Возникла у меня потребность атомарного обновления в реальном времени страницы у некоторого количества пользователей в зависимости от действий других пользователей (не гербалайф чат). Понятное дело, можно всё выкинуть в помойку и, по-молодецки, запилить с нуля на tornado/twisted.web, но явно не самый продуктивный путь (да и я не мо́лодец ни разу) когда всё что надо — уже работает на Django и нужно всего-то чуть-чуть… Естественным образом, по сути своей, сюда просится WebSocket. И всё бы ничего но Django WSGI приложение, а этот стандарт не предполагает таких выкрутасов даже близко (пока). Гугления интернетов навели, в очередной раз, на труд известного python-гуру kmike (это без сарказма, т.к. его работы выручали меня лично уже не однократно, за что нижайший ему поклон!).
Итак если вы хотите скрестить ваш Django проект с websocket посредством js библиотеки socket.io — вилькоммен!
Вступление
Давно хотелось попробовать чего-нибудь асинхронного, да всё не было хорошего повода, Тут появилась необходимость, а откуда стартовать было совершенно не ясно. Собственно здесь я попытаюсь создать эту самую актуальную (мной самим за отправную точку был взят упомянутый выше доку́мент но он довольно стар и уже появились некоторые усовершенствования) отправную точку для старта. Будет знакомый островок Django к которому я покажу как подпустить свежего ветерку…
Кстати из труда kmike пара функций использована без изменений, надеюсь автор не против.
Что получим
В результате мы получим асинхронный сервис, который крутится рядом с основным django сайтом, знает какой django пользователь посылает/получает запросы, и [сервис] может получать команды от django, выполняя на их основе какие-то действия в браузере юзера.
Пример
Возьмём для примера гипотетическую биржу. У неё есть модераторы и клиенты. Всё работало у вас нормально и тут понадобилось дать модераторам возможность в реальном времени видеть изменения позиций на бирже. При этом модераторы могут как-то оперировать с позициями на бирже и нельзя просто перезагружать страницу.
До этого у вас все дружно колбасили F5… И, в общем, highload, как таковой, нас интересует не особо.
Инструменты
Для работы нам понадобятся:
pip install redis tornadio2 tornado-redis
А также библиотека socket.io
Теория
Для работы с socket.io будем использовать библиотеку tornadio2, которая, естественным образом основана на асинхронном фреймворке tornado. Запускаться это дело будет как manage команда django (привет supervisor). Особых проблем с исполнением джанговского когда в tornadio нет, а вот в обратку у нас небольшой затык, который решается PubSub возможностями Redis (вкратце это такие каналы или очереди сообщений в которые publisher'ы пихают сообщения, а subscriber'ы их получают).
Отмазка
По ходу пьесы внимательный читатель может заметить нестыковочки, вроде использования django функций, которые, по сути своей, синхронны, но это небольшая жертва в угоду быстрой разработке. Кроме того речи о хайлоад изначально не идёт ну и это не всестороннее решение, а отправная точка. Так что развлекаться с нюансами вашей реализации и узкими местами вашего кода я оставляю вам, за что прошу меня великодушно простить…
Также см. отмазки kmike в документе, на который я всё время ссылаюсь.
Практика
Практика будет практичной, потому много объяснений в комментариях в исходниках.
service.py
Собственно сам сервис, который будет поддерживать соединения с браузером, получать команды из django, отправляя их клиентам (и аналогично в обратную сторону).
Метод on_message
обязателен к реализации, но в приведённом примере он не нужен, т.к. всё реализуется на новомодной событийной модели.
# -*- coding: utf-8 -*-
import tornado
import tornadoredis
from tornadio2 import SocketConnection
from tornadio2.conn import event
import django
from django.utils.importlib import import_module
from django.conf import settings
from django.utils import simplejson
# start of kmike's sources
_engine = import_module(settings.SESSION_ENGINE)
def get_session(session_key):
return _engine.SessionStore(session_key)
def get_user(session):
class Dummy(object):
pass
django_request = Dummy()
django_request.session = session
return django.contrib.auth.get_user(django_request)
# end of kmike's sources
# конфиг для подключения к redis можно хранить в настройках django
ORDERS_REDIS_HOST = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_HOST', 'localhost')
ORDERS_REDIS_PORT = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_PORT', 6379)
ORDERS_REDIS_PASSWORD = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_PASSWORD', None)
ORDERS_REDIS_DB = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_DB', None)
# немного удобства
unjson = simplejson.loads
json = simplejson.dumps
class Connection(SocketConnection):
def __init__(self, *args, **kwargs):
super(Connection, self).__init__(*args, **kwargs)
self.listen_redis()
@tornado.gen.engine
def listen_redis(self):
"""
Вешаем подписчиков на каналы сообщений.
"""
self.redis_client = tornadoredis.Client(
host=ORDERS_REDIS_HOST,
port=ORDERS_REDIS_PORT,
password=ORDERS_REDIS_PASSWORD,
selected_db=ORDERS_REDIS_DB
)
self.redis_client.connect()
yield tornado.gen.Task(self.redis_client.subscribe, [
'order_lock',
'order_done'
])
self.redis_client.listen(self.on_redis_queue) # при получении сообщения
# вызываем self.on_redis_queue
def on_open(self, info):
"""
Определяем сессию django.
"""
self.django_session = get_session(info.get_cookie('sessionid').value)
@event # событие, произошедшее в браузере
def login(self):
"""
Определение пользователя и его возможностей
"""
# это просто для примера входящей команды, определять юзера можно и в on_open
self.user = get_user(self.django_session)
self.is_client = self.user.has_perm('order.lock')
self.is_moder = self.user.has_perm('order.delete')
def on_message(self):
"""
Обязательный метод.
"""
pass
def on_redis_queue(self, message):
"""
Обновление в списке заказов
"""
if message.kind == 'message': # сообщения у редиса бывают разного типа,
# много сервисных, нам нужны только эти
message_body = unjson(message.body) # разворачиваем сабж, как вы
# поняли я передаю данные в JSON
# в зависимости от канала получения распределяем сообщения
if message.channel == 'order_lock':
self.on_lock(message_body)
if message.channel == 'order_done:
self.on_done(message_body)
def on_lock(self, message):
"""
Заказ закреплён
"""
if message['user'] != self.user.pk: # юзеру-источнику действия сообщать о нём не надо
self.emit('lock', message)
def on_done(self, message):
"""
Заказ выполнен
"""
if message['user'] != self.user.pk:
if self.is_client:
message['action'] = 'hide'
else:
message['action'] = 'highlight'
self.emit('done', json(message))
def on_close(self):
"""
При закрытии соединения отписываемся от сообщений
"""
self.redis_client.unsubscribe([
'order_lock',
'order_done'
])
self.redis_client.disconnect()
models.py
Источник изменений. Пускай это будет модель.
# -*- coding: utf-8 -*-
import redis
from django.conf import settings
from django.db import models
ORDERS_FREE_LOCK_TIME = getattr(settings, 'ORDERS_FREE_LOCK_TIME', 0)
ORDERS_REDIS_HOST = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_HOST', 'localhost')
ORDERS_REDIS_PORT = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_PORT', 6379)
ORDERS_REDIS_PASSWORD = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_PASSWORD', None)
ORDERS_REDIS_DB = getattr(settings, 'ORDERS_REDIS_DB', 0)
# опять удобства
service_queue = redis.StrictRedis(
host=ORDERS_REDIS_HOST,
port=ORDERS_REDIS_PORT,
db=ORDERS_REDIS_DB,
password=ORDERS_REDIS_PASSWORD
).publish
json = simplejson.dumps
class Order(models.Model)
…
def lock(self):
"""
Закрепление заказа
"""
…
service_queue('order_lock', json({
'user': self.client.pk,
'order': self.pk,
}))
def done(self):
"""
Завершение заказа
"""
…
service_queue('order_done', json({
'user': self.client.pk,
'order': self.pk,
}))
Собственно здесь методы lock
и done
после выполнения какой-то бизнес-логики отправляют сообщения с необходимой информацией. Эта информация будет получена вышеописанным сервисом, обработана и разослана клиентским браузерам.
Т.е. действие выполнено пользователем по стандартной схеме: он кликнул ссылку/нажал кнопку, django отработал необходимые действия, послал уведомление в канал для рассылки через websocket и вернул юзеру классический ответ.
client.js
Не забывайте загрузить в html socket.io.js (ссылка в начале статьи)!
Собственно апофигей всего этого действа — работа на клиентской стороне.
var socket = io.connect('http://' + window.location.host + ':8989'); // ваш порт для асинхронного сервиса
// при соединении вызываем событие login, которое будет выполнено на серверной стороне
socket.on('connect', function(){
socket.emit('login');
});
// при дисконнекте - пытаемся вернуть соединение
socket.on('disconnect', function() {
socket.socket.reconnect();
});
// при возникновении события "lock" вызываем "ws_order_lock" с полученным сообщением в качестве параметра
socket.on('lock', function(msg){
ws_order_lock(msg);
});
socket.on('done', function(msg){
ws_order_done(msg);
});
function ws_order_lock(msg){
msg = JSON.parse(msg); // разворачиваем полученное сообщение в JSON
if (msg.action == 'highlight'){
$('.id_order_row__' + msg.order).addClass('order-row_is_locked');
}else{
$('.id_info_renew_orders').addClass('hidden');
}
}
…
async_server.py
Это manage команда, файл надо класть в папку myProject/orderApp/management/commands
не забываем также, в каждой из подпапок файлик __init__.py
.
# -*- coding: utf-8 -*-
import tornado
import tornadio2 as tornadio
from django.core.management.base import NoArgsCommand
from myProject.order.tornado.service import Connection
class Command(NoArgsCommand):
def handle_noargs(self, **options):
router = tornadio.TornadioRouter(Connection)
app = tornado.web.Application(router.urls, socket_io_port=8989) # ваш порт для асинхронного сервиса
tornadio.SocketServer(app)
Теперь можно стартовать сервис python manage.py async_server
.
Автор: qnub