Многие уже слышали, а может и пробовали модель Stable Diffusion для генерации картинок из текста.

Теперь ту же модель можно использовать для генерации музыки! Модель была дообучена на задаче генерации спектрограмм по входной строке и теперь появилась возможность делать следующее:

Вся фишка в том, что полученную спектрограмму можно легко конвертировать в аудио клип.
Вау! А что так можно было? Да!
Это V1.5 версия модели Stable Diffusion, по входной строке получаем спектрограмму, а далее уже в коде преобразуем спектрограмму в звук. Более того, можно генерировать бесконечные вариации звука меняя random seed. И да, работают все те же техники, что в Stable Diffusion: inpainting, nagative prompt, img2img
Про спектрограммы
Аудио спектрограмма — это визуальный способ представления частотного содержания звукового клипа. Ось X представляет время, а ось Y представляет частоту. Цвет каждого пикселя определяет амплитуду звука в зависимости от частоты и времени.

Спектрограмма может быть получена из звука с использованием преобразования Фурье (STFT), которое аппроксимирует звук, как комбинацию синусоидальных волн различной амплитуды и фазы.

Алгоритм STFT обратим, поэтому исходный звук можно восстановить по спектрограмме. Однако изображения спектрограмм из модели Riffusion содержат только амплитуду синусоидальных волн, а не фазы, потому что фазы хаотичны и их трудно предсказать. Вместо этого используется алгоритм Гриффина-Лима для аппроксимации фазы при реконструкции аудио.
Внизу для интуитивного понимания представлено изображение нарисованное от руки, которые можно конвертировать в аудио.

Для процессинга аудио используется torchaudio, так как обладает отличными возможностями для процессинга на GPU. Код для препроцессинга аудио можно найти тут
Image-to-Image
С diffusion моделями можно генерировать результат не только на основе текста, но и на основе изображений. Это невероятно полезно для изменения звуков при сохранении структуры оригинального клипа, который вам нравится. Вы можете контролировать, насколько сильно отклоняться от исходного клипа в сторону нового результата, используя denoising параметр.
Вот пример конвертации rock and roll соло в скрипку.
rock and roll electric guitar solo

acoustic folk fiddle solo

Интерполяция и генерация длинных аудио
Создание коротких клипов — это круто, но еще хотелось бы иметь возможность генерировать бесконечные аудио похожим способом.
Допустим, мы создали 100 клипов с разными random seed по одной входной строке. Мы не можем объединить получившиеся клипы, потому что они различаются тональностью и темпом.
Стратегия состоит в том, чтобы по одному начальному изображению создать большое число его вариаций используя img2img с разными random seed и входными строками. Это сохраняет основные свойства аудио.

Однако даже при таком подходе переход между клипами будет слишком резким. Даже у одной строки с разным random seed будет различаться мотив и атмосфера мелодии.
Для решения этой проблемы можно плавно интерполироваться между входными строками и random seed в пространстве модели (latent space). В Diffusion моделях скрытое пространство — это вектор признаков, включающий все вариации того, что может генерировать модель. Элементы, которые похожи друг на друга, находятся рядом в скрытом пространстве, и каждое значение вектора скрытого пространства может быть декодировано в какой-то понятный человеку результат модели.
Фишка заключается в том, что можно получить скрытое пространство между входной строкой с двумя разными random seed или даже двумя разными входными строками с одним и тем же начальным radom seed. Вот пример с моделью генерации изображений:

То же самое можно делать и с аудио, даже между, на первый взгляд, разными аудио можно получать очень плавные переходы.
На картинке ниже показана интерполяция в пространстве между двумя random seed одной и той же входной строки. Таким образом мы добиваемся намного более плавного воспроизведения последовательности звуков. Все клипы которые мы генерируем могут иметь свою атмосферу и свой мотив, однако результат интерполяции впечатляет:

Интерполяция между печатью и джазом это что-то!
В библиотеке huggingface есть отличный раздел посвященный Diffusion моделям для img2img и интерполяции между строками. Но авторами был предоставлен свой код для задачи генерации аудио, который поддерживаем masking - возможность генерировать и изменять только часть спектрограммы. Код
Тестируем модель
Авторы сделали удобный веб интерфейс на ThreeJS, React и Tailwind, где каждый может попробовать сгенерировать что-то свое.

Если хочется попробовать сгенерировать что-то более сложное, то авторы предоставляют весь исходный код, а модель может быть запущена даже на Google Colab
-
Inference server: https://github.com/hmartiro/ riffusion-inference
-
Model checkpoint: https://huggingface.co/ riffusion/riffusion-model-v1
Еще больше примеров для модели Riffusion можно посмотреть в моем телеграм канале. Я пишу про ML, стартапы и релокацию в UK для IT специалистов.
Автор: Art Kulakov