Есть одно убеждение, которое сделало многих людей несчастными, но они даже не подозревают об этом. Эта желание быть хорошим. В отличие от кучи других убеждений, которые не скрывают, что добавляют в жизни проблем, это выглядит белым и пушистым. Если ты «хороший человек», то этим можно гордиться. На самом деле — это повод всерьез забеспокоиться.
Что значит «быть хорошим человеком»?
Собственно, именно здесь и кроется ключевая проблема. Люди, которые стремятся быть хорошими, редко задумываются о том, что это значит. Скорее, они полагаются на ощущение, что если их действия вызывают одобрение, то они хорошие. А если окружающие начинают на них злиться или стыдят, или оказываются ими недовольны, то это немедленно превращает их в плохишей, которые всех разочаровывают.
А разочаровать окружающих легко.
-
Вам потребовалось больше денег, и вы попросили повышения зарплаты? Готово — вы меркантильный человек, думающий только о себе и не испытывающий лояльности к проекту.
-
Решили уделить время себе и не поехали на дачу копать картошку? Сразу видно — вы человек с гнильцой, не наш человек.
-
Пообещали жене и детям, что проведете с ними выходные, а начальник просит выйти на работу? Превосходно — какой вариант не выбери, все равно останетесь для кого-то плохим.
В этом и заключается ловушка хорошести. Все люди хотят от вас разного, их желания могут не совпадать с вашими и да еще и противоречить друг другу, так что человек, который решил быть хорошим, не разобравшись, что это для него означает, обречен на перманентный ад.
Почему же так много людей стремятся быть хорошими, ежедневно предавая себя и выбирая чужие цели, а не свои собственные? Потому что иначе их ждет самый глубокий круг ада
Кукловоды
В юности я очень хорошо прочувствовал этот ад, когда читал роман Роберта Хайнлайна «Кукловоды». Он о том, как на Землю высадились паразиты, которые цепляются к людям и подчиняют их своей воле.
Главный герой попадает под влияние такого паразита. Когда его спасают и просят снова «нацепить» паразита, чтобы провести допрос, он испытывает приступ жуткой паники.
— Нет, только не я! Лучше умереть! Я к этой твари больше не прикоснусь!
— Ладно, — говорят ему, — мы нашли другого добровольца. Хочешь посмотреть допрос?
Герой соглашается, а когда приходит в комнату для допросов, то оказывается, что доброволец — девушка, в которую он влюблен.
Я читал, как героя разрывает пополам от страха перед паразитом и от жуткой ненависти и обиды на девушку, что ради нее ему придется жертвовать собой, ведь он не может подвергать ее риску, и мне хотелось реветь, поскольку было очень знакомо это чувство взаимоисключающих требований. И это чувство знакомо каждому «хорошему человеку»:
Выбрать себя всегда означает предать остальных
Не уступил место бабушке в автобусе? Предатель. Не занял денег другу? Предатель. Свалил за границу, когда родина в опасности? Предатель. А предателям, как любезно сообщает нам Данте, уготован самый глубокий круг Ада — ледяное озеро Коцит, и Люцифер вместо котика. Неудивительно, что так сложно отказаться от своей хорошести.
Как наливали Коцит
Но давайте разберемся, откуда вообще возникла идея, что другие важнее, чем вы? Почему какая-то бабушка в автобусе или нищий, которому вы не дали денег, способны вызвать такую бурю эмоций? Словом, как возник этот внутренний ад, из которого сложно найти выход.
Во-первых, всем очень выгодно, чтобы вы обслуживали их интересы. Хороший человек — удобный человек, который с радостью выполнит все, что от него потребуется. Подаст стакан воды в старости, выйдет в выходной, чтобы акционеры получили больше денег, закроет собой амбразуру.
Поэтому неудивительно, что каждый на свой лад вколачивает идею, что быть хорошим — это единственно верный способ жить. И родители, и учителя, и государство, и классики выступают в этом вопросе единым фронтом.
Во-вторых, «хорошесть» дает эфемерное ощущение безопасности. Если вы угождаете окружающим, то они вами довольны, а раз довольны, то у них нет к вам претензий. Хорошего же человека не тронут и не обидят, верно?
В-третьих, ощущение себя хорошим дает не только ощущение безопасности, но часто дарит в придачу ощущение морального превосходства. Примерно как добро должно победить зло, хорошие люди должны победить плохих.
Благодаря этим трем столпам идея «хорошести» — очень устойчивая конструкция. Что же делать тем, кто устал находиться в ее плену?
Противоядие от «хорошести»
Можно, конечно, кинуться в крайность и стать плохишом: сгонять бабушек с насиженных мест в автобусе и гадить соседям на коврик под дверью, но более адекватный и экологичный путь — научиться больше себя ценить.
Идея «хорошести» стоит на том, что другие люди всегда достойны большего, чем вы. Вы должны принести себя в жертву молодым, потому что за ними будущее, а старым, поскольку они слабее, чем вы. Уступить место в очереди, поскольку другому нужнее и т.д. Заткнуть собой амбразуру и не роптать, поскольку хорошие люди не ропщут.
Несложно заметить, что эта логика держится не столько на том, что окружающие настолько великолепны, что надо им уступить, сколько на том, что вы ничего ценного собой не представляете. Вернее, вы ценны ровно настолько, насколько удобны для других. Чем больше вы готовы задвигать в угол свои потребности и обесценивать себя, тем ценнее вы становитесь — такой парадокс.
Возникает вопрос: «Как научиться себя ценить?», но это разговор на отдельный большой материал. Если статья показалась интересной, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где пишу про разные ментальные ловушки и лайфхаки, которые помогают с ними справиться.
Автор:
Ingirov