На ежегодной конференции SPSP1, где мне повезло недавно побывать, каждый день одна из утренних сессий была посвящена исследованию осознанности (mindfulness2). Под осознанностью в современной науке понимается «намеренное направление внимания в настоящий момент, безоценочное принятие всего происходящего»3.
В последние десятилетия западные учёные проводят множество исследований, чтобы понять эту на первый взгляд простую практику и включить её в арсенал полезных методов. Любопытный обзор различных исследований был опубликован в 2011 году в журнале «Обзор клинической психологии».
Разнообразие методов впечатляет: электромагнитное сканирование
Мой главный интерес — социальная психология — концентрируется не на отдельном индивидууме, а на взаимодействии людей друг с другом, а потому уделяет особое внимание факторам, влияющим на это взаимодействие. И осознанность применительно к социальной психологии также изучается в контексте возможности этой практики влиять на взаимодействие человека с окружающим миром. Тут исследований не так много, и чтобы рассказать про некоторые из них, зачастую необходимо сначала провести целую лекцию по методам — например, разобрав по косточкам «Тест подсознательных ассоциаций». Но одна из презентаций на конференции была посвящена паре экспериментов, методология которых столь очевидна (и в тоже время столь элегантна), что я считаю своим долгом рассказать о них широкой аудитории.
Оба исследования проводились под руководством Пола Кондона из бостонского Northeastern University. Результаты первого исследования были опубликованы в журнале «Психологическая Наука» в 2013 году, вторая статья вышла на днях в научном журнале PLOS. Оба исследования основываются на схожей методологии, так что я подробно опишу только первый эксперимент, а про второй буду говорить уже в контексте рассказанного.
Для проведения эксперимента учёные опубликовали объявление о наборе участников для исследования влияния медитации в ходе восьминедельной практики. Из откликнувшихся на объявление были отобраны 67 человек, которые не имели предыдущего опыта в медитативных практиках и набрали достаточно баллов по Краткой шкале оценки психического статуса. Из них в эксперименте приняло участие 39 человек (29 женщин и 10 мужчин, средний возраст 25 лет); за участие в эксперименте они получили по $60.
Участников случайным образом поделили на экспериментальную (медитирующую) и контрольную группу. Первые прошли восьминедельный курс медитаций: раз в неделю они собирались и практиковали с учителем в течение 2-х часов, а также практиковали дома по 20 минут в день с использованием аудиозаписи инструкций. Контрольной группе объявили, что они находятся в списке ожидания и их пригласят для прохождения практики позже.
Через восемь недель всех участников пригласили пройти тест на IQ, при этом каждый участник получил индивидуальное приглашение на определённое время. По прибытию в лабораторию участника просили подождать в комнате ожидания; там-то и проходил настоящий эксперимент. В комнате было три стула, но к моменту появления участника два из них уже были заняты девушками, которые «ожидали своей очереди» и были «в телефоне». На самом деле они были подставными участниками и отправляли экспериментаторам sms о происходящем. В частности, они сообщали, когда участник садился на свободное место. Через минуту после этого в комнате появлялась девушка на костылях, которая очевидным образом демонстрировала, что ей больно опираться на повреждённую ногу. Свободного места для неё не было, так что она вставала у стены.
Далее исследователи наблюдали за реакцией участника эксперимента и фиксировали, уступил ли он место «страдающей девушке», которая тоже, понятное дело, была подставным участником. Если по прошествии двух минут участник так и не уступал место, то в комнате появлялся исследователь и приглашал участника эксперимента на тестирование. В итоге можно было чётко проследить, сколько человек проявили деятельное сострадание реагируя в одинаковой ситуации, разыгранной перед ними.
Результаты получились впечатляющие. Из 19 человек, которые не проходили курс медитации, лишь трое уступили место, остальные 16 человек не выразили желания помочь. Из 20 человек, проходивших курс медитации, место уступили 10 человек, и 10 человек остались сидеть в течение двух минут.
Согласно результатам этого эксперимента, прохождение восьминедельного курса медитации увеличивает вероятность того, что человек решится уступить место (более, чем в пять раз). Одним из возможных объяснений столь серьёзной разницы может быть не только сама практика осознанности, но и просто то, что раз в неделю «медитаторы» находились в группе людей в спокойной обстановке. Само по себе это не плохо, но учёные решили перепроверить свою гипотезу с помощью другого эксперимента.
Во втором исследовании приняли участие 56 студентов Northeastern University, которые также не имели никакого значительного опыта медитаций. Случайным образом они были разделены на две группы, которым предписали в течение двух недель пройти курс в одном из мобильных приложений.
Первая группа (27 студентов) должна была пройти 14 сессий в приложении для повышения осознанности Headspace. Вторая группа (29 студентов) в течение двух недель проходила упражнения по тренировке умственных способностей в приложении Lumocity. В обоих случаях сессии занимали в среднем 10-12 минут в день.
Экспериментаторы имели доступ к аккаунтам участников эксперимента и следили за регулярностью выполнения заданий. После двух недель практик участников пригласили на тестирование. Пока они ожидали своей очереди, перед ними разыгрывалась сцена, описанная в прошлом эксперименте. Различия в группах оказалось не столь колоссальным, как в первом эксперименте, но всё равно заметным. В группе, которая практиковала осознанность (Headspace App), 10 из 27 человек уступили своё место, а в группе, которая развивала умственные способности (Lumosity App), лишь 4 из 29 (25 остались сидеть в течение двух минут).
Получается, медитация делает нас добрее. Причём, судя по результатам эксперимента, речь идёт не о доброте, которую можно измерить с помощью опросов и тестов, а о той доброте, которую люди готовы проявить, когда их об этом никто прямо не просит.
Эти исследования — лишь малая часть потока публикаций по темам медитации и осознанности, который набирает обороты в западных рецензируемых научных журналах. Если в 2000 году таких публикаций было менее сотни, то в 2013 году их количество превысило 700. Конечно, не стоит скатываться в другую крайность и воспринимать осознанность как панацею от всех бед. На вышеупомянутой конференции были в том числе и исследования, показывающее возможные негативные влияния медитации на креативность (хотя были и обратные результаты).
К осознанности нужно подходить, вооружившись всё той же осознанностью. А главное, про неё мало только читать — её надо практиковать. Попробуйте установить себе тот же Headspace или Calm и начинайте делать мир лучше. Ну или прямо сейчас попробуйте закрыть глаза и хотя бы пару минут понаблюдать за своим дыханием. С непривычки это может показаться очень сложным занятием, но если бы всё хорошее было простым, мы бы уже давно жили в идеальном мире.
1 Речь идёт о ежегодной конвенции Society for Personality and Social Psychology, на которую съезжаются тысячи социальных психологов из США, Европы и Азии. Представителей российских университетов замечено не было. SPSP объединяет учёных, придерживающихся психологического подхода в социальной психологии.
2Термин Mindfulness можно также перевести как «полный разум». Ещё одно слово, обозначающее осознанность — Awareness. Об отличиях можно долго спорить. Есть точка зрения, что Minfulness — это «принимающая осознанность». Именно этот термин прижился в американской психологии.
3 «paying attention on purpose, in the present moment, and nonjudgmentally, to the unfolding of experience moment to moment” — Jon Kabat-Zinn, University of Massachusetts Medical School
Автор: Falk0n