(self)
grid.transposing(self)
def swap_rows_area(self):
""" Swap the two area horizon """
area1 = random.randrange(0,self.n,1)
#получение случайного района
area2 = random.randrange(0,self.n,1)
#ещё район, но не такой же самый
while (area1 == area2):
area2 = random.randrange(0,self.n,1)
for i in range(0, self.n):
N1, N2 = area1*self.n + i, area2*self.n + i
self.table[N1], self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1]
def swap_colums_area(self):
grid.transposing(self)
grid.swap_rows_area(self)
grid.transposing(self)
def mix(self,amt = 10):
mix_func = ['self.transposing()',
'self.swap_rows_small()',
'self.swap_colums_small()',
'self.swap_rows_area()',
'self.swap_colums_area()']
for i in xrange(1, amt):
id_func = random.randrange(0,len(mix_func),1)
eval(mix_func[id_func])
example = grid()
example.mix()
flook = [[0 for j in range(example.n*example.n)] for i in range(example.n*example.n)]
iterator = 0
difficult = example.n ** 4 #Первоначально все элементы на месте
example.show()
print "---------------------------"
while iterator < example.n ** 4:
i,j = random.randrange(0, example.n*example.n ,1), random.randrange(0, example.n*example.n ,1) # Выбираем случайную ячейку
if flook[i][j] == 0: #Если её не смотрели
iterator += 1
flook[i][j] = 1 #Посмотрим
temp = example.table[i][j] #Сохраним элемент на случай если без него нет решения или их слишком много
example.table[i][j] = 0
difficult -= 1 #Усложняем если убрали элемент
table_solution = []
for copy_i in range(0, example.n*example.n):
table_solution.append(example.table[copy_i][:]) #Скопируем в отдельный список
i_solution = 0
for solution in solver.solve_sudoku((example.n, example.n), table_solution):
i_solution += 1 #Считаем количество решений
if i_solution != 1: #Если решение не одинственное вернуть всё обратно
example.table[i][j] = temp
difficult += 1 # Облегчаем
example.show()
print "difficult = ",difficult
#!/usr/bin/env python3
# Author: Ali Assaf <ali.assaf.mail@gmail.com>
# Copyright: (C) 2010 Ali Assaf
# License: GNU General Public License <http://www.gnu.org/licenses/>
from itertools import product
def solve_sudoku(size, grid):
""" An efficient Sudoku solver using Algorithm X.
>>> grid = [
... [5, 3, 0, 0, 7, 0, 0, 0, 0],
... [6, 0, 0, 1, 9, 5, 0, 0, 0],
... [0, 9, 8, 0, 0, 0, 0, 6, 0],
... [8, 0, 0, 0, 6, 0, 0, 0, 3],
... [4, 0, 0, 8, 0, 3, 0, 0, 1],
... [7, 0, 0, 0, 2, 0, 0, 0, 6],
... [0, 6, 0, 0, 0, 0, 2, 8, 0],
... [0, 0, 0, 4, 1, 9, 0, 0, 5],
... [0, 0, 0, 0, 8, 0, 0, 7, 9]]
>>> for solution in solve_sudoku((3, 3), grid):
... print(*solution, sep='\n')
[5, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 1, 2]
[6, 7, 2, 1, 9, 5, 3, 4, 8]
[1, 9, 8, 3, 4, 2, 5, 6, 7]
[8, 5, 9, 7, 6, 1, 4, 2, 3]
[4, 2, 6, 8, 5, 3, 7, 9, 1]
[7, 1, 3, 9, 2, 4, 8, 5, 6]
[9, 6, 1, 5, 3, 7, 2, 8, 4]
[2, 8, 7, 4, 1, 9, 6, 3, 5]
[3, 4, 5, 2, 8, 6, 1, 7, 9]
"""
R, C = size
N = R * C
X = ([("rc", rc) for rc in product(range(N), range(N))] +
[("rn", rn) for rn in product(range(N), range(1, N + 1))] +
[("cn", cn) for cn in product(range(N), range(1, N + 1))] +
[("bn", bn) for bn in product(range(N), range(1, N + 1))])
Y = dict()
for r, c, n in product(range(N), range(N), range(1, N + 1)):
b = (r // R) * R + (c // C) # Box number
Y[(r, c, n)] = [
("rc", (r, c)),
("rn", (r, n)),
("cn", (c, n)),
("bn", (b, n))]
X, Y = exact_cover(X, Y)
for i, row in enumerate(grid):
for j, n in enumerate(row):
if n:
select(X, Y, (i, j, n))
for solution in solve(X, Y, []):
for (r, c, n) in solution:
grid[r][c] = n
yield grid
def exact_cover(X, Y):
X = {j: set() for j in X}
for i, row in Y.items():
for j in row:
X[j].add(i)
return X, Y
def solve(X, Y, solution):
if not X:
yield list(solution)
else:
c = min(X, key=lambda c: len(X[c]))
for r in list(X[c]):
solution.append(r)
cols = select(X, Y, r)
for s in solve(X, Y, solution):
yield s
deselect(X, Y, r, cols)
solution.pop()
def select(X, Y, r):
cols = []
for j in Y[r]:
for i in X[j]:
for k in Y[i]:
if k != j:
X[k].remove(i)
cols.append(X.pop(j))
return cols
def deselect(X, Y, r, cols):
for j in reversed(Y[r]):
X[j] = cols.pop()
for i in X[j]:
for k in Y[i]:
if k != j:
X[k].add(i)
if __name__ == "__main__":
import doctest
doctest.testmod()
The base table is ready!
[5, 4, 6, 8, 7, 9, 2, 1, 3]
[8, 7, 9, 2, 1, 3, 5, 4, 6]
[2, 1, 3, 5, 4, 6, 8, 7, 9]
[6, 5, 7, 9, 8, 1, 3, 2, 4]
[9, 8, 1, 3, 2, 4, 6, 5, 7]
[3, 2, 4, 6, 5, 7, 9, 8, 1]
[7, 6, 8, 1, 9, 2, 4, 3, 5]
[1, 9, 2, 4, 3, 5, 7, 6, 8]
[4, 3, 5, 7, 6, 8, 1, 9, 2]
---------------------------
[0, 0, 6, 0, 0, 0, 0, 0, 0]
[8, 7, 0, 0, 1, 0, 0, 0, 6]
[0, 0, 0, 5, 4, 0, 0, 0, 9]
[6, 0, 0, 0, 8, 1, 3, 0, 4]
[0, 0, 0, 3, 0, 0, 0, 5, 0]
[0, 0, 0, 0, 0, 7, 0, 0, 0]
[0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0]
[0, 9, 0, 4, 0, 0, 0, 0, 8]
[0, 0, 5, 0, 6, 0, 1, 0, 0]
difficult = 22
Я уверен, что есть и более сложные подходы в построении таблицы Судоку. Моя цель была достигнута, получился рабочий алгоритм. Теперь мне не нужно искать новые выпуски, я могу их генерировать :)
В принципе, здесь был приведён частный случай Судоку 9х9. Но нет ограничений для использования его на 16х16 и 25х25.
- Для проверки решения применялся Алгоритм Х и его реализация для Судоку
- Решение Судоку на всех языках http://rosettacode.org/wiki/Sudoku
Если у кого есть лучшие предложения — не стесняйтесь оставить комментарий.
Спасибо за внимание.
Автор: hashspark