«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1

в 9:00, , рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, конспирология, мировой заговор, психика, психология, теории заговора

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 1


Ктулху свидетель: я не люблю конспирологию и конспирологов, хоть и обожаю их изучать и о них писать. Так уж сложилось, в силу личного опыта как взаимодействия с ними, так и работы в ряде своеобразных организаций. Нет лучшего аргумента в пользу того, что успешный долговременный заговор невозможен, чем долгое и активное наблюдение изнутри за работой управленческих структур, органов власти и силовиков. Нет, попытаться организовать такой заговор можно, это делалось и делается поныне с завидной регулярностью — но результаты обычно оказываются совершенно незапланированными.

Всё работает совсем не так, как мыслилось на старте, все путают карты друг другу и сознательно, и случайно, делают ошибочные выводы на основании неполных и неверных данных, и спустя несколько тактов всё начинает напоминать «пожар в дурке во время наводнения». «Ни один военный план не выдерживает столкновения с противником», — как писал мудрый фон Мольтке. Теория хаоса, бессердечная ты зараза. Ну а когда что-то как-то случается, потому что никогда ещё не бывало, чтобы не было вообще никак — кто-то делает загадочный вид и намекает, что это всё он, и давайте нам ещё бюджетов, а кто-то тушит диван и жалуется на то, что коварные рептилоиды опять обставили наивных теплокровных бедолаг. Однако давеча моя уверенность в том, что конспироложество — в лучшем случае бред сивого мерина в лунную ночь, а в худшем и вовсе прямая и явная угроза обществу, была поколеблена работой одного (буквально) британского учёного. Итак, «Недоверчивые умы» Роба Бразертона: аргументы в пользу того, что склонностью к конспирологии мы буквально обязаны самому тому факту, что… разумны?

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 2

Мультсериал Inside Job — буквально иллюстрация к тезису «кто в тайном обществе работал, тот в цирке не смеётся»

Итак, в ноябре 2015 года почтенное лондонское издательство Bloomsbury Publishing опубликовало книгу «Недоверчивые умы. Чем нас привлекают теории заговоров» (Suspicious Minds: Why We Believe Conspiracy Theories) за авторством Роба Бразертона (Rob Brotherton), сотрудника научно-исследовательского отдела аномальной психологии в Лондонском университете. Спустя два года вышел её русский перевод от «Альпина нон-фикшн». Что же из себя представляет этот труд?

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 3

Книга и автор

Это — научно-популярная работа исследователя, который, судя по тексту, очень плотно и давно изучает конспирологию. И не только в форме блуждания по нижним интернетам в поисках срывов покровов о происках аннунаков в мезозое, и штудирования академических трудов столпов социологии и социальной антропологии, которые обильно цитируются на страницах книги. Но и в режиме полевой работы: буквально поездок на тусовки конспирологов и чуть ли не попоек с ними до состояния «ты масон! — нет, ты масон!».

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 4

К слову, попойки на заседаниях лож — давняя масонская традиция и предмет внутреннего стёба с конца XIX века

Автор, насколько можно судить по тексту книги, вполне глубоко в теме разговора и как теоретик, и как практик. И во многом по итогам обширного опыта изучения объекта и общения — как со сторонниками теорий заговора, так и с их жёсткими критиками — он пришёл к ряду довольно парадоксальных выводов. Соглашаться ли с ними, и если да, то до какой степени — дело читателя. Но ряд его построений, на мой взгляд, выглядят как минимум небезынтересно.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 5

Главная его мысль заключается в том, что склонность распознавать чьи-то сознательные заговоры там, где, на первый взгляд, их вроде бы нет — это не вывих мозгов отдельных недостаточно здравомыслящих граждан, а совсем даже наоборот. Это побочный эффект того, как в принципе организовано наше мышление и то, как мы обрабатываем информацию из внешнего (и внутреннего) мира. Представление о том, что к конспирологическому мышлению склонны в основном люди тупые и/или асоциальные — не только не подкрепляется данными социологических исследований, но и глубоко ошибочно по своей сути. Хотя и весьма приятно тем, кто искренне не любит крайне формы конспирологии и не упускает случая над ними постебаться.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 6

Как именно Роб Бразертон это обосновывает? Чтобы разобраться в предмете, нужно для начала сунуть нос в историю. Поиски заговоров разного масштаба сопровождают почти всю историю человеческих обществ, как минимум — когда означенные общества умудрились построить государства.

В древней Элладе демократы постоянно обвиняли в антинародных заговорах аристократов, а аристократы — опиравшихся на народные массы популистов. В Римской империи многие были свято уверены в существовании опасной сети заговора ранних христиан, которых буквально подозревали в планах обрушить имперскую систему, а также в человеческих жертвоприношениях и прочих неисчислимых злодействах. В средневековой Европе зловредных заговорщиков видели в еретическом подполье, ведьминских ковенах и еврейских общинах, в Новое время в том же обвиняли друг друга католики и протестанты. И всё же, до конца XVIII столетия, теории заговоров обычно касались вещей более или менее приземлённых: разборок за земли, власть, золото здесь и сейчас. Многие из заговоров, особенно в аристократических кругах и нобилитете торговых республик, были скорее реальны, чем нет. Всё изменилось в 1770-х годах… из-за иллюминатов.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 7

Ныне, во многом стараниями авторов-конспирологов и Дэна Брауна, многие верят в происхождение иллюминатов в какой-то седой древности. На деле всё было проще. Радикальный сторонник идей Просвещения Адам Вейсгаупт счёл, что масонские ложи и алкотусовки прогрессивной интеллигенции в салонах — сплошная болтология. К тому же, масонские ложи к тому времени требовали солидных членских взносов — а бедолага-профессор из университета консервативной католической Баварии был немногим богаче церковной мыши. Зато он имел изрядный зуб на церковь и конкретно орден иезуитов, чьи методы школьного воспитания, вероятно, надолго отпечатались на афедроне вольнодумца, времена в плане отношения к школярам были ещё суровыми и свирепыми.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 8

Решив сделать «своих масонов-иезуитов, с атеизмом и фанатиками», он нашёл благодарную паству среди части своих студентов и отдельных радикально настроенных масонов: призрак Просвещения уже вовсю бродил по Европе, и старые феодальные порядки не устраивали уже слишком многих. Впрочем, Вейсгаупт бросился в другую крайность: он обнаружил в себе таланты чуть ли не гуру тоталитарной секты, требовал от аколитов чуть ли разрыва со всеми родственниками и друзьями, и полного посвящения себя целям и задачам ордена. Несмотря на заявленную любовь к свободомыслию, в среде иллюминатов Вейсгаупта было два мнения: его и неправильное.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 9

По идее, орден иллюминатов должен был очень тайно и аккуратно менять общество в сторону идей Просвещения… но герр Вейсгаупт хотел не только тайной власти, но и ореола могущества и загадочности вокруг своей персоны. Требуя от своих людей послушания, подчинения и секретности, сам он буквально трубил о том, что руководит очень тайным и очень могущественным обществом на каждом углу,«ахаха, а масоны и иезуиты так не могут», не говоря уж об увлечённых мистическими штудиями розенкрейцеров. Не упуская случая подкалывать одновременно и более умеренных просвещенцев вроде масонов и коллег по научной работе, и всяческих «феодально-церковных мракобесов».

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 10

Ну и дотрубился. Когда существование прямо посреди консервативной Баварии какой-то странной тусовки заговорщиков с агентурой по всей Европе стало совсем уж секретом Полишинеля, местный курфюрст попросту запретил в землях своей короны всяческие тайные общества. Возмущённый эдаким самоуправством, Вейсгаупт не придумал ничего лучше, как добиться аудиенции у курфюрста и… попытаться завербовать его в свою организацию. Его светлость Карл Филипп Теодор, надо полагать, изрядно изумился от такого нахальства и самоуверенности, и устроил гонения уже конкретно на иллюминатов. Причём от души, с размахом и энтузиазмом.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 11

В середине 1780-х годов орден был разгромлен, Вейсгаупт бежал в земли более просвещённого герцога Саксен-Гота-Альтенбургского, и до конца своих дней ругался, что люди идиоты и не хотят слушать его мудрых наставлений. В свою очередь, на него самого ругались и иезуиты, что понятно, и масоны, которые считали себя очень сильно им дискредитированными: Вейсгаупт, помимо прочего, намекал, что инфильтровал масонские ложи своими тайными агентами и подчинил их своей коварной воле. На деле же, насколько известно, его бывшие подчинённые после разгрома ордена считали его в лучшем случае идиотом и болтуном.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 12

История реальных иллюминатов — скорее комедия и пародия на заговор, чем история действительно могущественного тайного общества

А в 1789 году грянула Французская революция. Для многих современников, особенно из кругов аристократии и церкви, она стала огромным шоком: буквально «вы чего, нормально же сидели». Разбираться в сложных причинах того, как феодальное общество понемногу становилось всё более буржуазным, и «низы уже не хотели, верхи уже не могли», было скучно и обидно. Зато давно разгромленные иллюминаты и заодно подвернувшиеся под горячую руку масоны оказались очень кстати: уже в 1797 году консервативный автор-иезуит Огюстен Баррюэль создал первую в истории теорию заговора в современном понимании.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 13

На страницах его книги «Иллюстрированные мемуары истории якобинизма» он очень старался доказать: Французская революция стала следствием не сочетания объективных общественных процессов и нескольких неудачных ходов монархии, а результатом огромного, тщательно спланированного заговора инфернальных сил, выраженных в идейном смысле «возмутительными» идеями Просвещения. Ну, знаете, что наука — это хорошо, прогресс это полезно, техника помогает экономике, а человекам нужны права (справедливости ради, эту концепцию первыми запустили всё же католики-иезуиты в своей прогрессивной части): совершенно жуткие, буквально сотонинские идеи, ведь надо просто молиться, пахать и служить его величеству королю!

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 14

Ну а в центре заговора просвещенцев Баррюэль поставил тех самых иллюминатов Вейсгаупта — хотя идеи Просвещения возникли и окрепли ещё тогда, когда и отца Вейсгаупта в проекте не было, и даже масоны не успели появиться: первую ложу создали буквально в ходе попойки в лондонской таверне «Гусь и Рашпер» в 1717 году. Точно такой же подход продемонстрировал в то же самое время шотландский профессор Джон Робисон, выпустивший книгу с длинным и красноречивым названием «Доказательства заговора против всех религий и правительств Европы, осуществляемого на тайных встречах франкмасонов, иллюминатов и обществ чтения. Собраны из достоверных источников!».

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 15

По словам Робисона, лидеры иллюминатов «не верили ни единому своему слову, не верили тем теориям, которые излагали… На самом деле они намерены были упразднить все религии, свергнуть все правительства и привести мир к массовому разграблению и катастрофе». В общем, зло ради зла, мвахаха, во славу то ли Сотоны, то ли Ктулху. Обоснуй вместе с логикой и фактурой буквально хромали на все конечности в обоих трактатах — но они отлично легли на общественный запрос изрядно испуганной происходящим образованной части европейского общества. Именно из этого всеевропейского шока и буквально подвернувшейся под руку идиотской истории вейсгауптских иллюминатов и родилась живучая по сей день концепция уже не локального, а всемирного заговора. Которая каждый раз всплывает на поверхность в эпохи бурных исторических перемен и катаклизмов, когда «вроде бы ничего не предвещало».

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 16

Ужасаться, впрочем, действительно было чему: то, что в теории и в первые революционные годы выглядело как почти бескровная дорога к просвещённому царству рацио, совершенствованию общества на основе прав и свобод, научно-технического прогресса, внезапно обрушилось в мясорубку якобинского террора, которая даже многих убеждённых сторонников Просвещения и прогресса кинула в объятия монархизма и консерватизма. «Уж лучше короли и епископы, чем психи с гильотиной, не об этом мечтали Вольтер и Дидро». Затем из всей этой круговерти вылез некто Наполеон и пошёл объяснять остальной Европе боевую эффективность «больших батальонов» и хорошо организованной боевой артиллерии.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 17

Троны и престолы разлетались во все стороны, европейские границы перекраивались буквально по желанию левой пятки императора, и всё это выглядело если не Армагеддоном, то его явным преддверием. И было совершенно непонятно, как мы все буквально за считаные годы дошли до жизни такой, ведь революционной и наполеоновской эпохам предшествовали долгие десятки лет «галантного века» и «кабинетных войн» с весьма небольшими армиями и умеренными территориальными изменениями. Первые авторы-конспирологи дали очень сильно фрустрированной публике кривое, ошибочное, но удобное и понятное объяснение: это всё масоны по приказу иллюминатов во славу Сотоны. Первая теория глобального заговора на рубеже XVIII XIX веков получила огромную популярность — и проникла в том числе в США, где местным почтенным и консервативным масонам пришлось долго объяснять, что они к этим маньякам-иллюминатам не имеют отношения, и не собираются революционно сжигать Нью-Йорк, у них тут вообще-то коммерция и деньги лежат.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 18

Отметим важный момент: возникновение первой же теории всемирного заговора напрямую связано с очень бурной исторической эпохой. В ней и сейчас-то непросто разбираться, уж очень много факторов и переменных действовали в любой момент времени, и многое определялось буквально вовремя брошенным взглядом или меткостью пули. Для современников, выросших в очень стабильном обществе «старого режима», всё это выглядело совершеннейшим хаосом — в котором при этом приходилось умудряться действовать и выживать (с совершенно неясными шансами и при самой идеальной игре, даже безупречно непотопляемый при всех режимах Талейран предпочёл переждать самые бурные годы в эмиграции).

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 19

А ведь Талейран прекрасно умудрялся делать карьеру и большие деньги и при монархии, и при революции, и при ранней республике, и при Директории, и при Наполеоне, и при реставрации монархии Бурбонов, и когда их сверг Луи-Филипп

Роб Бразертон поясняет: наш мозг буквально заточен под то, чтобы распознавать закономерности и паттерны, и с недоверчивостью относиться к непонятному. От хаоса и непредсказуемости нашему мозгу буквально больно — потому, что в условиях древнего леса или саванны это могло с лёгкостью привести к смерти. Именно поэтому самый сильный страх, как очень верно подметил Лавкрафт — это страх неизвестного, или, того хуже, непознаваемого. Чем непонятнее ситуация, чем она болезненнее, и чем большую потенциальную угрозу представляет — тем больше наш мозг пытается выявить хотя бы какие-то узнаваемые механизмы, чтобы описать происходящее, просчитать шансы и предложить варианты действий. Нам буквально нужно разглядеть хоть какой-то паттерн, хоть какую-то объясняющую модель, потому что иначе плохо будет и нашей психике, и нашему организму.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 20

Более того: чем субъективно или объективно значимее происходящее, чем радикальнее изменения среды, тем больше наш мозг готов поверить в то, что оно является результатом действия чьей-то воли. Бразертон показывает на основе целого ряда социологических и психологических экспериментов: даже в абстрактной и условной ситуации человек с большей готовностью видит чью-то организованную волю там, где происходит что-то важное. К примеру, испытуемые с большей готовностью допускали наличие заговора, когда им рассказывали историю вымышленного покушения на лидера несуществующей страны, если в сюжете покушение оказывалось успешным.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 21

Мало кто готов поверить в то, что стрелявшие в Брежнева или Рейгана (и не сумевшие убить) люди представляли какой-то хитрый план — но в «непростое» убийство Кеннеди до сих пор верят большинство американцев. Хотя, промажь стрелок — и даже при наличии какого-нибудь хитрого плана ЦРУ Ли Харви Освальд остался бы в истории просто поехавшим неудачником. С другой стороны, если бы лейтенант Ильин застрелил-таки в 1969 году Леонида Ильича — на полках книжных магазинов стояли бы целые тома с аргументацией, что он работал на США, Моссад, заговорщиков КГБ или каких-нибудь подпольных монархистов.

«Недоверчивые умы»: почему конспирология и поиск тайных смыслов — не баг, а фича человеческого мышления? Часть 1 - 22

А ведь это только вершина айсберга, самый очевидный и интуитивно понятный механизм, который провоцирует нас верить в теории заговора. Роб Бразертон показывает и другие, менее очевидные и более тонкие факторы того, как вроде бы вполне рациональное мышление и прошитые в нас модели поведения и восприятия превращают теории заговора в лакомые куски для ума и картины мира. На это, в ряде случаев контринтуитивно, работают и культурные архетипы, и ряд важных для нормальной работы сознания когнитивных и перцептивных иллюзий, и то, как на замечаемые нами реальные или воображаемые паттерны влияют наши взгляды, травмы и опыт, и многое другое. О чём мы и договорим во второй части.

Автор: Erwinmal

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js